Код документа: SU1559213A1
Изобретение относится к строительству туннелей, сопрягающихся под косыми углами и расположенных в грунтах высокой и средней крепости (подводящие, соединительные, отводящие , водосбросные туннели ГЭС, . транспортные и др.).
Цель изобретения - сокращение материалоемкости и трудозатрат по возведению.
На фиг о 1 изображен узел крепления, план; на фиг. 2 - разрез А-А на
фиг. 1j на фиг. 3 - арматурный каркас, план; на фиг. 4-6 - соответственно разрезы Б-Б, В-В и Г-Г на фиг. 3.
Узел крепления сопряжения туннелей включает обделки 1 и 2 соответственно транзитного 3 и примыкающего 4 туннелей, в пределах толщины обделок 1 и 2 расположен трехногий арматурный каркас 5, выполненный симметричным относительно вертикальной плоскости, нормальной к оси транзитного туннеля 3 и проходящей
оз
через точку пересечения оси 6 примыкающего туннеля 4 со стеной 7 транзитного туннеля 3. Со стороны примыкающего туннеля 4 две стеновые ветви 8 соединены дополнительной сводовой ветвью 9, очерченной по кривой линии, образованной от пересечения поверхности свода примыкающего туннеля 4 с вертикальной плоскостью, проходящей в плоскости стены 7 транзитного туннеля 3. Расположенный в пределах транзитного туннеля 3 участок свода примыкающего туннеля 4 выполнен в виде вставки 10, очерчен- ной по поверхности, образующей которой является кривая дополнительной сводовой ветви 9 каркаса 5, а направляющая 11 расположена нормально оси транзитного туннеля 3.
По линии пересечения обделок 1 и свода и стен транзитного 3 и примыкающего 4 туннелей образован деформированный шов 12, в котором могут быть размещены элементы взаимодействия между обделками 1 и 2 сопрягающихся туннелей, например шпонки (не показано).
В процессе эксплуатации при вое- принятии конструкцией узла нагрузок обделки 1 и 2 своей сводовой частью передают эти нагрузки на стены обделок и на ветви каркаса 5, при этом нагрузка от свода примыкающего туннеля 4 передается на дополнительную сводовую ветвь 9 каркаса 5, скрепленную со стеновыми ветвями 8 каркаса 5
Нагрузка от сводовой вставки полностью передается на ветви каркаса 5 Нагрузка от сводовых ветвей каркаса 5 передается на его стеновые ветви 8. При этом благодаря тому, что все элементы обделок и пояса каркаса в своде выполнены в виде распорной конструкции, растягивающие напряжения в них имеют минимальные значения .
Симметричное выполнение несущего каркаса 5 и сводовой вставки 10 существенно упрощает конструкцию и повышает технологичность узла косо сопрягающихся туннелей. Сопряжение т нелей производят на одном уровне в сводовой части.
Формула изобретения
1.Узел крепления сопряжения туннелей , включающий обделки транзитного и примыкающего туннелей, своды которых сопряжены по кривой линии
с расположенными в них ветвями пространственного трехногого арматурного каркаса, части которых расположены в стенах туннелей, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью сокращения материалоемкости и трудозатрат по возведению, каркас выполнен симметричным относительно вертикальной плоскости, нормальной к оси транзитного туннеля и проходящей через точку пересечения оси примыкающего туннеля -со стеной транзитного туннеля, при этом по линии сопряжения сво- дов ветви каркаса соединены дополнительной сводовой ветвью, а расположенный в пределах транзитного туннеля участок свода примыкающего туннеля выполнен в виде криволинейной пространственной вставки.
2.Узел крепления по п. 1, отличающийся тем, что по контуру сводовой вставки выполнен деформационный шов.
Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при совокупности сопряжений тоннелей различного назначения. Цель - сокращение материалоемкости и трудозатрат по возведению крепи сопряжений. На сопряжении транзитного и примыкающего тоннелей в их обделках расположены ветви трехногого пространственного арматурного каркаса. Последний выполнен симметрично относительно вертикальной плоскости, нормальной к оси транзитного тоннеля и проходящей через точку пересечения от примыкающего тоннеля со стенкой транзитного. Две стеновые ветви каркаса дополнительно соединены сводовой ветвью, расположенной по кривой линии пересечения свода примыкающего тоннеля с плоскостью стен транзитного тоннеля. Участок свода примыкающего тоннеля, расположенный в пределах транзитного тоннеля, выполнен в виде вставки. Она очерчена по поверхности, направляющей которой является кривая дополнительной сводовой вставки каркаса, а образующая расположена нормально к оси транзитного тоннеля. На линии пересечения стен и сводовой вставки примыкающего тоннеля со стенами и сводом транзитного тоннеля выполнен деформационный шов, в котором размещены элементы взаимодействия обделок сопрягающихся тоннелей. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.