Код документа: RU2481090C1
Изобретение относится к транспортным устройствам и может быть использовано для перевозки инвалидов-колясочников, а также детских колясок на эскалаторе метрополитена.
Известно, что эскалатор является транспортным средством повышенной опасности. Это особенно относится к перевозке на эскалаторе инвалидов и детей в колясках. Эта проблема существует не только в России, но и за рубежом. Правда, там некоторые метрополитены оборудованы для этих целей специальными лифтами. Однако в России для этого пока нет ни технических, ни финансовых возможностей, особенно для станций глубокого заложения, таких как, например, в петербургском метрополитене.
Известно техническое решение по заявке на патент Японии JP № 2002332186 «Тележка для эскалатора» (Truck for escalator), согласно которому инвалидная коляска поднимается и опускается на эскалаторе, установленная на тележку, снабженную двумя разнесенными парами колес, а расстояние между осями передних и задних колес примерно равно ширине двух ступеней эскалатора. При этом одна колесная пара совмещена с опорным подъемным механизмом, максимальная высота подъема которого равна высоте двух ступеней эскалатора.
Известно техническое решение по заявке на патент Японии JP № 2010137982 «Эскалаторная опора для инвалидной коляски» (Escalator with footstep for wheelchair), согласно которому переднее колесо коляска располагается на ступени эскалатора, а для ее горизонтального положения и устойчивости во время подъема (опускания) на эскалаторе используется устройство в виде опоры, состоящей из двух, связанных между собою подъемных платформ, опирающихся на соседние ступени эскалатора, причем одна из платформ поднимается на высоту одной ступени, а другая - на высоту двух ступеней. Однако при использовании такого устройства требуется остановка эскалатора при заезде и съезде на него инвалидной тележки.
Также известно техническое решение по патенту РФ №2220696 «Транспортное средство для инвалидов», принятое за ближайший аналог, которое содержит раму с креслом, снабженную опорными ведущими и ведомыми колесными парами, обеспечивающими режим перемещения по плоской поверхности, и опорными элементами, а также ручку внешнего управления тележкой. Кроме того, эта тележка содержит сложные кинематические узлы, дающие возможность автономного подъема тележки по лестнице. Однако это слишком сложная конструкция и к тому же не может обеспечить безопасность при подъеме (спуске) на эскалаторе.
Задачей предлагаемого изобретения является создание надежного и технологически простого устройства для перемещения инвалидных кресел-каталок на эскалаторе.
Технический результат, обеспечиваемый заявленным изобретением, за счет которого решается указанная задача, является технологичность конструкции устройства и обеспечение высокой надежности при перемещении тележки на эскалаторе.
Для решения поставленной задачи предлагается тележка для транспортировки на эскалаторе инвалидов в кресле-каталке, содержащая раму, снабженную двумя колесными парами, обеспечивающими режим перемещения по плоской поверхности, и двумя парами опорных элементов, а также ручкой внешнего управления тележкой. При этом на раму, имеющую П-образную форму, установлен каркас для размещения в нем кресла-каталки, выполненный с возможностью его поворота в вертикальной плоскости на угол наклона эскалатора и фиксации в верхнем положении, расстояние между осями колесных пар равно трем шагам (ширине трех соседних) ступеней эскалатора, а между парами передних и задних опорных элементов, которые расположены между колесными парами и обеспечивают режим перевозки тележки на эскалаторе - двум шагам (ширине двух соседних) ступеней, при этом диаметр колес больше высоты опорных элементов.
В частном случае заявленного решения опорные элементы тележки выполнены в виде башмаков, имеющих в боковой проекции треугольную форму, а угол между опорной поверхностью башмака и рамой равен 30°, при этом на нижней поверхности опорных элементов могут быть установлены фрикционные накладки.
В другом частном случае тележка может быть оборудована каким-нибудь подъемным механизмом, например рычагом, домкратом и т.п.для поворота каркаса.
В еще одном частном случае тележка снабжена ремнями безопасности для крепления кресла-каталки и инвалида.
Сущность изобретения поясняется чертежам, на котором изображена тележка, расположенная на ступенях эскалатора, с установленным на каркас 1 тележки креслом-каталкой 2 для перевозки инвалида, имеющая несущую раму 3, передние 4 и задние 5 пары колесных пар, передние 6 и задние 7 опорные пары, ручку внешнего управления 8.
Заявленное устройство представляет собой тележку, перевозимую помощником инвалида или сотрудником метро с помощью ручки 8 внешнего управления тележкой. Тележка подвозится к началу эскалатора (наверху или внизу) на расстояние 2-3 метров, при этом каркас 1 находится в верхнем положении. Затем каркас поворачивается в нижнее положение, превращаясь при этом в слегка наклонный пандус, по которому задним ходом закатывается кресло-каталка 2 с инвалидом и фиксируется (закрепляется) к каркасу. Инвалид страхуется на кресле ремнем безопасности (не показан), например, по типу автомобильного. Далее помощник поворачивает каркас в верхнее положение вручную или с помощью подъемного механизма (не показан) и фиксирует его в этом положении. Перевозка как вверх, так и вниз производится таким образом, чтобы инвалид находился лицом в сторону спуска эскалатора. Тележка с инвалидом в кресле подвозится к движущемуся эскалатору и закатывается на него при движении вниз лицом вперед, а при движении вверх - лицом назад.
Въезжая на горизонтальный участок эскалатора помощник должен расположить тележку таким образом, чтобы колеса тележки оказались вблизи поднимающихся краев ступеней. В процессе дальнейшего движения по наклонному участку эскалатора происходит естественным образом переход опоры тележки с колес 4 и 5 на плоские опорные элементы 6 и 7, которые обеспечивают устойчивость тележки как во время движения, а также и при непредвиденных остановках и последующих пусках эскалатора, что было проверено опытным путем и соответствующими расчетами. После выезда с эскалатора инвалид освобождается от ремня безопасности, каркас 1 опускается в нижнее положение, и кресло-каталка 2 с инвалидом выкатывается с тележки.
Высокая надежность заявленной тележки обеспечивается расположением и конструкцией опорных элементов, а технологичность тележки - отсутствием в конструкции механических устройств, обеспечивающих перемещение опоры с колес на опорные элементы при переходе с горизонтального участка эскалатора на наклонный участок и обратно.
Тележка содержит раму, снабженную двумя колесными парами, обеспечивающими режим перемещения по плоской поверхности, и двумя парами опорных элементов, а также ручкой внешнего управления тележкой. На несущую раму, имеющую П-образную форму, установлен каркас для размещения в нем кресла-каталки, выполненный с возможностью его поворота в вертикальной плоскости на угол наклона эскалатора и фиксации в верхнем положении. Расстояние между осями колесных пар равно трем шагам (ширине трех соседних) ступеней эскалатора. Расстояние между парами передних и задних опорных элементов, которые расположены между колесными парами и обеспечивают режим перевозки тележки на эскалаторе равен двум шагам (ширине двух соседних) ступеней. Диаметр колес больше высоты опорных элементов. Улучшается технологичность конструкции, повышается надежность. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.