Код документа: RU2774466C1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к внедорожной транспортной технике, и может быть использовано в качестве движителя кресел-колясок для преодоления последними лестничных маршей общего пользования.
Известно авторское шасси кресла-коляски /см. пат. №2 758 958 (кл. A61G 5/06) от 26.01.2021/, состоящее из системы трех бортовых пневматических колес низкого давления, располагаемых на концах одного из трех радиальных кронштейнов сборки, вращающихся на центральной оси, и механизма привода колес.
При всех достоинствах конструкторской схемы известного шасси-прототипа, оно может быть усовершенствовано с целью упрощения механизма привода колес и повышения проходимости шасси, как в колесном, так и в колесно-шагающем режиме движения с преодолением препятствий в виде рвов, порогов, бордюров, эскарпов, включая лестничные марши общего пользования.
Заявленная цель достигается тем, что в шасси кресла-коляски, состоящем из системы трех бортовых пневматических колес низкого давления, располагаемых на концах одного из трех радиальных кронштейнов сборки, вращающихся на центральной оси, и механизма привода колес, бортовая система состоит из двух конструктивно подобных сборок, в одной из которых колеса размещены в углах равностороннего конструктивно оправданного размера треугольника, а в другой из которых колеса примыкают периферийной частью к линии сопряжения вершин углов равностороннего треугольника, групповой механизм привода шести бортовых колес выполнен в виде двухступенчатого фрикционного ролика, компенсирующего разницу в диаметрах колес разных сборок, смонтированного на центральной оси системы бортовых пневматических колес.
Предлагаемое изобретением техническое решение иллюстрируется фиг. (общий вид сбоку на бортовую систему шасси кресла-коляски).
Шасси кресла-коляски по предлагаемому изобретением техническому решению состоит из системы трех бортовых пневматических колес низкого давления, располагаемых на концах одного из трех радиальных кронштейнов сборки, вращающихся на центральной оси, и механизма привода колес. При этом бортовая система состоит из двух конструктивно подобных сборок, в одной из которых колеса 1 размещены в углах равностороннего конструктивно оправданного размера треугольника, а в другой из которых колеса 2 примыкают периферийной частью к линии сопряжения вершин углов равностороннего треугольника. При этом групповой механизм привода шести бортовых колес выполнен в виде двухступенчатого фрикционного ролика 3, компенсирующего разницу в диаметрах колес разных сборок, смонтированного на центральной оси 4 системы бортовых пневматических колес.
Хотя теоретические вопросы преодоления препятствий колесными транспортными средствами к настоящему времени разработаны недостаточно, считается /см., например, Песков В.И. Теория автомобиля. Нижний Новгород: НГТУ, 2006. 176 с./, что полноприводное двухосное транспортное средство способно преодолевать рвы и стенки соответственно шириной и высотой, соизмеримыми с радиусом колес.
Предлагаемое изобретением техническое решение сводит к минимуму зависимость ширины рва и высоты вертикального препятствия от радиуса колес 1 (см. фиг.), так как предлагаемым техническим решением двухосное транспортное средство-прототип преобразовывается в трехосное как для езды в колесном режиме, так и для езды в режиме колесно-шагающем.
Кресло-коляска с предлагаемым шасси приобретает повышенную проходимость в сравнении с шасси-прототипом как на слабонесущих почвах (песок, торф, снег и т.п.), так и на твердых поверхностях (асфальт, бетон и т.п.) с преодолением препятствий в виде рвов, порогов, бордюров, эскарпов, включая лестничные марши общего пользования, как в колесном, так и в колесно-шагающем режиме движения.
Кресло-коляска с предлагаемым шасси способно двигаться вперед - назад, поворачиваться-разворачиваться, повторяя движения кресел-колясок на колесном, гусеничном и колесно-гусеничном ходу, без неоправданно усложненного механизма привода колес.
Таким образом, по мнению заявителя, предлагаемое изобретением техническое решение является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве движителя кресел-колясок, в том числе для преодоления последними лестничных маршей общего пользования. Шасси кресла-коляски состоит из системы трех бортовых пневматических колес низкого давления, располагаемых на концах одного из трех радиальных кронштейнов сборки, вращающихся на центральной оси, и механизма привода колес. Бортовая система состоит из двух конструктивно подобных сборок, в одной из которых колеса размещены в углах равностороннего конструктивно оправданного размера треугольника, а в другой из которых колеса примыкают периферийной частью к линии сопряжения вершин углов равностороннего треугольника. Групповой механизм привода шести бортовых колес выполнен в виде двухступенчатого фрикционного ролика, компенсирующего разницу в диаметрах колес разных сборок, смонтированного на центральной оси системы бортовых пневматических колес. Достигается упрощение механизма привода колес и повышение проходимости шасси как в колесном, так и в колесно-шагающем режиме движения. 1 ил.