1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано
в манипуляторах и в других механизмах , звенья которых должны совершать
относительное управляемое движение в плоскости.
Известен шарнир манипулятора, содержащий вал, смонтированные на нем
волновой редуктор и зубчатую передачу , а также двигатель, установленный
по оси предыдущего звена манипулятора 1 .
Недостаток известного шарнира большие габариты и сложность конструкции .
Объясняется это тем, что габариты иэ(вестного шарнира определяются разм р ми конического колеса зубчатой
передачи, к оторые уст анавливаются конструктивно, а не из условий его работоспособности.
В известном шарнире применяется также волновой редуктор с генератором
внешнего расположения и гибким колесим с внутренними зубьями. Такие конструкции генератора и гибкого
колеса волнового редуктора сложны для изготовления.
Цель изобретения - уменьшение га-) баритов и упрощение конструкции шар-, нира.
Для достижения поставленной цели шарнир снабжен торсионным валиком,
а на валу и в оболочке гибкого колеса волнового редуктора выполнены
соосные отверстия, при этом зубчатая передача расположена внутри гибкого
10
колеса, а ее ведущее колесо установ-. лено в отверстии вала и связано с
двигателем через торсионный валик, расположенный в отверстиях этого вала
и оболочки гибкого колеса волно15 вого редуктора.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема манипулятора; на фиг. 2 - шарнир манипулятора, разрез,
общий вид.
20
Шарнир манипулятора содержит
звенья 1 и 2. Внутри звена 1 вдоль его оси установлен двигатель 3, связанный
посредством конических зубчатых колес 4 и 5 с волновым редукто25 ром, имеющим генератор 6 волн внутреннего расположения, который установлен
внутри гибкого колеса 7, неподвижно закрепленного на валу 8, жестко связанном со звеном 1. В валу
30 8 выполнено отверстие 9, в котором
на подшипниковых опорах 10 установлен всш 11 ведущего зубчатого конического колеса 4. С двигателем 3
вал 11 конического колеса 4 связан при помощи торсионного валика 12,
проходящего через отверстие 13, выполненное в оболочке гибкого колеса
7 волнового редуктора и через отверстие вала 8. Зубчатое коническое колесо 5, зацепляющееся с колесом 4,
связано с генератором б волн, смонтированным на подшипниковых опорах 14, установленных на валу 8. С зубьями
гибкого колеса 7 зацепляются зубь жесткого колеса 15, связанного со звеном 2. Посредством подшипниковых
опор 16, установленных в жестком колесе 15, и посредством подшипниковых
опор 17, установленных в крышке 18, звено 2 опирается на вал 8.
Шарнир манипулятора работает следующим образом.
От двигателя 3 через торсионный
валик 12 и вал 11, зубчатые колеса 4 и 5 генератор б волн получает вращение
. Генератор б деформирует гибкое колесо 7. Вследствие деформации
неподвижно закрепленного- гибкого колеса 7 и его зацепления с жестким
колесом 15 последнее получает вращение и сообщает его звену 2. Таким
образом, звено 2 совершает поворотно движение в плоскости относительно звена 1.
Ч
Применение предлагаемого шарнира
(соединения звеньев манипулятора) позволяет получить положительный эффект, заключающийся в значительном
уменьшении, габаритов шарнира, так как зубчатая передача расположена
внутри гибкого колеса волнового редуктора , и упростить конструкцию.
Формула изобретения
Шарнир манипулятора, содержащий
вал, смонтированные на нем волновой редуктор и зубчатую передачу, а также
двигатель, установленный по оси предыдущего звена манипулятора, о тличающийся тем, что, с
целью уменьшения габаритов и упрощения конструкции, он снабжен торсионным
валиком, а на валу и в оболочке гибкого колеса волнового редуктора выполнены соосные отверстия, при
этом зубчатая передача расположена внутри гибкого колеса, а ее ведущее
колесо установлено в отверстии вала и связано с двигателем через торсионный
валик, расположенный в отверстиях этого вала и оболочки гибкого колеса волнового редуктора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке 2702190/25-08, кл. В 25J 17/00, 1979.
S 6