1
Изобретение относится к лесосечным моторным инструментам и предназначено для
использования при работах в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Известна переносная бензомоторная цепная пила, включающая двигатель с пильным
аппаратом, опорную раму с рукоятками управления и бензобаком, соединенную при
помощи амортизаторовс двигателем, снабженным механизмом уравновещивания сил
инерции первого порядка, противовесы которого расположены в плоскости шатуна,
при этом механизм уравновещивания выполнен в виде двух противовесов, противоположно
вращающихся с одинаковой угловой скоростью и установленных на параллельных
валах, расположенных в плоскости , проходящей через оси цилиндра и
коленчатого вала двигателя, кроме того, ось одного противовеса совпадает с осью
коленчатого вала, а ось другого удалена от оси первого в сторону от цилиндра 1.
Указанная пила имеет сравнительно больщой уровень мощности виброколебаний на
рукоятках управления, потому что урарновещивающий механизм ослабляет (компенсирует
) виброколебания, возникающие от
сил инерции основной частоты (первой гармоники
) виброколебаний двигателя пилы, и ни в какой степени не подавляет вторую
гармонику, которая дает наиболее опасные для оператора виброколебания. Кроме
5 тото, указанная пила не обеспечивает достаточной безопасности работы оператора
из-за движения пилы (пильного аппарата) на оператора при резком увеличении числа
оборотов двигателя вследствие неуравно ,0 вещенности реактивных сил.
Наиболее близкой к предлагаемой является переносная бензомоторная цепная пила,
которая содержит одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с центральным
кривощипно-щатунным механизмом, в ко15 тором встроен механизм уравновешивания
инерционных сил плоскость движения инерционных масс которого совпадает с плоскостью
движения щатуна или лежит в непосредственной близости от нее, пильный
2Q аппарат, дугообразную переднюю и пистолетного типа заднюю рукоятки, образующие
несущую раму пилы, соединенную через упругие элементы с двигателем, и топливный
бак, максимально приближенный своим центром тяжести к центру массы пилы, при
этом механизм уравновешивания инерционных сил имеет два вала, оси вращения которых
расположены в одной плоскости с осью вращения колеН4атого вала, на котором
установлен маховик, а плоскость, проходящая через оси вращения валов, перпендикулярна
плоскости движения шатуна. Каждый из валов механизма уравновешивания
имеет противовес и щестерню, сцепленную с шестерней коленчатого вала, а противовесы
обоих валов лежат в непосредственной близости к плоскости движения шатуна двигателя 2.
Указанная бензомоторная цепная пила имеет недостатки. Во-первых, на рукоятках
управления во время работы пилы возникает сравнительно высокий уровень мощности
виброколебаний с частотой, равной удвоенно -lacTOTe вращения коленчатого
вала, вследствие того, что виброколебания этой частоты не компенсируются (не ослабляются
) встроенным в двигатель механизмом уравновешивания инерционных сил;
во-вторых, такая конструкция пилы не обеспечивает необходимую безопасность оператора
от травм, так как при резком переходе от малых к рабочим оборотам двигателя
реактивный момент импульса корпуса пилы возрастает скачком и отбрасывает пилу
на оператора «обратный удар, вследствие чего и возможно травмирование последнего
работающим пильным аппаратом.
Цель изобретения - уменьшение мощности
виброколебаний на рукоятках управления и повыщение безопасности работы
оператора при резком увеличении числа оборотов двигателя.
Указанная цель достигается тем, что второй вал механизма уравновешивания
имеет зубчатое квлесо, которое сопряжено с зубчатым колесом первого вала, и установлен
от его оси на расстоянии полтора дезаксиала, причем оси первого и коленчатого
валов расположены симметрично относительно оси цилиндра двигателя и в плоскости
, перпендикулярной этой оси, а маховик расположен на первом валу механизма уравновешивания .
Кроме того, с целью уменьшения габаритов картера двигателя и виброколебаний
второй гармоники инерционных сил, ось второго вала механизма уравно.вешивания
расположена относительно плоскости, проходящей через оси коленчатого и первого
валов, со стороны, противоположной расположению цилиндра, на расстоянии не более
дезаксиала от оси цилиндра.
При таком конструктивном исполнении
пилы обеспечивается, во-первых, уменьшение мощности виброколебаний на рукоятках
управления по причине того, что механизм уравновешивания инерционных сил
имеет противовес, установленный на втором валу, вращающемся с частотой в два
раза большей, чем частота вращения коленчатого вала, и уравновешивает силу инерции
второго порядка (вторую гармонику) кривошипношатунного дезаксиального механизма;
во-вторых, повышение безопасности работы оператора вследствие того,
что маховик кривошипно-шатунного механизма установлен на первом валу, который
врашается в противоположную сторону относительно вращения коленчатого вала и
уменьшает тем самым реактивный момент импульса движущихся масс двигателя, вы
зывающий поворот пилы на оператора при резком ускорении оборотов двигателя; в-третьих
, уменьшение габаритов картера двигателя и, следовательно, его массы и массы
уравновешивающего механизма по причине
выполнения кривошипно-шатунного механизма
дезаксиальным, что и позволило иметь один вал, несущий шестерню и противовес
для уравновешивания сил инерции первого порядка и второй вал с одной шестерней
и одним противовесом для уравновешивания сил инерции второго порядка (второй
гармоники) и, кроме того, наличие дезаксиального кривошипно-шатунного механизма
повышает мощность двигателя и уменьшает износ цилиндра и поршня двигателя; в-четвертых
, наиболее эффективное подавление инерционных сил второго порядка (второй
гармоники) достигается потому, что второй вал уравновешивающего механизма установлен
относительно плоскости, проходящей через оси коленчатого и первого валов,
0 со стороны, противоположной . расположе нию цилиндра, на расстоянии не больше
дезаксиала от оси цилиндра, а это, в конечном счете, уменьшает момент сил инерции
поршня и противовеса второго вала. На фиг. 1 показана переносная бензо5
моторная цепная пила, разрез; на фиг. 2 - дезаксиальный кривошипно-шатунный механизм
двигателя с механизмом уравновешивания инерционных сил в аксонометрии.
Переносная бензомоторная цепная пила имеет одноцилиндровый двигатель внутреннего
сгорания с дезаксиальным кривошипно-шатунным механизмом, в который
встроен механизм уравновешивания инерционных сил, плоскость движения инерционных
масс которого совпадает с плоскостью
5 движения шатуна 1 (фиг. 1) или лежит в
непосредственной близости от нее, пильный аппарат 2, рукоятки 3 управления и топливный
бак 4. Механизм уравновешивания имеет установленный в картере двигателя
первый вал 5, на котором установлен махо0 вик 6 (фиг. 2), шестерня 7, сцепленная с
шестерней 8 коленчатого вала- 9, и противовес 10 для уравновешивания инерционных
сил первого порядка кривошипно-шатунного механизма, второй вал И с противовесом
12, разделенным на две части для улучшения компоновки, шестерней 13, сцепленной
с шестерней 7 первого вала 5. Оси коленчатого и первого валов 9 и 5 расположены
в картере двигателя параллельно между
собой на расстоянии удвоенного дезаксиала друг от друга (дезаксиал - расстояние/
равное .смещению оси коленчатого вала 9 относительно цилиндра 14 Двигателя) в
плоскости, перпендикулярной оси цилиндра 14 и симметрично относительно этой оси.
Ось второго вала 11 параллельна оси первого вала 5 и находится на расстоянии от
нее равном полтора дезаксиала, а относительно плоскости, проходящей через оси
коленчатогб и первого валов (9 и 5), ось второго вала 11 находится со стороны, противоположной
расположению цилиндра 14 на расстоянии не более дезаксиала от оси цилиндра 14. Механизм уравновешивания
такой конструкции может быть применен в пилах как с низко расположенными, так и
высокорасположенными рукоятками 3 управления , при этом рукоятки 3 управления
могут образовывать виброзащитную раму пилы, включающую бензобак. При этом виброзащитная
рама может быть соединена с KOpFiycoM пилы через упругие элементы (амортизаторы).
Работающий кривошипно-щатунный механизм двигателя создает неуравновешенные
силы инерции первого и второго порядков (первую и вторую гармоники). Вращение
коленчатого вала 9 передаетсячерез сцепленные между собой щестерни 8 и 7 на
первый вал 5, который, вращаясь вместе с противовесом 10 с той же угловой скоростью,
что и коленчатый вал 9, но в противоположном направлении,, создает силы инерции,
равные по величине и противоположно направленные силам инерции первого порядка,
создаваемым кривошипно-шатунным механизмом двигателя, и,следовательно, уравновешивает
последние при всех режимах работы двигателя. Таким образом достигается
равновесие сил инерции первого порядка , а это, в свою очередь, приводит к исключению
виброколебаний на рукоятках 3 управления от этих сил. Одновременно вращение
от первого вала 5 передается через сцепленные между собой шестерни 7 и 13
на второй вал 11 с его противовесом 12, который, вращаясь в ту же сторону, что и
коленчатый вал 5, но с удвоенной угловой скоростью, уравновешивает силы инерции
второго порядка (вторую гармонику), возникающие при вращении кривошипно-шатунного
механизма двигателя, чем и обеспечивается исключение виброколебаний на
рукоятках 3 управления от сил инерции второго порядка. Кроме того, маховик 6, установленный
.на первом валу 5, вращаясь вместе с последним в сторону противоположную
вращению коленчатого вала 9, компенсирует в некоторой степени реактивный
момент импульса корпуса пилы, чем и достигается повыщёние безопасности работы оператора.
Использование предлагаемого технического решения уменьщает мощность виброколебаний
на рукоятках управления при сохранении веса и габаритов пилы путем выполнения
кривошипно-шатунного механизма дезаксиальным с встроенным механизмом
уравновешивания инерционных сил, который уравновешивает инерционные силы,
создаваемые кривошипно-шатунным механизмом , как первого, так и второго порядка
, и повышает безопасность работы оператора за счет размещения маховика на
конце первого вала. В конечном счете это приводит к повышению производительности
труда оператора и снижению заболеваемости операторов виброболезнью. По сравнению
с известными (базовыми) образцами пил («Тайга-214 - с низкорасположенными
рукоятками yпpaBv eния и «Урал-2 - с
5 высокорасположенными рукоятками управления
) предлагаемая пила будет иметь при прочих равных условиях (весе, габаритах,
производительности пиления и т. п.) на рукоятках управления более низкий уровень
виброколебаний на 5-8 дБ, что позволит
0 изготовлять в СССР пилы с минимальным
уровнем виброколебаний по сравнению с пилами всех зарубежных стран. Форм1 ла изобретения
1. Переносная бензомоторная цепная пИла , содержащая одноцилиндровый двигатель
внутреннего сгорания с кривошипношатунным механизмом, механизм уравновешивания
инерционных сил, имеющий маховик , противовесы, установленные на параллельных
коленчатому валу валах, пер0 вый из которых связан посредством цилиндрической
зубчатой передачи с коленчатым валом, отличающаяся тем, что, с целью
уменьшения мощности виброколебаний на рукоятках управления и повышения безопасности
работы оператора при резком уве5 личении числа оборотов двигателя, второй
вал механизма уравновешивания имеет зубчатое колесо, которое сопряжено с зубчатым
колесом первого вала, и установлен от его оси на расстоянии полтора дезаксиала,
причем оси первого и коленчатого валов расположены симметрично относительно оси
цилиндра двигателя и в плоскости, перпендикулярной этой оси, а маховик располол ен
на первом валу механизма уравновешивания .
5 2. Пила по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов картера двигателя
и виброколебаний второй гармоники инерционных сил, ось второго вала механизма
уравновешивания расположена относительно плоскости, проходящей через
оси коленчатого и первого валов, со стороны , противоположной расположению цилиндра
, на расстоянии не более дезаксиала от оси цилиндра.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР
№ 519321. кл. В 27 В 17/00, 1974.
2.Патент Швеции № 371958,
кл. В 17/08, 1972 (прототип).