1
Изобретение относится к ручным меха .низированным инструментам и может быть
использовано в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Известна мотопила, включающая двигатель , жестко соединенный с пильным аппаратом
, бензобак и рукоятки с рычагом управления дроссельной заслонкой карбюратора
двигателя, жестко соединенные в опорную раму, связанную с двигателем при помощи
упругих элементов и механизма изменения жесткости упругих элементов 1.
Известная конструкция не обеспечивает эффективной пространственной виброизоляции
рукояток и неудобна в эксплуатации.
Известна, также переносная моторная
пила, включающая двигатель с камерой сгорания, стойку с проущинами, пильный
аппарат, бензобак и рукоятки управления с рычагом управления дроссельной заслонкой
, жестко соединенные в опорную раму, упругие элементы с ограничителями их деформации
, установленные между опорной рамой и проушинами стойки, механизм изменения
жесткости упругих элементов с управляющим устройством, установленным
на камере сгорания и связанным с рычагом управления дроссельной заслонкой. Известная
пила, обладая достаточным удобством в эксплуатации, обеспечивает эффективную
виброизоляцию рукояток управления на -режимах холостого и рабочего хода 2.
Однако такая пила конструктивно сложна , так как каждый из трех механизмов изменения
жесткости упругих элементов снабжен подвижным штоком с поршнем, соединенным
с пневмоцилиндром, а также вследствие износа опорных порщней происходит
быстрая потеря надежности устройства. Кроме того, наличие разветвленной системы
воздухопроводов снижает надежность работы механизма изменения жесткости упругой подвески.
Цель изобретения - упрощение конструкции пилы.
Поставленная цель достигается тем, что механизм, изменения жесткости амортизаторов
выполнен в виде эластичной емкости , установленной между кронштейнами и
бензобаком, а ограничитель деформации амортизаторов выполнен в виде тросика,
закрепленного на опорно раме.
На фиг. 1 изображена переносная моторная пила, общий Вид; на фиг. 2 - то же,
в плане; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - узел I на фиг. 1; на фиг. 5 -
сечение Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 - вид В на фиг. 5; на фиг. 7 - сечение Г-Г на фиг. 2.
Пе;реносная моторная пила включает двигатель 1 с камерой 2 сгорания, стойку
3 с кронштейнами 4; пильный аппарат 5, бензобак 6 и рукоятки 7 управления с рычагом
8 управления дроссельной заслонкой, жестко соединенные в опорную раму 9, пружинные
амортизаторы 10, 11 и 12 с ограничителями 13 их деформации, установленные
на опорной раме 9. Каждый из амортизаторов 10, 11 и 12 расположен через
равные угловые интервалы по окружности, центр которой совпадает с центром тяжести
опорной рамы 9, причем главные центральные оси инерции опорной рамы 9 Jx,
JY, Jz совпадают с главными центральными осями X, Y, Z жесткости системы пружинных
амортизаторов 10, 12 и 11.
Каждый из амортизаторов 10, 11 и 12
выполнен равножестким в виде цилиндрической винтовой пружины 14, установленной
без натяга, средние витки которой жестко закреплены в кронштейнах 4 стойки
3, а концевые - в кронштейне 15 рамы 9. Равная жесткость амортизаторов 10, 11
и 12 обеспечивается отношением длин рабочих частей L пружины 14 к среднему
диаметру D, равным 1,45-1,55. Ограничители деформации выполнены в виде тросика
13, закрепленного на опорной раме посредством кронштейна 15, натяжного винта 16 и фиксирующей гайки 17.
Механизм изменения жесткости амортизаторов 10, 11 и 12 выполнен в виде эластичной
емкости 18, изготовленной из термостойкого материала, установленной между
бензобаком 6 и кронштейнами 4. Нижней опорой для емкости 18 является металлическая
пластина 19, установленная на кронштейнах-4 и стойке 3. Между емкостью
18 и бензобаком 6 установлена термостойкая асбестовая прокладка 20. Емкость 18
связана посредством воздуховодов 21, 22 и управляющего устройства с камерой 2
сгорания. Управляющее устройство выполнено в виде поворотного золотника 23 с
обратным клапаном 24 и установлено на голове цилиндра двигателя. Наличие обратного
клапана 24 предотвращает сброс давления из емкости 18 в процессе разряжения
в камере 2 сгорания при обратном ходе поршня двигателя 1.
Золотник 25 имеет впускной канал 26, а неподвижная втулка 27 поворотного золотника
23 канал 28 для сброса давления, который проходит через корпус 29 поворотного золотника. Золотник 25
с рычагом 30 связан с рычагом 8 управления гибким элементом 31. Между корпусом
29 и рычагом 30 установлена пружина 32 сжатия. Корпус 29 жестко закреплен
на дефлекторе 33 и связан со стойкой 3 посредством кронштейна 34, внутри которого
выполнен воздуховод 21. Во избежание разрыва емкости 18 на стойке 3 предусмотрен
ограничитель давления, выполненный в виде обратного клапана 35.
Мотопила работает следующим образом.
Двигатель 1 генерирует пространственные
колебания, передающиеся через стойку 3, кронштейны 4 и амортизаторы 10-12
на опорную раму 9. При переводе мотопилы на режим холостого хода рычаг 8 управления
дроссельной заслонкой освобождается.
Под действием пружины 32 рычаг 30 поворачивает
золотник 25. Камера 2 сгорания связывается через впускной канал 26 с воздуховодом
21 и посредством воздуховода 22 - с эластичной емкостью 18, которая,
под действием избыточного давления увеличивая свой объем, отжимает опорную раму
9 от кронштейнов 4 стойки 3 до сопри .косновения средних витков пружин 14 с
ограничительными тросиками 13. Поскольку оси амортизаторов 11 и 12 параллельны,
а ось амортизатора 10 перпендикулярна осям амортизаторов 11 и 12, происходит
пространственное замыкание опорной рамы 9 со стойкой 3, что приводит к возрастанию
суммарной жесткости упругой подвески , отстройке спектра собственных частот
системы от резонансных зон и снижению уровня вибрации на рукоятках 7 опорной
рамы 9 на режиме холостого хода.
При переводе мотопилы на режим рабочего
хода, рычаг 8 управления дросселькой заслонкой карбюратора поворачивается
и, преодолевая сопротивление пружины 32, воздействует на гибкий элемент 31, а рычаг
30 - на золотник 25. Последний, поворачиваясь против часовой стрелки, связывает
емкость 18 через воздуховоды 21, 22, и выпускной канал 28 с атмосферой. Под
действием сил упругости емкость 18 ежи- . мается, и происходит размыкание опорной
рамы 9 и кронштейнов 4. Это приводит к снижению суммарной жесткости упругой
подвески и к обеспечению необходимой отстройки от резонансов на режиме рабочего хода.
Введение кронштейна 34 позволяет увеличить жесткость стойки 3 в направлении
оси пильного аппарата 5, что обеспечивает необходимую отстройку стойки 3 от резонансов
изгибных колебаний при работе двигателя на режиме рабочего хода. При этом
происходит снижение уровня вибрации на входе в амортизаторы 10, 11 и 12, а следовательно
, и на рукоятках 7 опорной рамы 9. Выполнение механизма изменения
жесткости упругой подвески в виде эластичной емкости 18, установленной между бензобаком 6 и кронштейнами 4, позволяет существенно упростить конструкцию и повысить
надежность. Дополнительным преимуществом конструкции является выполнение
воздуховодов 21 и 22 в кронштейне 34 и стойке 3, что улучшает ее эргономические свойства.
Формула изобретения 1. Переносная моторная пила, содержащая двигатель внутреннего сгорания, стойку
с кронштейнами, пильный аппарат, сое.диненные в опорную раму бензобак и рукоятки
с рычагом управления дроссельной заслонкой карбюратора, имеющие ограничители
деформации пружинные амортизаторы , соединяющие опорную раму с кронштейнами
, механизм изменения жесткости амортизаторов, соединенный с камерой сгорания
двигателя воздуховодами через установленное на головке цилиндра двигателя
управляющее устройство, выполненное в виде снабженного обратным клапаном поворотного
золотника, имеющего рычаг, который связан с рычагом управления дроссельной
заслонкой карбюратора гибким элементом , отличающаяся тем, что, с целью
упрощения конструкции, механизм изменения жесткости амортизаторов выполнен в
виде эластичной емкости, установленной между кронщтейнами и бензобаком.
2. Пила по п. I, отличающаяся тем, что ограничитель деформации амортизаторов
выполнен в виде тросика, закрепленного на опорной раме. Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР по заявке
№ 2337891, кл. В 27 В 17/00, 1976. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке
№ 2955323, кл. В 27 В 17/00, 1980.