Код документа: SU543360A3
(54) УСТАНОВКА ДЛЯ ВТОРИЧНОГО СЖИЖЕНИЯ ГАЗА
ром 14, поддерживающим постоянное давление в трубопроводе 11. Скорость вращения приводного двигателя 15 дополнительного компрессора 6 изменяется регулятором 16 прямо пропорционально изменению давления в трубопроводе 2, т. е. изменению количества испарившегося в баках 1 сжиженного газа.
Другая часть сжатого газа после охладителя 7 поступает на вход основного компрессора 17, выполненного, нанример, в виде трехступенчатой поршневой машины с приводным электродвигателем 18 и промежуточными охладителями 19. Далее ио трубопроводу 20 сжатый газ направляется в теплообменник 4, где омывает змеевик 3 и далее ио трубоироводу 21 через расширительный клапан 22 - в сепаратор 23, после которого вторично сжиженный газ насосом 24 откачивается в баки 1, а газообразная фаза через трубопровод25, дополнительный охлаждающий змеевик 26 теплообменника 4 п трубопроводы 27 и 11 поступает к силовой установке судна на сжигание в качестве топлива. При этом регулятор 28 поддерживает нужное давление в трубопроводе 21, а сепаратор 23 снабжен регулятором уровня 29, воздействующим на клапан 30.
Силовая установка судна, использующая испарившийся сжиженный газ в качестве тонлива , в зависимости от давления последнего, создаваемого дополнительным компрессором 6, может содерл ать паровой котел, дизель или газотурбинную установку.
Установка работает следующим образом.
Испарившийся в баках 1 газ с температурой порядка - 150°С и при примерно атмосферном давлении поступает в змеевик 3 теплообменника 4, где за счет теплообмена с встречным потоком сжижаемого газа нагревается , например, до 10°С, и далее к дополнительному компрессору 6. Сжатый газ с температурой порядка 60°С и давлением около 1 кг/см попадает в охладитель 7, после которого с температурой порядка 40°С разделяется на два потока, один из которых по трубопроводу 11 отводится на сжигание в силовой установке судна, а другой, сжатый компрессором 17 до давления порядка 41 кг/см и с температурой (после промежуточных охладителей 19) порядка 40°С, охлаждается в теплообменнике 4 до температуры порядка - 120°С за счет отдачи теила первичному потоку испарившегося в баках 1 газа. Далее поток сл ижаемого газа расширяется в клапане 22 до давления 1 кг/см, т. е. до давления подачи дополиительного комирессора 6, и частично сжижается, после чего в сепараторе 23 от него отделяются легкокипящие, особенно азотосодержащие , компоненты газа, нагревающиеся затем в доиолнительном змеевике 26 теплообменника 4 за счет тепла потока сжижаемого газа и отводимые на сжигание в силовой установке судна. Жидкая фаза потока сжижаемого газа с температурой несколько ниже -150°С отводится насосом 24 в баки 1. Поток сжижаемого газа может расширяться в клапане 22 непосредственно до давления в баках 1, 5 при этом можио отказаться от отделения легкокипящих компонентов газа.
Установка для вторичного сжижения газа позволяет при транспортировке уменьшить потери газа на испарение и отводимое при вторичном сжижении газа тепло использовать для нагрева испаряющегося газа перед его сжатием до давления, допускающего использование газа в силовой устаповке судна в качестве топлива, причем охлаждение возвращаемого в баки потока газа осуществляется во всем температурном интервале охлаждения и частичного сжижения этого потока. Кроме того, нагревание в теплообменнике и сжатие (а, следовательно, дополнительное нагревание) общего потока газа дополнительным компрессором обеспечивает работу компрессоров установки при температурах, как правило, выше 0°С, что позволяет выполнить установку из более простых и дешевых элементов.
Формула изобретения
1. Установка для вторичного сжижения газа, испаряющегося в баках судпа для перевозки
0 сжиженного горючего газа, оборудованного силовой установкой, содержащая компрессор с охладителем газа, связанный трубопроводами со стороны всасывания через теплообменник и со стороны нагнетания через тот же теплообменник и расщирительный клапан с баками со сжиженным газом, отличающаяся тем, что, с целью использования части испаряющего газа в судовой силовой установке и повышения экономичности транспортировки
0 сжиженного газа, на трубопроводе перед компрессором установлен дополнительный компрессор , а трубопровод между компрессорами снабжен ответвлением к силовой установке судна.
5 2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительный компрессор снабжен охладителем газа.
3. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что участок трубопровода сжиженного газа после расширительного клапана снабжен сепаратором, а теплообменник - дополнительным охлаждающим змеевиком, соединяющим газовую полость сепаратора с силовой установкой судна.
Источники ииформации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент США № 3690114, кл. 62-40, 1972 г.
2. П. Гофман-Захаров «Низкотемпературное хранение сжиженных технических газов, Киев, 1966, стр. 46-47 (прототип).