Код документа: SU1701468A1
Изобретение относится к управляющему механизму домкрата для предварительного напряжения шпилек, например главного разъема крупных напорных сосудов .
Известен управляющий механизм домкрата (патент ДЕ № 2852105, В 23 Р 19/06, 1980), содержащий корпус домкрата, тягу с внутренней резьбой, кинематически связанную с выходным звеном привода, несущим ведущую зубчатую шестерню, и муфту, недостатком которого является его значительная строительная высота.
Целью изобретения является расширение технологических возможностей за счет уменьшения строительной высоты устройства и возможности его работы в условиях ионизирующей среды.
На фиг. 1 изображен узел расположения приводных механических частей; на фиг. 2 - управляющий механизм в разрезе.
Управляющий механизм домкрата состоит из ведущей шестерни 1, вал которой установлен, во-первых, на подшипниках, расположенных в крышке 2, и во-вторых, соединен при помощи муфты 3 с двигателем 4. Ведущая шестерня 1 находится в зацеплении с промежуточным колесом 5. Промежуточное колесо 5 надето на конец вала, установленного в подшипниках, помещенных в крышке 2. Кроме того, зацепление этого промежуточного колеса 5 сцепляется с внешним зацеплением 6 эпицикла 7, узкий венец которого помещен на фланце полого несущего корпуса 8. К эпициклу 7 присоединен маховик 9. Во внутреннем зацеплении 10 этого эпицикла 7 вращаются всегда три
ч| О
Ј Os 00
сателлита 11, валы 12 которых в верхней части установлены на подшипниках в крышке 2, а в нижней части - на подшипниках, помещенных вофланце несущего корпуса 8. Свободные концы валов 12 сателлитов удли- йены и выполнены в виде призматических хвостовиков 13 под ключ для ручного вращения . Сателлиты 11 сцепляются также с внешним цилиндрическим зацеплением 14, выполненным на центральном колесе 15. Это центральное колесо 15 также выполнено полым и вставлено в верхнее пространство полости несущего корпуса 8, причем попадает в выемку в крышке 2, Венец центрального колеса 15 выполнен на цилиндрм- ческой оболочке 16, которая охватывает приблизительно половину полости несущего корпуса 8, Нижняя часть этой цилиндрической оболочки 16 имеет буртик, которым Она установлена с некоторым радиальным зазором в верхнем кольце проволочного подшипника 17, между тем как нижнее кольцо этого проволочного подшипника 17 запрессовано в буртик, выполненный в полости этого несущего корпуса 8. Радиаль- ный зазор центрального колеса 15 обеспечивает статическую определимость псевдопланетарной передачи при зацеплении зубчатых колес, Внутренняя поверхность полости цилиндрической оболочки 16, т.е. внутренняя расточка 18 снабжена радиальными пазовыми направляющими 19. В последние попадают два противоположных камня 20, присоединенные к кольцевой вставке 21, которая в нижней части соеди- нена с торцом фланца нижней тяги 22 с помощью радиального паза 23 и радиальных шпонок 24, находящихся в торце фланца натяжной тяги 22. В верхней част и втулки 25 муфты выполнен бурт26, в котором нахо- дится выемка для кольцевой вставки 21. Внутри нижней части втулки 25 муфты выполнена выемка для дистанционной втулки 27, Втулка 25 муфты и дистанционная втулка 27 надеты на рым-болт 28 и вставлены в сквозную осевую расточку 29, выполненную в натяжной тяге 22. Рым-болт 28 снабжен направляющей резьбой 30, шаг которой совпадает с шагом внутренней резьбы 31 натяжной тяги 22 и вспомогательной резь- бы 32 шпильки главного разъема 33, На эту направляющую резьбу 30 навинчена несущая гайка 34, на которую опирается компенсирующая пружина 35, другой конец которой опирается на нижний торец втулки 25 муфты. Несущая гайка 34 соединена с внутренностью натяжной тяги 22 продольными шпонками 36, вставленными в пазы, выполненные в стенке осевой расточки 29. Нижняя поверхность фланца натяжной тяЈи
22 в нижней половине опирается на сферическую шайбу 37, нижняя сферическая поверхность которой соответствует сферической выемке, выполненной на верхней поверхности поршня в виде кругового кольца 38. На верхнюю поверхность поршня в виде кругового кольца 38 опирается также фланец нижней части несущего корпуса 8. Поршень в виде кругового кольца 38 - полый, Через него проходит стержень натяжной тяги 22. От уровня верхней кромки поршня в виде кругового кольца 38 до поверхности фланца фланцевого соединения управляющий механизм домкрата находится в корпусе домкрата 39,
Механизм работает следующим образом .
На фиг. 2 изображен управляющий механизм домкрата в положении, в котором натяжная тяга 22 навинчена на вспомогательную резьбу 32 шпильки главного разъема 33 HI своим фланцем опирается на сферическую шайбу 37 поршня в виде кругового кольца 38. В данном положении шпильку главного разъема 33 можно подвергнуть предварительному напряжению при помощи рабочей жидкости, поданной под поршень в виде кругового кольца 38. После падения давления натяжная тяга 22 отвинчивается со шпильки главного разъема 33 под крышку 2 в положение, изображенное штрих-пунктирной линией. Затем домкрат перемещается к дальнейшей шпильке. Вращением эпицикла 7 с помощью маховика 9 или двигателя 4 с муфтой 3 начинается вращение ведущей шестерни i, промежуточного колеса 5 и посредством сатеплитов 11 также центрального колеса 15. Радиальная пазовая направляющая 19 этого центрального колеса 15 увлекает камни 20 кольцевой вставки 21, которая посредством радиального паза 23 и радиальных шпонок 24 поворачивает натяжную тягу 22. Вместе стем вокруг неподвижного рым-болта 28 вращается втулка 25 муфты, дистанционная втулка 27, компенсирующая пружина 35 и несущая гайкз 34. Принимая во внимание то, что шаг направляющей резьбы 30, по которой перемещается несущая гайка 34, совпадает с шагом внутренней резьбы 31 натяжной тяги 22, сохраняется относительное положение несущей гайки 34 по отношению к натяжной тяге 22, именно также после отвинчивания натяжной тяги 22 со вспомогательной резьбы 32 шпильки главного разъема 33, так как масса натяжной тяги 22 уравновешивается компенсирующей пружиной 35, которая компенсирует отклонения шага каждой резьбы 31, 32 И 30. После установления бурта 26 на крышку 2
прекращается вращение натяжной тяги 22 и управляющий механизм домкрата подготовлен к перемещению домкрата на дальнейшую шпильку. Это осуществляется таким образом, что неизображеннный подъемный механизм поднимает домкрат за рым-болт 28. Тем самым сжимается компенсирующая пружина 35, несущая гайка 34 опирается на дистанционную втулку 24 и с помощью крышки 2 и несущего корпуса 8 поднимается домкрат в целом. При увеличении крутящего момента при отвинчивании натяжной тяги 22 можно поворачивать непосредственно хвостовики шестигранного сечения 13 сателлитов 11 и тем в несколько раз увеличить крутящий момент. Возможную несоосность натяжной тяги 22 и центрального колеса 15 компенсирует кольцевая вставка 21 с двумя степенями свободы в радиальном направлении.
Навинчивание натяжной тяги 22 на вспомогательную резьбу 32 шпильки главного разъема 33 проводится после установки домкрата на шпильку главного разъема 33 путем поворачивания эпицикла 7 в обратном направлении.
Предлагаемое изобретение можно использовать для домкрата, предназначенного для предварительного напряжения шпилек большего диаметра разнообразных предварительно напряженных соединений изделий тяжелого машиностроения.
Формула изобретения 1. Управляющий механизм домкрата, содержащий корпус домкрата, тягу с внутренней резьбой, кинематически связанную с выходным звеном привода, несущим ведущую зубчатую шестерню, и муфту, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей, он снаб- жен крышкой 2, а в кинематическую цепь введен эпицикл 7, имеющий как внешнее 6 зубчатое зацепление, так и внутреннее 10, а также введено расположенное коакси- ально эпициклу 7 центральное колесо 15 с внешним 14 зубчатым зацеплением и внутренними направляющими пазами 19 и кольцевой поршень 38, коаксиально смонтированный на тяге 22, при этом между внешним б зубчатым зацеплением эпицикла 7 и ведущей шестерней 1 установлено промежуточное колесо 5, а между внутренним 10 зубчатым зацеплением эпицикла 7 и внешним 14 зубчатым зацелением центрального колеса 15 установлены три сателлита 11, валы 12 которых,смонтированы в
несущем корпусе 8 и крышке 2, кроме того, на верхней поверхности кольцевого поршня 38 выполнено сферическое гнездо, в котором расположена сферическая шайба 37, верхняя поверхность которой имеет возможность взаимодействия с фланцем тяги 22, при этом в тяге 22 выполнена полость, в которой расположены соосно смонтированные на рым-болте 28 несущая гайка 34, имеющая внешнее шпоночное соединение, с
тягой 22, и втулка 25 с выемкой и буртиком 26, в расточке которого смонтирована кольцевая вставка 21, имеющая на нижней стороне радиальный паз 23, в котором расположены шпонки 24, смонтированные
на торце тяги, при этом на кольцевой вставке 21 смонтированы камни 20, расположенные во внутренних пазах 19 центрального колеса 15, кроме того, в выемке втулки 25, расположена дополнительно введенная дистанционная втулка 27, установленная на рым-болте 28, а несущая гайка 34 и втулка 25 подпружинены относительно одна другой уравновешивающей пружиной 35.
2. Механизм по п. 1,отличающийс я тем, что венец центрального колеса 15 выполнен на цилиндрической оболочке 16, а направляющие пазы 19 выполнены на ее внутренней поверхности, при этом на внутренней поверхности крышки 2 выполнена
выемка, в которой смонтирована цилиндрическая оболочка 16 своей верхней частью, а нижняя ее часть коаксиально расположена в несущем корпусе 8 на дополнительно введенном проволочном шарикоподшипнике 17.
3. Механизм по пп. 1 и 2, отлича
щ и и с я тем, что несущий корпус 8,тяга 22 и рым-болт 28 выполнены коаксиально расположенными .
4.Механизм по пп. 1 и 2, отличаю- щ и и с я тем, что эпицикл 7 снабжен маховиком 9, а концы валов сателлитов 11 удлинены и выполнены в виде призматических стержней 13 ручного привода.
5.Механизм по п. 1-3, отличающи- и с я тем, что шаг вспомогательной резьбы
32 шпильки 33, внутренней резьбы 31 тяги 22 и шаг направляющей резьбы 30 рым-болта 28 и несущей гайки 34 совпадают.
22
Изобретение относится к машиностроению , в частности к управляющему механизму домкрата для предварительного напряжения шпилек. Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет уменьшения строительной высоты устройства и возможности его работы в условиях ионизирующей среды. В кинематическую цепь введен эпицикл, имеющий внешнее и внутреннее зубчатые зацепления . Коаксиально эпициклу расположено центральное колесо с внешним зубчатым зацеплением и внутренними направляющими пазами. Кольцевой поршень коаксиаль- но смонтирован на тяге. Между внешним зубчатым зацеплением эпицикла и ведущей шестерней установлено промежуточное колесо , Между внутренним зубчатым зацеплением эпицикла и внешним зубчатым зацеплением центрального колеса установлены три сателлита, валы которых смонтированы в несущем корпусе и крышке. 4 з.п. ф-лы, 2 ил. сл с