Код документа: RU188816U1
Полезная модель относится к противопожарной технике и может быть использована для блокирования распространения пламени при пожаре и продуктов горения по воздуховодам, шахтам, каналам систем вентиляции и кондиционирования, а также для защиты проемов в ограждающих строительных конструкциях зданий и сооружений различного назначения.
Известен противопожарный клапан для воздуховодов [RU 2174026, А62С 4/02], содержащий установленные в корпусе на осях и соединенные с легкоплавким замком поворотные створки, каждая из которых выполнена из двух пластин, и вспучивающийся огнезащитный материал, при этом, клапан содержит фиксирующий механизм, установленный на рукоятке открытия поворотных створок, вспучивающийся огнезащитный материал нанесен на внутреннюю поверхность корпуса и на внешние поверхности поворотных створок коробчатой формы, заполненных теплоизоляционным материалом, пластины поворотных створок имеют зигзагообразное сечение, а центры осей поворотных створок расположены на линии, отстоящей от плоскости поворотных створок, при этом, длина крепежных элементов, с помощью которых поворотные створки крепятся на осях, меньше толщины поворотных створок, а легкоплавкий замок размещен в съемном люке на боковой части корпуса.
Особенностью известного технического решения является то, что, легкоплавкий замок содержит зацепляющий механизм в виде стержня, установленного на штыре, закрепленном в люке с возможностью вращения, фиксирующий механизм содержит подпружиненный фиксатор, контактирующий с ограничителем, расположенным на корпусе клапана, а вспучивающийся огнезащитный материал армирован.
Недостатком известной конструкции является то, что требуется длительный технологический цикл нанесения вспучивающегося покрытия, окрашивание. Заслонка сварной конструкции имеет тепловые мосты, передающие тепло с обогреваемой стороны на необогреваемую. Жесткая конструкция заслонки обусловливает значительный ее прогиб под действием температурных расширений составляющих ее листов.
Наиболее близки по технической сущности в заявленному является противопожарный клапан для воздуховодов [RU 2273504, A62C 4/02, 10.04.2006], содержащий установленные в корпусе на приводных осях не менее чем одну поворотную заслонку, фиксирующий механизм, легкоплавкий замок, причем, стенки корпуса, снабженные загибами, соединены между собой с помощью вытяжных заклепок, загибы заведены в шины, верхняя и нижняя стенки корпуса выполнены с прямоугольными выступами, на боковых стенках корпуса установлены планки с отверстиями для закрепления осей заслонок, при этом, каждая заслонка выполнена в виде заполненной теплоизоляционным материалом коробчатой рамы с пазами, на которую нанесена термоуплотнительная лента, а сверху заклепками закреплены металлические листы с отгибами, съемный привод помещен в отдельный корпус и снабжен фиксирующим механизмом, совмещенным с легкоплавким замком.
Особенностями известного технического решения является то, что, заслонки имеют общий привод, который снабжен фиксирующим механизмом, включающим стопор с двумя цилиндрами, имеющими возможность заходить в пазы диска, сообщенного с пружиной кручения, закрепленной на корпусе привода, причем, на оси стопора установлены втулки с расположенной между ними пружиной, удерживаемой легкоплавким элементом. Кроме того, на термоуплотнительную ленту нанесено лакокрасочное покрытие.
Недостатком наиболее близкого технического решения является относительно узкая область применения, поскольку клапан может быть установлен только в местах размещения электропривода или дополнительного размещения электропривода непосредственно у клапана, причем, привод заключен в отдельный корпус, установленный на рейках, закрепленных с внешней стороны на стенке клапана, приводной вал сообщен через муфту с валом-рукояткой, а муфта надевается на приводной вал и предназначена для передачи момента кручения на нижнюю заслонку. Это обусловливает относительно малую автономность клапана и существенно увеличивает время на его монтаж и демонтаж. Кроме того, это снижает надежность клапана, поскольку возможны неисправности в соединении клапана с внешним электроприводом, что характерно для воздуховодов вентиляционных систем, работающих в условиях вибрационных нагрузок.
Кроме того, наиболее близкое техническое решение обладает относительно высокой сложностью, поскольку предполагает использование приводных осей для каждой заслонки.
Задача предлагаемой полезной модели является создание клапана, обладающего повышенными автономностью и надежностью.
Требуемый технический результат заключается в повышении автономности и надежности.
Поставленная задача решается, а требуемый технический результат достигается тем, что, в противопожарном клапане для воздуховодов, содержащем корпус, в котором размещена поворотная ведущая заслонка, установленная на своих полуосях, закрепленных на боковых стенках корпуса, согласно полезной модели, введен электропривод, который посредством шарнирной рычажной передачи соединен с поворотной ведущей заслонкой, а также поворотные ведомые заслонки, которые установлены на своих полуосях, закрепленных на боковых стенках корпуса, и одной стороной соединены с поворотной ведущей заслонкой тягой ведомой, которая обеспечивает посредством шарнирной рычажной передачи при срабатывании электропривода перевод поворотной ведущей заслонки и поворотных ведомых заслонок в положение, перекрывающее пространство между боковыми стенками корпуса, при этом, ось вращения электропривода и ось вращения поворотной ведущей заслонки установлены перпендикулярно для обеспечения установки электропривода вдоль поворотной ведущей заслонки.
На чертеже представлен пример конструкции противопожарного клапана для воздуховодов с двумя поворотными ведомыми заслонками в положении, когда поворотная ведущая заслонка и поворотные ведомые заслонки находятся в положении, перекрывающем пространство между боковыми стенками корпуса.
На фиг. 1 - вид спереди при закрытых заслонках;
на фиг. 2 - вид сбоку при закрытых заслонках;
на фиг. 3 - вид сбору при открытых заслонках.
На чертеже обозначены:
1 - корпус;
2 - ведущая заслонка;
3 - ведомая заслонка;
4 - полуось поворотной ведущей заслонки;
5 - тяга ведомая;
6 - электропривод;
7 - шарнирная рычажная передача;
8 - торцевое уплотнение.
Противопожарный клапан для воздуховодов содержит корпус 1, в котором размещена поворотная ведущая заслонка 2, установленная на полуосях 4, закрепленных на боковых стенках корпуса 1.
Кроме того, противопожарный клапан для воздуховодов содержит электропривод 6, который посредством шарнирной рычажной передачи 7 соединен с поворотной ведущей заслонкой 2, установленной на своих полуосях 4, а также поворотные ведомые заслонки 3, каждая из которых установлена на своих полуосях, закрепленных на боковых стенках корпуса 1, и одной стороной соединены с поворотной ведущей заслонкой 2 тягой ведомой 5, которая обеспечивает посредством шарнирной рычажной передачи 7 при срабатывании электропривода 6 перевод поворотной ведущей заслонки 2 и поворотных ведомых заслонок 3 в положение, перекрывающее пространство между боковыми стенками корпуса 1. Кроме того, в противопожарном клапане для воздуховодов ось вращения электропривода 6 и ось вращения поворотной ведущей заслонки 2 установлены перпендикулярно для обеспечения установки электропривода 6 вдоль поворотной ведущей заслонки 2.
Противопожарный клапан для воздуховодов функционирует следующим образом. Он устанавливается в проем противопожарной преграды, через который проходит воздуховод, и служит для предотвращения распространения пожара через проем по воздуховоду.
В обычном положении клапан открыт - поворотная ведущая заслонка 2 и поворотные ведомые заслонки 3 находятся в горизонтальном, по чертежу, положении, и пропускает поток воздуха по воздуховоду.
При срабатывании электропривода 6, например, при срабатывании термодатчика (на чертеже не показан), электропривод 6 приводит в действие шарнирную рычажную передачу 7, что приводит к переводу ведущей заслонки 2 в вертикальное положение, которая одновременно с этим через тягу 5 ведомую 5 передает вращение на ведомые заслонки 2, которые также переходят в вертикальное положение, перекрывая пространство между боковыми стенками корпуса для блокирования распространения пламени при пожаре и продуктов горения по воздуховоду.
Уплотнение 8 заслонок в закрытом положении обеспечивается, например, за счет торцевого уплотнения с наклеенным терморасширяющимся материалом и за счет уплотнений с наклеенным терморасширяющимся материалом между корпусом и заслонками, а также между самими заслонками.
Использование шарнирной рычажной передачи от привода на ведущую заслонку делает возможным расположить привод таким образом, чтобы ось вращения привода и ось вращения ведущей заслонки были перпендикулярны друг другу, что позволяет устанавливать привод на стенке внутри корпуса вдоль заслонок, что обеспечивает существенное повышение автономности устройства, и позволяет значительно уменьшить длину корпуса клапана, что косвенно увеличивает его надежность. Расположение тяги ведомой внутри корпуса между торцами заслонок в открытом положении и стенкой корпуса, вместо того, чтобы такого рода тягу устанавливать с наружной стороны корпуса, или выносить ее за пределы сторон заслонок, существенно увеличивает автономность клапана, уменьшает габариты клапана и уменьшает время на его монтаж и демонтаж. Кроме того, это увеличивает надежность клапана, поскольку исключает влияние неисправности в соединении клапана с внешним электроприводом, что характерно для воздуховодов вентиляционных систем, работающих в условиях вибрационных нагрузок.
Полезная модель относится к противопожарной технике и может быть использована для блокирования распространения пламени при пожаре и продуктов горения по воздуховодам, шахтам, каналам систем вентиляции и кондиционирования, а также для защиты проемов в ограждающих строительных конструкциях зданий и сооружений различного назначения. Требуемый технический результат, заключающийся в повышении автономности и надежности, достигается в устройстве, содержащем корпус, в котором размещена поворотная ведущая заслонка, установленная на своей полуоси, закрепленной на опорной боковой стенке корпуса, а также электропривод, который посредством шарнирной рычажной передачи соединен со стороной поворотной ведущей заслонки, которая противоположна стороне, установленной на своей полуоси, а также поворотные ведомые заслонки, каждая из которых установлена одной стороной на полуоси на опорной боковой стенке корпуса, а другой стороной соединены с поворотной ведущей заслонкой тягой ведомой, которая обеспечивает посредством шарнирной рычажной передачи при срабатывании электропривода перевод поворотной ведущей заслонки и поворотных ведомых заслонок в положение, перекрывающее пространство между боковыми стенками корпуса, при этом ось вращения электропривода и ось вращения поворотной ведущей заслонки устанавливают перпендикулярно для обеспечения установки электропривода вдоль поворотной ведущей заслонки. 3 ил.