Код документа: RU201997U1
Область техники.
Заявляемое техническое решение относится к области механической сборки, в частности к устройству для разборки и сборки механизма прямого хода с электрическим приводом на АЭС.
Уровень техники.
На двух блоках атомной электростанции по типу водо-водяного энергетического реактора ВВЭР-1000 может быть установлено, например, 34 электрических исполнительных механизмов прямого хода для регулирующего клапана типов МЭП-63000/25-100-00А-МЗ, МЭП-63000/40-160-00А-МЗ и МЭП-25000/25-100-00А-МЗ. Указанные выше типы электрических исполнительных механизмов скомплектованы с электроприводами. Цикл разборки устройства прямого хода, сопрягаемого с электроприводом, соответствует циклу проведении планово-предупредительного ремонта (ППР). Во время каждого ППР устройства прямого хода по крайней мере 8 электроприводов полностью демонтируют для капитального ремонта.
Конструкция соединения механизма прямого хода с электрическим приводом сложна и громоздка, при этом для разборки и сборки требуются время и усилия. Верхний и нижний сальники механизма прямого хода соединены с корпусом с помощью резьбы для ограничения осевого перемещения внутренней гайки шарико-винтовой передачи. При установке верхнего и нижнего сальника на резьбу наносят герметик для повышения герметичности механизма прямого хода. В связи с тем, что большую часть механизмов прямого хода устанавливают на высокотемпературных клапанах, после ППР внутренняя смазка механизма прямого хода высыхает и затвердевает, что затрудняет снятие верхнего и нижнего сальника. Такой сальник снимают ударом по отвертке, что повреждает сальник и резьбу, влияет на проверку качества разборки механизма прямого хода. Кроме того, для разблокировки механизма прямого хода используют разводной гаечный ключ. При этом для снятия сальника недостаточно силы гаечного ключа, что приводит к повреждению гаечного ключа. В процессе вращения гаечный ключ может отсоединиться от сальника, что приводит к травме персонала.
В качестве прототипа к заявляемому техническому решению принят торцевой штифтовый гаечный ключ (интернет-источник https://www.flex-tools.com/ru-ru/products/s/torcevoi-shtiftovyi-gaechnyi-kljuch-re-14-5-115-13/), содержащий кольцо, рукоятку и круглые выпуклые штифты. Рукоятка приварена по оси кольца. Штифты приварены к боковой поверхности кольца. Положение каждого выпуклого штифта совпадает с положением торцевых отверстий гайки.
У прототипа рукоятка приварена только с одной стороны кольца. При этом форма штифтов не подходит для демонтажа резьбовой втулки.
Заявленное устройство для разборки и сборки механизма прямого хода с электрическим приводом предназначено для двух удерживающих отверстий в нижней части сальника, которые используются в качестве точек приложения силы заявленного гаечного ключа. Разработанный специальный ключ решает проблему невозможности снятия сальника в нижней части механизма прямого хода, а также проблему снятия выходной резьбовой втулки с механизма прямого хода. Это сокращает рабочее время разборки и сборки электропривода, повышает эффективность разборки и сборки, а также позволяет избежать механических травм персонала во время работы.
Решаемые технические проблемы вызваны тем, что узел соединения механизма прямого хода с электрическим приводом имеет большую массу и не может быть разобран и проверен из-за продолжительной эксплуатации при высокотемпературной среде. При этом происходит сцепление элементов узла. Кроме того, при разборке сальника электропривода происходит повреждение разводного гаечного ключа, что приводит к травмам у персонала.
Раскрытие заявляемого технического решения.
Техническим результатом, обеспечиваемым заявляемым техническим решением, является повышение безопасности и надежности разборки и сборки механизма прямого хода с электроприводом.
Сущность заявленного технического решения состоит в том, что устройство для разборки и сборки механизма прямого хода, содержащее сальник и втулку, с электрическим приводом, содержит рукоятку, части которой приварены с двух сторон к кольцу по оси, круглые выпуклые штифты и два элемента с квадратным сечением. При этом круглые выпуклые штифты приварены к одной торцевой стороне кольца, а два элемента с квадратным сечением приварены к другой торцевой стороне кольца. При этом каждый круглый выпуклый штифт расположен с возможностью помещения в отверстие сальника механизма прямого хода, а элементы с квадратным сечением расположены на расстоянии друг от друга, обеспечивающем их установку между плоскими заторцованными поверхностями резьбовой втулки механизма прямого хода для ее откручивания.
Краткое описание чертежей.
На фиг. 1 показана конструктивная схема устройства для разборки и сборки механизма прямого хода с электрическим приводом.
Перечень ссылочных обозначений:
1 - рукоятка;
2 - кольцо;
3 - круглые выпуклые штифты;
4 - элементы с квадратным сечением.
Осуществление технического решения.
Как показано на фиг. 1 устройство для разборки и сборки механизма прямого хода с электрическим приводом содержит рукоятку 1, кольцо 2, круглые выпуклые штифты 3 и элементы с квадратным сечением 4.
Части рукоятки 1 приварены с двух сторон кольца 2 по оси. Круглые выпуклые штифты 3 приварены к торцевой стороне кольца 2, причем положение каждого круглого выпуклого штифта 3 соответствует положению отверстия сальника механизма прямого хода. На другой торцевой стороне кольца приварены два элемента с квадратным сечением 4. Расстояние между элементами с квадратным сечением 4 определяется в соответствии с размером между плоскими заторцованными поверхностями резьбовой втулки.
Порядок использования.
На первом этапе ослабляют болты, соединяющие механизм прямого хода и электрический привод, и отделяют механизм прямого хода от привода.
На втором этапе устанавливают заявленное устройство на механизм прямого хода. При этом устанавливают элементы с квадратным сечением 4 на плоских участках боковой поверхности резьбовой втулки, откручивают резьбовую втулку против часовой стрелки и снимают ее.
На третьем этапе помещают круглые выпуклые штифты 3 в соответствующие отверстия нижнего сальника механизма прямого хода и, повернув сальник против часовой стрелки, отсоединяют нижний сальник.
На четвертом этапе извлекают внутреннюю часть передачи механизма прямого хода.
На пятом этапе после выполнения разборки осуществляют сборку механизма прямого хода аналогичным образом.
Настоящее техническое решение не ограничивается упомянутым выше примером осуществления. Дополнения и изменения, в том числе изменение размеров, могут быть внесены без изменения сущности в пределах объема знаний специалиста с навыками в данной области техники. Подробно не описанные сведения могут быть приняты из предшествующего уровня техники.
Заявляемое техническое решение относится к области механической сборки, в частности к устройству для разборки и сборки механизма прямого хода с электрическим приводом на АЭС. Устройство содержит рукоятку 1, части которой приварены с двух сторон к кольцу 2 по оси, круглые выпуклые штифты 3 и два элемента 4 с квадратным сечением. Круглые выпуклые штифты 3 приварены к одной торцевой стороне кольца 2, а два элемента 4 с квадратным сечением приварены к другой торцевой стороне кольца, при этом каждый круглый выпуклый штифт 3 расположен с возможностью помещения в отверстие сальника механизма прямого хода, а элементы 4 с квадратным сечением расположены на расстоянии друг от друга, обеспечивающем их установку между плоскими заторцованными поверхностями резьбовой втулки механизма прямого хода для ее откручивания. Технический результат заключается в повышении быстроты и точности разборки и сборки механизма прямого хода и электропривода, а также в простоте использования. 1 ил.