Код документа: RU146781U1
Область техники, к которой относится полезная модель
Полезная модель относится к приборам внешнего освещения для транспортных средств.
Уровень техники
Традиционные фары для транспортных средств обычно имеют прозрачный рассеиватель, конструкция которого соответствует форме соседних элементов поверхности транспортного средства. Кроме того, фары имеют вогнутый отражатель, видимый через прозрачный рассеиватель и расположенный в углублении относительно этих элементов. Параболическая форма отражателя позволяет направлять свет в пределах заранее установленного угла рассеивания пучка. Однако вогнутый отражатель, находящийся в углублении, может быть визуально отделенным от контура, образованного прилегающими элементами поверхности транспортного средства, и не связанным с ним.
Некоторые блок-фары могут включать в себя безели, например, кожухи или крышки, предназначенные для защиты и обрамления таких оптических элементов фар, как отражатели. Подобные конструкции широко известны, в качестве примера можно привести публикацию патентной заявки Великобритании №712304 от 21.07.1954, которая может быть выбрана в качестве ближайшего аналога полезной модели. Такие безели могут обеспечивать визуально гармоничное сочетание контура блок-фары с прилегающими элементами внешней поверхности транспортного средства. Однако указанные кожухи, крышки и другие элементы окантовки фары могут занимать компоновочное пространство внутри блок-фары.
Раскрытие полезной модели
Техническим результатом полезной модели является визуально гармоничное сочетание блок-фары с соседними элементами внешней поверхности транспортного средства, не занимая компоновочного пространства.
Для достижения указанного эффекта предложена блок-фара для транспортного средства, которая включает в себя рассеиватель и расположенную на нем пленку, выполненную с возможностью принимать электрическое напряжение и имеющую переменную прозрачность, выборочно регулируемую от прозрачного до непрозрачного состояния в зависимости от величины напряжения, причем пленка выполнена таким образом, чтобы выборочно препятствовать прохождению света от источника света, отображая по крайней мере один узор, выровненный относительно элемента транспортного средства, расположенного рядом с рассеивателем.
Пленка может представлять собой модифицированную пористую нанокристаллическую пленку и иметь толщину до 0,25 мм.
Пленка может включать в себя подложку с прозрачным проводником и несколько расположенных друг над другом пористых слоев, прикрепленных к прозрачному проводнику. Пленка может включает в себя по крайней мере два прозрачных слоя, жидкость между по крайней мере двумя прозрачными слоями и множество непрозрачных частиц, взвешенных в этой жидкости, причем при подаче на пленку напряжения частицы могут быть выровнены таким образом, чтобы обеспечивать возможность пропускания света через пленку. При отсутствии на пленке напряжения множество непрозрачных частиц не выровнены относительно друг друга и расположены в произвольном порядке таким образом, чтобы препятствовать прохождению направленного через пленку света.
Узоры на пленке могут представлять собой сетку из шестиугольников, квадратов, кругов и/или треугольников, препятствующую прохождению света.
Источник света может представлять собой по крайней мере один светоизлучающий диод, а блок-фара также может содержать по крайней мере один вогнутый рефлектор, расположенный вокруг по крайней мере одного светоизлучающего диода.
В другом варианте предложена блок-фара для транспортного средства, которая включает в себя пленку, выполненную с возможностью принимать электрическое напряжение и иметь переменную прозрачность в зависимости от величины напряжения, составной растровый рассеиватель, на котором расположена пленка и который направляет свет в соответствии с по меньшей мере одной формой расходящегося пучка, причем пленка выполнена таким образом, чтобы выборочно препятствовать прохождению света от источника света, отображая по крайней мере один узор, выровненный относительно элемента транспортного средства, расположенного рядом с рассеивателем.
Составной растровый рассеиватель может иметь наружную поверхность, выровненную относительно наружной поверхности одного или нескольких внешних элементов поверхности транспортного средства, расположенных рядом с наружной поверхностью рассеивателя.
Составной растровый рассеиватель также может иметь наружную и внутреннюю линзы, а пленка может быть расположена между указанными линзами.
Внутренняя линза может представлять собой сетку из оптических элементов, выполненных с возможностью рассеивать свет в соответствии с по крайней мере одной формой расходящегося пучка. Эта сетка из оптических элементов может включать в себя первое множество оптических элементов, скомпонованных таким образом, чтобы на них поступал свет от источника дальнего света, и способных рассеивать свет в соответствии с первой формой расходящегося пучка, а также второе множество оптических элементов, скомпонованных таким образом, чтобы на них поступал свет от источника дальнего света, и способных рассеивать свет в соответствии со второй формой расходящегося пучка.
Сетка оптических элементов может представлять собой единую пластину.
Пленка может иметь непрозрачный или полупрозрачный участок, отображающий предварительно заданный узор, когда на источнике света и пленке отсутствует напряжение.
Пленка может иметь полупрозрачный участок, отображающий предварительно заданный узор, когда на источник света подано питание, а на пленке напряжение отсутствует.
Пленка может иметь полупрозрачный или прозрачный участок для пропускания ближнего или дальнего света при подаче питания на источник света и подаче напряжения на пленку, обеспечивая пропускание света через пленку.
Пленка может представлять собой модифицированную пористую нанокристаллическую пленку, толщиной до 0,25 мм.
Краткое описание чертежей
Фиг. 1 представляет собой изображение одного варианта выполнения блок-фары транспортного средства в разобранном виде.
На Фиг. 2 укрупненно показан участок поверхности рассеивателя с Фиг. 1.
Фиг. 3 представляет собой изображение блок-фары с Фиг. 1, работающей в режиме дальнего света.
Фиг. 4 представляет собой изображение блок-фары с Фиг. 1, работающей в режиме ближнего света.
Фиг. 5 представляет собой изображение блок-фары с Фиг. 1, имеющей определенный узор для отображения режима дневных ходовых огней.
На Фиг. 6-10 изображены пять вариантов выполнения блок-фары с Фиг. 1, имеющей пленку с соответствующим предварительно заданным узором.
На Фиг. 11-15 приведены увеличенные схематические изображения пяти вариантов пленки для блок-фары с Фиг. 1 с различными рисунками.
Фиг. 16 представляет собой изображение блок-фары с Фиг. 1, имеющей определенный узор и сигнальное устройство.
На Фиг. 17 схематически показана пленка с Фиг. 3 в поперечном разрезе пленки по линии 8-8;
На Фиг. 18 и 19 схематически показаны другие варианты пленки в поперечном разрезе.
Осуществление полезной модели
Далее представлено подробное описание полезной модели. Описанные варианты приведены исключительно в качестве примеров, которые могут быть воплощены в различных формах. Фигуры необязательно выполнены в масштабе, некоторые элементы могут быть увеличены или уменьшены с целью изображения деталей отдельных компонентов. Конкретные конструкционные и функциональные особенности, изложенные в данном описании, не должны рассматриваться как ограничение, и приведены лишь в качестве иллюстрации для ознакомления специалистов в данной области техники с вариантами осуществления полезной модели.
Блок-фара транспортного средства может визуально сочетаться с окружающей ее передней частью кузова, обеспечивая единый непрерывный визуальный контур транспортного средства. Блок-фара может быть эффективно скомпонована таким образом, чтобы увеличивать доступное в ней пространство, улучшать эстетическую целостность внешнего вида транспортного средства и при эксплуатации транспортного средства пропускать свет или создавать узоры различными способами. В этом отношении блок-фара может включать в себя составные растровые рассеиватели, которые обеспечивают определенные схемы рассеивания пучка света и имеют активный закрывающий механизм, например, пленку, который обеспечивает гармоничное сочетание визуального контура блок-фары с соседним наружным элементом транспортного средства. Блок-фара с практически такими же компонентами может быть установлена в других местах транспортного средства, например, в задней части кузова, чтобы обеспечить заднюю блок-фару.
На Фиг. 1 блок-фара 100 транспортного средства (далее - «блок-фара») может включать в себя один или несколько источников 102 света, которые в этом случае могут представлять собой светоизлучающие диоды (далее - «светодиоды», LED) для улучшения компоновки блок-фары и увеличения срока службы источников света, а также окружающих компонентов блок-фары, которые получают тепло от источников 102 света. Однако источники света могут также представлять собой лампы накаливания или другие подходящие источники света.
Блок-фара 100 также может включать в себя рассеиватель 104, пропускающий по крайней мере часть света, генерируемого источником света. Рассеиватель 104, показанный на рисунке, может представлять собой составной растровый рассеиватель 106, который включает в себя наружную линзу 108, представляющую собой прозрачную цельную пластину. Однако наружная линза может также состоять из двух или нескольких частей, являющихся прозрачными, полупрозрачными или сочетающих в себе указанные свойства.
Рассеиватель 104 может также включать в себя внутреннюю линзу 110, соединенную с наружной линзой 108 и представляющую собой цельную панель 112 с сеткой 114 из оптических элементов, выполненной с возможностью рассеивать свет в одном или нескольких режимах рассеивания пучка. В частности, сетка 114 может включать в себя первое множество оптических элементов 116 или линз, сформированных в виде единого участка одной секции 118 панели 112. Например, оптические элементы 116 могут принимать свет от источника дальнего света, например, светодиодного, причем каждый оптический элемент 116 может быть направлен или иным образом приспособлен для рассеивания света в соответствии с первым режимом рассеивания пучка дальнего света (Фиг. 3). Кроме того, сетка 114 может также иметь второе множество оптических элементов 120 или линз, сформированных в виде единого участка другой секции 122 единой пластины 112. Например, первое множество оптических элементов 116 может принимать свет от источника ближнего света, например, от другого светодиода, причем каждый из оптических элементов 120 может быть направлен или иным образом приспособлен для рассеивания света в соответствии со вторым режимом рассеивания пучка ближнего света (Фиг. 4). Таким образом, оптические элементы 114 могут быть направлять пучок света первой формы и расходимости для дальнего света в пределах диапазона углов, направленных выше, чем для пучка света второй формы и расходимости для ближнего света. Однако рассеиватель 104 может иметь наружную поверхность 124, которая выровнена относительно наружной поверхности одного или нескольких внешних элементов 126 поверхности транспортного средства, расположенных рядом с наружной поверхностью 124 рассеивателя 104. Примерами таких внешних элементов поверхности транспортного средства могут являться решетка радиатора, капот, панель передней части кузова и бампер.
Блок-фара 100 также может включать в себя активный закрывающий механизм, который в данном случае представляет собой пленку 128, выборочно блокирующую свет от источника 102 света. С этой точки зрения, пленка 128 может предоставить светодиоду возможность освещать дорогу в режиме дальнего или ближнего света, или отображать стояночные или огни или указатели поворота. Кроме того, пленка 128 может быть использована совместно с источниками света для отображения предварительно заданного узора, выровненного относительно внешнего контура соседних элементов 126 поверхности транспортного средства таким образом, чтобы блок-фара визуально совпадала или сочеталась с окружающими элементами конструкции транспортного средства.
На Фиг. 1 показана пленка 128, которая расположена на рассеивателе 104, например, между наружной и внутренней линзами 108 и 110 составного растрового рассеивателя 106. Разумеется, пленка 128 может быть расположена на других подходящих линзах, имеющих больше или меньше двух компонентов. Кроме того, пленка 128 может принимать электрическое напряжение и иметь переменную прозрачность, выборочно регулируемую между прозрачным и непрозрачным состояниями при изменении величины напряжения.
На Фиг. 1-5 изображены источник света и пленка, совместно используемые для освещения дороги и улучшения целостного восприятия очертаний транспортного средства. Как показано в примерах с Фиг. 1-3, при подаче питания на источник дальнего света, нижняя часть 130 пленки 128 может получать питание, делающее ее прозрачной, чтобы свет от источника дальнего света мог проходить через пленку 128 и рассеиватель 104.
Кроме того, как показано на примерах с Фиг. 1 и 4, при подаче питания на источник ближнего света, питание также может поступать на верхнюю часть 132 пленки 128, делая ее прозрачной, чтобы свет от источника ближнего света мог проходить через пленку 128 и рассеиватель 104. Однако источники ближнего и дальнего света могут располагаться в различных подходящих местах блок-фары, при этом для включения ближнего или дальнего света можно подавать различные напряжения на один и тот же источник света. Кроме того, на любой участок пленки 128 или несколько таких участков может подаваться напряжение, чтобы сделать их прозрачными или полупрозрачными.
В примерах с Фиг. 1 и 5 при подаче напряжения на источники света дневных ходовых огней, на пленку 128 может не подаваться напряжение или подаваться напряжение, величина которого ниже заданного порогового значения, что позволит сделать пленку полупрозрачной и диффузно-рассеивающей свет через определенный узор 134 пленки 128. На примерах с Фиг. 6-10 показаны определенные узоры 534a, 534b, 534c, 534d и 534e могут иметь различные формы и схемы расположения. Каждый узор может представлять собой шестиугольники, квадраты, круги, треугольники, линии, другие элементов или любые их сочетания (Фиг. 11-15). Участки, на которые нанесены узоры, могут быть разделены на несколько по существу вертикальных сегментов, по существу горизонтальных сегментов, расположенных под углом сегментов, а также они могут иметь различные соответствующие границы с утолщенными участками с внутренней стороны, внешней стороны, в верхней, нижней части или их комбинации. Утолщенные участки границы могут быть обозначены сплошным цветом, и содержать эмблему транспортного средства, или любой подходящий фирменный знак или иную маркировку.
В еще одном примере с Фиг. 1 и 16 при отсутствии напряжения на источнике 102 света, на пленке 128 также нет напряжения, и предварительно заданный узор или активные участки пленки могут при этом оставаться непрозрачными. В этом примере непрозрачные участки пленки 128 могут обеспечивать визуально непрерывный контур наружного элемента транспортного средства по всей фаре, с наблюдаемой глубиной поверхности, практически совпадающей с глубиной поверхности окружающей наружной части транспортного средства. Однако вместо этого активные участки могут быть полупрозрачными для рассеяния света, также сохраняя визуально глубину поверхности или ее отсутствие, согласно соседней наружной части конструкции транспортного средства.
Со ссылкой на Фиг. 1 и 16, блок-фара 100 может также включать в себя сигнальное устройство 142, например, указатель поворота или стояночные огни, которые в этом варианте представляют собой удлиненный световой волновод, световод или отражатель, расположенный между верхним и нижним участками 130 и 132 пленки 128. Такая удлиненная конструкция может, например, сочетаться с удлиненным элементом поверхности на решетке радиатора, расположенной рядом с блок-фарой 100.
На Фиг. 17 показан один вариант выполнения пленки 128, в котором пленка может представлять собой электрохромное устройство, например, модифицированную пористую нанокристаллическую пленку. В одном из примеров пленка 128 может иметь толщину 0,25 мм. Однако толщина пленки может быть больше или меньше 0,25 мм. Кроме того, пленка 128 может включать в себя подложку 136 с прозрачным проводником 138 и несколько расположенных друг над другом пористых слоев 140, прикрепленных к прозрачному проводнику 138.
На Фиг. 18 и 19 изображен другой вариант выполнения пленки 900, в котором пленка может представлять собой устройство 902 с взвешенными частицами, содержащее два прозрачных слоя 904 и 906, жидкость 908, находящуюся между слоями 904 и 906, и множество светонепроницаемых частиц 910, взвешенных в жидкости 908. Как показано на Фиг. 18, частицы 910 могут быть выровнены в заданной конфигурации, позволяющей принимать пропускать свет при подаче на пленку 928 напряжения определенной величины. Как показано на Фиг. 19, эти частицы 910 могут быть не выровнены друг относительно друга и расположены в произвольном порядке, чтобы препятствовать пропусканию направленного света через пленку при отсутствии на пленке напряжения.
Блок-фара 100 с Фиг. 1 может также включать в себя один или несколько вогнутых отражателей 144, расположенных вокруг соответствующего источника 102 света. В одном примере отражатели 144 могут иметь значительно меньшую глубину по сравнению с традиционными параболическими отражателями, поскольку для направления светового луча используются оптические элементы составного растрового рассеивателя.
Следует понимать, что вышеприведенное описание является иллюстрирующим концепцию предложенного решения и не является ограничивающим. Очевидно, что допускаются различные варианты осуществления и применения, отличающиеся от приведенных конкретных примеров. Предполагается, что описанные технологии могут быть усовершенствованы в соответствии с развитием техники.
Все термины, применяемые в формуле полезной модели, следует понимать в их наиболее широких разумных толкованиях и их обычных значениях, как это понимают специалисты в области технологий, если иное явно не указано в описании. В частности, указанные элементы могут присутствовать как в указанном, так и в большем количестве, если специально не указано обратное.
1. Блок-фара транспортного средства, которая включает в себя рассеиватель и расположенную на нем пленку, выполненную с возможностью принимать электрическое напряжение и имеющую переменную прозрачность, выборочно регулируемую от прозрачного до непрозрачного состояния в зависимости от величины напряжения, причем пленка выполнена таким образом, чтобы выборочно препятствовать прохождению света от источника света, отображая по крайней мере один узор, выровненный относительно элемента транспортного средства, расположенного рядом с рассеивателем.2. Блок-фара по п. 1, в которой пленка представляет собой модифицированную пористую нанокристаллическую пленку.3. Блок-фара по п. 1, в которой пленка имеет толщину до 0,25 мм.4. Блок-фара по п. 1, в которой пленка включает в себя подложку с прозрачным проводником и несколько расположенных друг над другом пористых слоев, прикрепленных к прозрачному проводнику.5. Блок-фара по п. 1, в которой пленка включает в себя по крайней мере два прозрачных слоя, жидкость между по крайней мере двумя прозрачными слоями и множество непрозрачных частиц, взвешенных в этой жидкости, причем при подаче на пленку напряжения частицы могут быть выровнены таким образом, чтобы обеспечивать возможность пропускания света через пленку.6. Блок-фара для транспортного средства, которая включает в себя пленку, выполненную с возможностью принимать электрическое напряжение и иметь переменную прозрачность в зависимости от величины напряжения, составной растровый рассеиватель, на котором расположена пленка и который направляет свет в соответствии с по меньшей мере одной формой расходящегося пучка, причем пленк�