Код документа: RU2036953C1
Изобретение относится к составу бензина, содержащему основное количество бензина, подходящего для использования в двигателях с искровым зажиганием и минимальное количество, по крайней мере, одной добавки.
Известны смазочный и топливные составы, содержащие основное
количество смазочного масла и минимаьлное количество эфира производного, которое включает смесь эфир-соли металлов, янтарной кислоты с углеводородным заместителем, в котором углеводородный заместитель
содержит по крайней мере около 50 алифатических углеродных атомов и не более 5% олефиновых связей от общего числа углерод-углеродных ковалентных связей в заместителе. Источники углеводородного
заместителя состоят в основном из насыщенных олефиновых полимеров моноолефинов, имеющих 2-30 атомов углерода. Самым предпочтительным источником углеводородного заместителя является полиизобутилен. К
спиртам, используемым при получении эфиропроизводных, относятся соединения общей формулы
HO-(R1-0-)n-R2-OR3, где R3 водород, арил,
низший алкил, такой как этил, пропил, трет-бутил, пентил и т.д. или аралкил;
n от 0 до, примерно, 150;
R1 и R2 низший алкилен, содержащий до 8 атомов
углерода.
При добавке к топливам такие эфиропроизводные способствуют сохранению чистоты топлива, препятствуя отложению осадков в топливных цистернах, трубопроводах, карбюраторах, устройствах для впрыска топлива и во многих других системах, включая во многих случаях снижение образование нагара в камере сгорания, свечах зажигания и выхлопных клапанах. Эти соединения действуют также эффективно в качестве противозакупоривающих средств.
Известны составы, содержащие минимальное количество полиальфаолефина с вязкостью при 100оС 2-20 сСт (2х10-6 до 2х10-5 м2/с), и возможно также алифатический полиамин, соль щелочного или щелочно-земельного металла производного янтарной кислоты в качестве добавки, улучшающей скорость распространения пламени, и/или полиолефин. Производное янтарной кислоты описано как соединение, имеющее в качестве заместителя по крайней мере у одного из его альфа-углеродных атомов незамещенный или замещенный углеводородный радикал, имеющий от 20-200 атомов углерода, или как соединение, имеющее в качестве заместителя у одного из альфа-углеродных атомов, незамещенный или замещенный углеводородный радикал, имеющий 20-200 атомов углерода, связанный с другим альфа-углеродным атомом посредством углеводородной группировки, имеющей 1-6 атомов углерода, образуя структуру кольца. Соли производного янтарной кислоты могут быть одноосновными солями с остающейся карбоксильной группой, аминированной или этерифицированной. Однако упоминание об использовании в реакции аминирования или соответственно этерифицирования подходящих аминов или спиртов, отсутствует. Как утверждается, предпочтительными солями являются двухосновные соли.
Известен состав бензина, содержащий основное количество бензина, подходящего для использования в двигателях с искровым зажиганием, и минимальное количество соли щелочного или щелочно-земельного металла производного янтарной кислоты, в качеастве добавки улучшающей распространение пламени, имеющего в качестве заместителя по крайней мере у одного из альфа-углеродных атомов, незамещенный или замещенный углеводородный радикал, имеющий 20-200 углеродных атомов или производного янтарной кислоты, имеющего в качестве заместителя у одного из его альфа-углеродных атомов незамещенный или замещенный углеводородный радикал, имеющий 20-200 атомов углерода, который связан с другим альфа-углеродным атомом посредством углеводородной группировки, имеющей 1-6 атомов углерода, образуя кольцевую структуру. Соли янтарной кислоты производного могут быть одноосновными с остающейся карбоксильной группой, аминированной или этерефицированной. Однако упоминание о том, что в реакции аминирования или соответственно этерефицирования использованы подходящие спирты или амины отсутствует. Как утверждается, предпочтительными солями являются двухосновные соли.
Известны также составы для использования в топливах, содержащие маслорастворимый карбоксильный диспергирующий агент и термически стабильную, относительно нелетучую нефтяную фракцию. Карбоксильный диспегирующий агент представляет собой карбоновую кислоту или ангидрид, эфир, соль металла или ацилированное азотпроизводное этой кислоты. В качестве диспергирующий агентов особенно предпочтительны янтарная кислота, содержащая в основном насыщенный алифатический углеводородный заместитель, и ангидриды этих кислот.
Установлено, что соли щелочных металлов некоторых производных янтарной кислоты используются в качестве присадок, улучшающих распространение пламени, и сравнимы с присадками аналогичного действия, хорошо известными специалистам в данной области. Установлено, что они имеют преимущества, обусловленное их меньшей вязкостью и меньшей склонностью к агломерации, последнее свойство составляет конкретную проблему, связанную с тем, что приводит к пригоранию клапана.
В соответствии с изобретением обеспечивается состав бензина, содержащий основное количество бензина, подходящего для использования в двигателях с искровым зажиганием, и минимальное количество
соли щелочного металла неполного эфира алкилового полиэфирного спирта общей формулы I
HO-[CH2-
Изобретение обеспечивает способ управления двигателем вн утреннего сгорания с искровым зажиганием, который включает добавление в указанный двигатель состава бензина, который приведен выше. Среди солей щелочных металлов неполного эфира предпочтительны натриевые соли или, особенно предпочтительны соли калия. Алкиловый или алифатический углеводородный заместитель может быть линейным или разветвленным. Предпочтительно, когда имеет значения от 4 до 20, более предпочтительно от 4 до 15 и особенно от 5 до 6.
Предпочтительно R, содержащий, по крайней мере, 6 углеродных атомов или 7 семь углеродных атомов. Преимущественно R представляет С9-15, а более предпочтительно С12-15 алкильную группу.
Предпочтительно, каждый R1 независимо представляет атом водорода или С1-5 алкил, предпочтительно метил или этил.
Соединения формулы I хорошо известны или могут быть получены в соответствии с хорошо известными процессами.
Природа заместителя (ей) по крайней мере у одного из альфа-углеродных атомов производного янтарной кислоты, имеет важное значение, поскольку определяет в большей степени растворимость соли щелочного металла неполного эфира в бензине. Как правило, алифатическая углеводородная группа может быть производной полиолефина, мономеры которого имеют 2-6 углеродных атома, например полиэтилена, полипропилена, полипентена, полигексена или смешанного полимера. В частности, предпочтительна алифатическая углеводородная группа, представляющая производное полиизобутилена. Предпочтительно, когда алифатическая углеводородная группа имеет 15-150 углеродных атома. Установлено, что очень эффективна группа алифатическая углеводородная, имеющая 20-30 атомов углерода.
Алифатическая углеводородная группа может иметь заместители, например один или более атомов водорода могут быть замещены другим атомом, например, атомом галогена, или неалифатическими органическими группами, например не- замещенной фенильной группой, или гидрокси-, сложноэфирной, кетонной альдегидной или простой эфирной группировкой.
Производное янтарной кислоты может иметь более одной С15-200-алифатической углеводородной группы, прикрепленной к одному или обоим альфа-углеродным атомам. Предпочтительно, когда янтарная кислота имеет один С15-200-алифатический углеводородный радикал у одного из ее альфа-углеродных атомов. У другого альфа-углеродного атома традиционно нет заместителя или только углеводородный радикал с короткой цепочкой, например С1-6-алкил. Последняя группа может быть соединена с С15-200-алифатическим углеводородным радикалом с образованием кольцевой структуры.
Получение производных замещенной янтарной кислоты хорошо известно. В том случае, когда в качестве заместителя используется полиолефин, производное замещенной янтарной кислоты может быть получено путем смешения полиолефина, например полиизобутилена, с малеиновой кислотой или ангидридом малеиновой кислоты и пропускаанием хлора через эту смесь, в результате получают хлористоводородную кислоту и полиолефин-замещенную янтарную кислоту.
Известен способ получения углеводород-замещенного ангидрида янтарной кислоты, заключающийся в нагревани смеси полиолефина с малеиновыми ангидридом.
Неполный эфир полиолефин-замещенной янтарной кислоты может быть традиционно получен при взаимодействии известным образом полиолефин-замещенной янтарной кислоты с алкиловым полиэфирным спиртом общей формулы (I), например такого спирта, в котором n=5, R смесь С12-15-алкильных групп, R1 метил. Этот спирт доступен и известен под торговой маркой "Oxilube-500", производится рядом компаний группы Royal Dutch/Shell. Из неполного эфира соответствующая соль щелочного металла может быть традиционно получена при взаимодействии с гидроксидом щелочного металла, например гидроксидом калия.
Состав бензина, соответствующий изобретению, может традиционно содержать от 1 до 1000 ррmw предпочтительно от 100 до 400 ррmw, (ppmw либо число частей на миллион, либо число частей на тысячу), соли щелочного металла неполного эфира, наиболее предпочтительно, когда соль щелочного металла неполного эфира это соль калия, а наиболее предпочтительно, когда концентрация этой соли щелочного металла неполного эфира находится в интервале от 4 до 16 ррmw.
Присутствие щелочного металла в составах бензина, соответствующих изобретению, возможно создает защиту против оседания седла клапана в двигателях. Этот состав бензина может также содержать другие добавки. Он может содержать соединение свинца в каачества антидетонатора и, соответственно, состав бензина, соответствующий изобретению, включает оба бензина, как бензин с добавкой свинца, так и бензин, не содержащий свинца. Состав бензина может также содержать антиоксиданты, такие как фенольные производные, например 2,6-ди-трет-бутилфенол или фенилендиамины, например, N,N' -ди-вт.-бутил-пара-фенилендиамин или антидетонаторные добавки.
Конкретной подходящей добавкой в дополнение к соли щелочного металла неполного эфира может быть для состава бензина, соответствующего изобретению, полиолефин, полученный из С2-С6-мономеров. Предпочтительным полиолефином является полиизобутилен, содержащий от 20 до 175 атомов углерода, и, особенно, от 35 до 150 атомов углерода. В предпочтительном варианте настоящего изобретения количество полиолефина в составе бензина варьируется в пределах от 100 до 1200 ррmw.
В
альтернативном варианте некоторые или все полиолефины, полученные из С2-С6-мономеров, могут быть замещены на полуэфир полиокси алкилен гликоля общей формулы II
R2O-[(EO/m/PO/t]-H/II/,
ЕО этиленокси;
РО пропиленокси;
R2 -С1-С20-алкил; m и t средние значения этиленокси- и
пропилен-окси-группировок в каждой молекуле полуэфира, так что отношение m/(m+t) находится в интервале 0-0,5, а t/(m+t) в интервале 0,5-1, а средняя мол.м. полуэфира 500-3000.
Предпочтительно, когда в формуле II R2 смесь С12-15-алкильных групп и кинематическая вязкость полуэфира составляет примерно 80 мм2/с при 20оС согласно ASTM Д455, такой полуэфир коммерчески доступен, он выпускается рядом компаний Royal Dutch/Shell под торговой маркой "Оxilube-949". Количеаство полуэфира в составе бензина, соответствующего изобретению, предпочтительно составляет 100-1200 ррmw.
Другой подходящей добавкой в дополнение к соли щелочного металла неполного эфира для предлагаемого состава бензина является С20 -С150-алкил-или алкенилсодержащий полиамин. Предпочтителен среди полиаминов N-полиизобутилен-N',N'-диметил-1,3-диаминопропан. Количество полиамина в предлагаемом составе бензина предпочтительно находится в интервале от 5 до 200 ррmw.
Весьма подходящей комбинацией добавок в дополнение к соли щелочного металла неполного эфира для предлагаемого состава бензина является известная комбинация, которая включает маслорастворимый алифатический полиамин и углеводородный полимер. Эта комбинация добавок снижает требования по увеличению октанового числа (OR1). Снижение OR1 связано с предотвращением образования отложений в камере сгорания и прилегаемых поверхностях двигателя с системой искрового зажигания и/или с удалением таких отложений с этих поверхностей. Хотя могут быть использованы различные типы полиаминов и различные типы полимеров предпочтительно использовать полиолефин, мономер которого имеет 2-6 атомов углерода, в комбинации с С20-150-алкил или алкенилсодержащим полиамином. Итак предпочтительно, чтобы предлагаемый состав бенина содержал такую комбинацию. Среди наиболее предпочтительных полиолефинов, о которых шла речь выше, является полиизобутилен, имеющий 20-175 атомов углерода в цепочке, в частности полиизобутилен, имеющий 35-150 углеродных атомов. Среди используемых полиаминов предпочтителен N-полиизобутилен-N',N'-диметил-1,3-диаминопропан. Количества полиолефина и алкил- или алкенилсодержащего полиамина в предлагаемом составе бензина предпочтительно, варьируется от 100 до 1200 ррmw и от 5 до 200 ррmw, соответственно. Далее состав может содержать поверхностно-активные вещества неионной природы, такие как алкилфенол или алкилалкоксилат. Подходящие примеры таких поверхностно-активных веществ включают С4-18-алкилфенол и С2-6-алкилэтоксилат, или С2-6-алкилпропоксилат или смеси на их основе. Количество поверхностно-активного вещества преимущественно составляет от 10 до 1000 ррmw. Состав может также содержать еще и детергент, такой как полиолефин-замещенный сукцинимид (имид янтарной кислоты). Подходящие примеры таких детергентов включают полиолефинзамещенные сукцинимиды. Количество детергента преимущественно варьируется от 10 до 1000 ррmw.
Предлагаемый состав бензина включает основное количество бензина (основа топлива), подходящего для использования в двигателях с искровым зажиганием. Этот бензин включает углеводороды, кипящие в основном в интервале температур кипения, характерных для бензина от 30 до 230оС. Эта основа топлива включает смеси насыщенных, олефиновых и ароматических углеводородов. Она может быть получена из бензина прямой гонки, синтетически полученных ароматических углеводородных смесей, при каталитическом или термическом крекинге углеводородного крекинг-сырья, гидрокрекинге нефтяных фракций или каталитическом риформинге углеводородов. Октановое число основы топлива не является критическим параметром и может обычно быть выше 65. В бензине углеводороды могут быть вплоть до существенных количеств заменены спиртами, эфирами, кетонами или простыми эфирами. Естественно, что основа топлива должна быть свободна в основном от воды, поскольку вода может препятствовать равномерному горению.
Соли щелочных металлов неполных эфиров могут быть добавлены в бензин отдельно или они могут быть добавлены к бензину после смешения с другими добавками. Предпочтительный способ добавления этих солей к бензину состоит в следующем: в начале готовят концентрат этих солей и затем добавляют этот концентрат в точно рассчитанном, требуемом количестве в бензин.
Изобретение далее обеспечивает концентрат, подходящий для
добавления к бензину, содержащий разбавитель, совместимый с бензином, в количестве 20-50 мас. соль щелочного металла неполного эфира алкилового полиэфирного спирта общей формулы:
HO-/CH2-
Подходящие разбавители, совместимые с бензином это углеводороды, подобные гептану, спирты или эфиры, такие как метанол, этанол, пропанол, 2-бутоксиэтанол или метил-трет-бутиловый эфир. Предпочтительный разбавитель это ароматический углеводородный растворитель, такой как толуол, ксилол, их смеси, или смеси толуола или ксилола со спиртом. Возможно, концентрат может содержать осветлитель, в частности, полиэфирного типа этоксилированную алкилфенол-формальдегидную смолу. Осветлитель, если используется, предпочтительно присутствует в концентрате в количестве 0,01-1% в расчете на разбавитель.
Изобретение обеспечивает
далее для использования соль щелочного металла неполного эфира алкилового полиэфирного спирта общей формулы (I)
HO-/CH2-
П р и м е р 1. Полиизобутилен средней мол.м. (Мn) 280, определенной методом гель-проникающей хроматографии, и малеиновый ангидрид перемешивали вместе при нагревании до 180оС в атмосфере азота. Затем через реакционную смесь пропустили хлор в течение 5 ч и затем реакционную смесь выдерживали при 180оС еще 4 ч. Молярное отношение полиизобутилена к малеиновому ангидриду в реакционной смеси было 1,0(1,5) 1,12. Избыток малеинового ангидрида был удален затем отгонкой, в результате получили полиизобутенил янтарный ангидрид с кислотным числом 5,9 ммоль/г.
Смесь полиизобутенил янтарного ангидрида (100 г), полученного выше и 148 г алкилового эфира полиэфирного спирта общей формулы I, где n=5; R смесь С12-С15-алкильных групп; R1 метильная группа, доступного под торговой маркой "Оxilube-500" из ряда компаний Royal Dutch (Shell). Затем нагрели при 200оС в течение 5 ч при атмосферном давлении и в течение 1 ч при давлении 20 мм рт. ст. в результате получили неполный эфир с кислотным числом 2,1 ммоль/г. После охлаждения неполный эфир (100 г), полученный выше растворили в ксилоле (50 г) и полученный раствор смешали с раствором гидроксида калия в метаноле (8,5 г) 83%-ного растворенного в 21,2 г метанола гидроксида калия). Реакционная смесь была нагрета до 65оС за 3 ч, к концу этого периода реакционную смесь отфильтровывали и фильтрат сохранили.
После очистки фильтрата получили желаемую соль (содержание каляи 4,4%).
П р и м е р 2. Полиизобутилен средней мол.м. (Мn) 340, определенной методом гель-проникающей хроматографии (280 г), и малеиновый ангидрид (196 г) нагревали в течение 16 ч при 200оС, к концу этого периода малеиновый ангидрид отогнали, в результате получили полиизобутенил янтарный ангидрид с кислотным числом 5,3 ммоль/г.
Смесь полиизобутенил янтарного ангидрида (303,9 г), полученного выше и 405,5 г алкил-полиэфирного спирта общей формулы 1, упомянутого в примере 1, нагревали в течение 3,5 ч при атмосферном давлении и 1 ч при давлени 20 мм рт. ст. Полученный продукт, неполный эфир, имел кислотное число 1,04, 681 г полученного неполного эфира растворили в 500 мл ксилола и соединили с раствором гидроксида калия в метаноле (8,5 г 83%-ного гидроксида калия, растворенного в 21,2 г метанола) и нагревали при 65оС в течение 3 ч, затем после фильтрации и последующей очистки получили нужную соль, содержащую 4,0% калия.
П р и м е р 3. В соответствии с процедурой, описанной в примере 2, калиевая соль неполного эфира алкилового полиэфирного спирта общей формулы I, где n=5; R смесь С9-С11-алкильных групп; R1 атом водорода, со средней мол.м. (Мn) 380, определенной по методу гель-проникающей хроматографии (спирт известен под торговой маркой "Dobanol 91-5" и выпускается рядом компаний Royal Dutch (Shell) и полиизобутенил янтарной кислоты, была получена при использовании этого спирта вместо спирта, который был использован в примере 2.
П р и м е р 4. В соответствии с процедурой, описанной в примере 2, калиевая соль неполного эфира полиизобутенил янтарной кислоты и конденсата смеси С12-С15-спиртов, пропиленоксида и этиленоксида в молярном соотношении алканола пропиленоксид-этиленоксида 154.2:5,6 (плотность по ASTM Д1298 при 20оС равна 0,98; индекс вяз кости по ASTM Д2270 186, средняя мол.м. (Мn) 700, выпускается под торговой маркой "Oxilube-501" рядом компаний Royal Dutch (Shell) была получена с использованием этого конденсата вместо алкилового полиэфирного спирта, о котором шла речь в примере 2.
П р и м е р 5. Смесь полиизобутилена средней мол.м. (Мn ) 353, определенной по методу гель-проникающей хроматографии (45 кг), и малеинового ангидрида (25 кг) нагревали в течение 16 ч при 200оС, к концу этого периода избыток малеинового ангидрида отогнали, в результате получили полиизобутенил янтарный ангидрид с кислотным числом 4,04 ммоль (г), остаток малеинового ангидрида составил 0,1 мас. и полиизобутилена 21,7 мас.и Смесь 35 кг полиизобутенил янтарного ангидрида, полученного выше, и 35,2 кг алкилового полиэфирного спирта общей формулы (I), приведенной в примере 1, нагревали при 200оС в течение 4,5 ч при атмосферном давлении. Продукт неполный эфир был получен с кислотным числом 1,04 ммоль/г. 69 кг полученного неполного эфира растворили в 30 кг ксилола и после добавления раствора гидроксида калия в метаноле (17 кг, 25 мас. раствора) нагревали в течение 3 ч при 65оС, после чего отфильтровывали и затем очистили. В результате получили требуемую соль с содержанием калия 2.10 мас. Концентрация нелетучих была 61,1 мас.
П р и м е р 6. Метод определения того, что может случиться в среде двигателя при определенных условиях вождения, состоит в исследовании внешнего вида и вязкостных характеристик смеси добавок после удаления всех светлых компонентов, т.е. кипящих ниже 350оС. Смеси добавок от А до Н, приведенные в табл. 1, были перегнаны для удаления легки компонентов на роторном испарителе, отгонка проводилась в течение часа при 140оС и давлении 1,3 Па, после чего по методу ASTM Д445 определялись вязкости оставшихся продуктов.
Результаты приведены в табл. 1. Использованные добавки добавка I-N-полиизобутилен-N',N'-диметил-1,3-диаминопропан,поли-изобутилен со средней мол. м. 1350, определенной по методу парофазной осмометрии; добавка II- калия полиизобутилен-сукцинат, полиизобутилен, имеющий мол.м. 950, определенную методом парофазной осмометрии; добавка III полиизобутилен средней мол.м. 650, определенной методом гель-проникающей хроматографии; добавка IV полуэфир полиоксиалкиленгликоля формулы (II), где R смесь С12-15 алкильных групп, вязкость полуэфира кинематическая примерно 80 мм2/с при 20оС определялась по ASTM Д445, этот полуэфир выпускается под торговой маркой "Оxilube-949" рядом компаний Royal Dutch/Shell.
Как правило, вязкость остатка смеси добавок и тенденция к заеданию клапана, вызванная смесью добавок, коррелируют. Чем выше вязкость остатка смеси добавок тем больше вероятность заедания клапана, вызываемая этой смесью добавок. Из данных табл. 1 следует, что остатки смесей добавок (присадок) С по Н, содержащих продукты примеров 1,2 и 4 обладают меньшей вязкостью в сравнении с вязкостью остатков смесей добавок (присадок) А и В из прототипа. Следовательно, присадки с С по Н должны также приводить к меньшему заеданию клапана, чем присадки А и Б.
П р и м е р 7. Смеси присадок А, В и С были испытаны в тесте на заедание входного клапана Volkswagen Transport согласно следующей методике. В начале транспортное средство прошло дистанцию 50 км на основном топливе для того, чтобы продуть (очистить топливную систему. Затем транспортное средство прошло испытание на пробег 112 км на смеси основного топлива и одной из смеси присадок А, В и С. На протяжении этой дистанции транспортное средство прошло через этапы горячего прогрева, холостого хода и движения с максимальной скоростью 24,40 и 56 км/ч на второй, третьей и четвертой передаче, соответственно. В периоды горячего прогрева транспортное средство оставляли стоять в течение 10 мин с выключенным двигателем. Напротив, в период холостого хода, транспортное средство оставляли стоять на 30 мин с включенным двигателем.
По завершении этих испытательных пробегов транспортное средство на ночь припарковали в рефрижераторном трейлере при температуре -16оС. Заедание клапана оценивали на следующее утро путем измерения максимального компрессионного давления в каждом цилиндре.
Аналогичным образом смеси присадок А, В их С были испытаны в Vauxhall Cavalier. Результаты приведены в табл. 2, из которой следует, что среднее значение максимального компрессионного давления для смеси присадок С выше, чем для присадки А прототипа, как в случае тестирования Volkswagen Transporter так и Vauxhall Cavalier, и выше чем в случае смеси присадок В прототипа в случае Volkswagen Transport тестирования.
П р и м е р 8. Для того, чтобы оценить действие добавок, облегчающих зажигание были проведены испытания на двигателе Astra объемом 1,3 л, который был модифицирован таким образом, чтобы был оптический доступ в камере сгорания одного из цилиндров. Соотношение компрессии для цилиндра в испытаниях было равно 5,8:1. В каждом испытании двигатель работал с 2000 об/мин в течение 2 ч, в течение этого времени велись непрерывные измерения. Из собранных данных возможно определить для каждой испытанной добавки снижение в циклическом отклонении указанного значения эффективных давлений (IМЕР). Испытания были проведены на бензине, не содержащем добавок свинца без добавок соединений калия и на бензине, не содержащем добавок свинца, 2,4 и 8 ррmw калия. Калий был введен в виде соли неполного эфира полиизобутилензамещенной янтарной кислоты (полиизобутилен мол. м. 280, определенной по методу гель проникающей хромоматографии) и алкилполиэфирного спирта формулы (I), в которой n= 5; R смесь С12-15 -алкильных групп; R1 метильная группа (выпускается под торговой маркой "Оxilube-500" рядом компаний Royal Dutch/Shello). Результаты испытаний приведены в табл. 3.
Сущность изобретения: состав бензина, содержащий основное количество бензина, в двигателях с искровым зажиганием, дополнительно содержит присадку в виде 0,0001 - 0,1 мас.% соли щелочного металла неполного эфира алкилполиэфирного спирта ф-лы: HO-(CH2-CH(R′)-O)n-R, где n - множитель от 4 до 25; R-C6-C20 -алкильная группа; R′ независимо представляет собой атом водорода или C1-C10 алкильную группу и производного янтарной кислоты, имеющего в качестве заместителя по крайней мере у одного из альфа-углеродных атомов замещенный и незамещенный алифатический углеводородный радикал, имеющий 15 - 200 углеродных атомов, который возможно связан с другим альфа-углеродным атомом посредством углеводородной группировки, имеющий 1 - 6 атомов углерода, образуя кольцевую структуру. Дополнительно бензин содержит 0,01 - 0,12 мас.% полиолефина, полученного из C2-C6 мономера и/или полуэфира-полиоксиалкиленгликоля ф-лы R2O-[/EO/mPO/t]-H, где ЕО - этиленокси; PO - пропиленокси; R2 -C1-C20- алкил, m и t - средние значения числа этиленокси и пропиленокси при m/(m + t = 0, - 0,5, t/(m + t) = 0,5 - 1, мол. м. 500 - 3000 и 0,0005 - 0,2 мас. % C20 -C150 алкил- или алкенилсодержащего полиамина. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.