Код документа: RU2637581C2
Устройство для перерезания (отделения) буксировочного трос-кабеля (изобретение) относится к транспортным средствам, в частности к авиационной технике, а именно к устройствам сброса буксируемых объектов различного назначения (например, мишени) после окончания программы буксировки или при возникновении внештатных ситуаций в процессе буксировки.
Известно устройство для отделения буксировочного трос-кабеля с буксируемым объектом [1] (Патент на изобретение №2465175, B64D 1/12, 27.10.2012 г.), содержащее корпус со сквозным отверстием, через которое пропущен трос-кабель, а также N пиротехнических элементов, с возможностью создания струй высокотемпературного газа, радиально установленых вокруг оси сквозного отверстия. После одновременного задействования пиротехнических элементов трос-кабель пережигается энергией струй высокотемпературного газа, выделяемого пиротехническими элементами, и буксируемый объект сбрасывается.
Недостатками описанного устройства являются технологические и организационные ограничения (правила) при оснащении объектов пиротехническими средствами и наличие “открытого ” пламени в процессе пережигания и, как следствие, повышенная пожароопасность в случае подтекания легковоспламеняющих жидкостей на борту летательного аппарата.
Известно устройство для аварийного сброса груза с летательного аппарата [2] (Патент Франции №1519116 -1968 г F41J 9/10), содержащее корпус, сквозь который пропущен буксировочный канат, отрезной узел, приводимый в движение с помощью механизма перемещения, выполненного в виде пистона с злектродетонатором, расположенным в корпусе.
Недостатками описанного устройства являются технологические и организационные ограничения (правила) при оснащении объектов пиротехническими средствами, а также необходимость иметь пиротехнические расходные материалы и особые условия их хранения.
Целью создания изобретения - устройства перерезания (отделения) буксировочного трос-кабеля - является упрощение процесса подготовки летательного аппарата к выполнению буксировки объектов и снижение вероятности возникновения нештатной ситуации на борту летательного аппарата (снижение вероятности возгорания), а также снижение номенклатуры расходных материалов.
Указанная цель достигается за счет применения отрезного узла с приводом от электродвигателя и автоматической подачи инструмента в область резания после подачи команды на отделение буксируемого объекта.
Устройство для перерезания буксировочного трос-кабеля отличается от известного технического решения, содержащего корпус со сквозным отверстием, через которое пропущен буксировочный трос-кабель, отрезной узел и механизм перемещения, тем, что отрезной узел выполнен в виде кольцевой фрезы, соосно установленной на валу двигателя, с возможностью осевого перемещения до взаимодействия с трос-кабелем в режиме перерезания.
Сущность изобретения поясняется фиг.1 (а, б).
На фиг.1 приняты следующие условные обозначения:
1 – корпус; 2 – гильза; 3 – эл.двигатель; 4 – штифт; 5 – выключатель концевой;
6 – фреза кольцевая; 7 – трос-кабель; 8 – пружина; 9 – вал эл.двигателя; 10 – основание; 11 – фланец для крепления устройства. F – сила натяжения трос-кабеля.
Работа устройства перерезания буксировочного трос-кабеля заключается в следующем. В исходном состоянии трос-кабель (7) одним концом закреплен, например, на летательном аппарате (ЛА) и пропущен через отверстие устройства со стороны фланца (11). Другой конец трос-кабеля соединен с буксируемым объектом. Эл. двигатель (3) находится в исходном положени за счет резьбого соединения нижнего конца вала (9) с основанием (10).
При завершении программы буксировки на эл.двигатель (3) через нормально замкнутые контакты концевого выключателя (5) подается команда К1 на отделение буксируемого объекта в виде напряжения +27 В. Начало вращение вала эл.двигателя (9) обеспечивает выход вала из резьбового соединения с основанием (10). Под действием предварительно сжатой пружины (8) эл.двигатель (3), жестко соединенный с гильзой (2), поднимается ”вверх” до взаимодействия кольцевой фрезы (6) с трос-кабелем (7). После перерезания трос-кабеля (7) буксируемый объект сбрасывается. Штифт (4), установленный на гильзе (2), размыкает контакты концевого выключателя (5) и эл. двигатель (3) автоматически выключается. Кроме того, штифт (4), перемещаясь в пазу корпуса (1), удерживает гильзу (2) и эл. двигатель (3) от “обратного” вращения.
Экспериментальная проверка процесса перерезания трос-кабеля дала положительные результаты. Перерезанию был подвергнут трос-кабель, электрическая часть которого содержала 9 медных проводов общим сечением до 1,1 мм2, а силовая часть трос-кабеля выполнена из кевлара с разрывным усилием до 350 кг.
Источники информации
1. Патент на изобретение №2465175, B64D 1/12, 27.10.2012 г.
2. Патент Франции №1519116 - 1968 г F41J 9/10.
3. Б.В. Грабин, О.И. Давыдов, В.И. Жихарев и др. Основы конструирования ракет-носителей космических аппаратов. М.; Машиностроение, 1991, с. 357, рис. 10.33.
4. Описание изобретения к авторскому свидетельству SU №839831, B63B 9/00, бюл. №23, 23. 06. 81.
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам сброса буксируемых объектов. Устройство содержит корпус со сквозным отверстием, через которое пропущен трос-кабель, отрезной узел, выполненный в виде кольцевой фрезы, соосно установленной на валу двигателя, и механизм перемещения отрезного узла. При включении устройства в режим перерезания электродвигатель под действием пружины перемещается до взаимодействия кольцевой фрезы с трос-кабелем. По окончании перерезания трос-кабеля устройство автоматически выключается. Обеспечивается упрощение процесса подготовки транспортного средства к буксировке и сбросу буксируемого объекта, исключается вероятность возгорания. 1 ил.