Код документа: RU2467864C2
Изобретение относится к устройству для крепления защитного кожуха согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения.
Известно устройство для крепления защитного кожуха, предназначенного для частичного ограждения вращающегося рабочего органа ручной электрической машины, содержащее крепежный элемент для крепления защитного кожуха на корпусе ручной электрической машины. Крепежный элемент выполнен в виде петли и соединяет силовым замыканием окружающую шпиндель неподвижную насадку ручной электрической машины с окружающей шпиндель втулкой защитного кожуха, при затягивании петли вокруг окружающих шпиндель насадки и втулки с помощью зажимного устройства, например посредством торцового шестигранного ключа.
Из публикации DE 3913898 А1 известно устройство для крепления защитного кожуха угловой шлифовальной машины. Раскрытая в DE 3913898 А1 угловая шлифовальная машина имеет шпиндель, крепежный фланец с гайкой, дискообразный рабочий инструмент, защитный кожух, ограждающий рабочий инструмент, рукоятку и рычажный орган управления для управления замком защитного кожуха, препятствующим его проворачиванию относительно угловой шлифовальной машины. Рычажный орган управления служит для изменения углового положения защитного кожуха и фиксации защитного кожуха в окружном направлении. Для осевой фиксации защитного кожуха служит закрепленное на его горловине стопорное кольцо.
Объектом изобретения является устройство для крепления на ручной электрической машине защитного кожуха, предназначенного для по меньшей мере частичного ограждения вращающегося рабочего органа ручной электрической машины, содержащее два по существу зеркально симметричных фиксирующих элемента для стопорения защитного кожуха от проворачивания относительно корпуса ручной электрической машины и два рычажных органа управления. Каждый из рычажных органов управления поставлен в соответствие одному из фиксирующих элементов для осуществляемого вручную размыкания создаваемого соответствующим фиксирующим элементом замкнутого соединения между корпусом ручной электрической машины и защитным кожухом.
Понятие "орган управления" в этой связи используется как обобщающее понятие для приводимых в действие вручную установочных элементов, прежде всего рычагов и кнопок. Наличие органа управления для осуществляемого вручную размыкания создаваемого фиксирующим элементом замкнутого (застопоренного) соединения между корпусом ручной электрической машины и защитным кожухом позволяет устанавливать защитный кожух или регулировать его положение без применения специальных инструментов.
Технический результат изобретения заключается в обеспечении должного уровня безопасности снабженной защитным кожухом ручной машины даже при непреднамеренном воздействии со стороны пользователя на орган управления. В частности, это исключает неожиданное проворачивание защитного кожуха во время работы ручной машиной и разлет объектов, от которых защитный кожух призван защищать пользователя. Благодаря применению двух по существу зеркально симметричных фиксирующих элементов, каждому из которых поставлен в соответствие рычажный орган управления, достигается надежность стопорного соединения между защитным кожухом и ручной машиной, поскольку фиксирующие элементы действуют в противоположных направлениях. Кроме того, используемое резервирование стопорения защитного кожуха от проворачивания относительно корпуса ручной машины требует от пользователя одновременного воздействия на два рычажных органа управления, чтобы разблокировать защитный кожух, что сводит к минимуму вероятность такого случайного разблокирования.
Конструктивно простая передача усилий от хорошо доступных зон в менее доступные, а также выгодное преобразование усилий оператора по законам рычага могут быть достигнуты, если орган управления выполнен в виде рычага или по меньшей мере имеет рычажный выступ.
Если устройство для крепления защитного кожуха содержит окружающую шпиндель насадку, закрепленную на корпусе ручной электрической машины и предназначенную для фиксации защитного кожуха от радиального и осевого перемещения, и, что особенно предпочтительно, окружающую шпиндель втулку защитного кожуха, предусмотренную для образования штекерного соединения с окружающей шпиндель насадкой ручной электрической машины, может быть обеспечена конструктивно простая и надежная фиксация от радиальных перемещений.
При этом способность защитного кожуха поворачиваться или вращаться относительно корпуса ручной машины не нарушается, если окружающая шпиндель втулка защитного кожуха и окружающая шпиндель насадка ручной машины имеют соответствующие друг другу (корреспондирующие) цилиндрические поверхности, пригодные для создания штекерного соединения окружающей шпиндель втулки защитного кожуха и окружающей шпиндель насадки ручной машины, обеспечивающего их фиксацию от радиального перемещения и допускающего их поворот.
Надежное, нечувствительное к пыли и экономичное устройство для стопорения от проворачивания может быть реализовано, если фиксирующий элемент выполнен в виде фиксирующего выступа.
Дополнительные сокращения затрат можно обеспечить путем упрощения монтажа и унификации деталей, если фиксирующий элемент выполнен за одно целое с органом управления, особенно предпочтительно в виде пластмассовой детали, изготовленной литьем под давлением.
Повышенная надежность за счет избыточного (дублирующего) стопорения от проворачивания может быть достигнута при использовании по меньшей мере двух фиксирующих элементов для стопорения защитного кожуха от проворачивания относительно корпуса ручной электрической машины.
Это справедливо особенно в том случае, если каждому фиксирующему элементу поставлен в соответствие свой орган управления, позволяющий вручную размыкать создаваемое фиксирующим элементом замкнутое соединение. Обусловленного таким удвоением функций усложнения обращения с ручной машиной можно избежать, если оба органа управления или обе точки приложения усилий к органам управления расположены в непосредственной близости друг к другу, что позволяет воздействовать на оба органа управления одним пальцем.
В другом варианте осуществления изобретения оба органа управления могут располагаться с противоположных сторон корпуса ручной электрической машины и действовать в противоположных направлениях, причем оперирование органами управления осуществляется большим и указательным или большим и средним пальцами одной руки.
Фиксация от осевого перемещения может быть конструктивно простым образом обеспечена с помощью вырезов для фиксации защитного кожуха на корпусе ручной электрической машины от осевого перемещения.
Если устройство для крепления защитного кожуха снабжено упругим элементом для поджатия органа управления в направлении положения фиксации, можно избежать случайного освобождения фиксирующего элемента или размыкания созданного фиксирующим элементом замкнутого соединения.
Далее, надежное стопорение от проворачивания может быть реализовано, если фиксирующий элемент содержит по меньшей мере один эксцентрик для создания замкнутого соединения между защитным кожухом и корпусом ручной электрической машины.
Особенно высокая надежность стопорения от проворачивания обеспечивается тем, что фиксирующий элемент имеет зубчатую поверхность, соответствующую зубчатой поверхности защитного кожуха.
Если орган управления установлен на корпусе ручной электрической машины с возможностью поворота вокруг оси поворота, то обеспечено конструктивно простое, нечувствительное к пыли крепление и фиксация.
Компактное расположение соответствующего рычага с его ориентацией в окружном направлении может быть обеспечено, если ось поворота органа управления проходит по меньшей мере по существу параллельно оси вращения рабочего органа ручной машины. "По существу параллельным" в этой связи следует еще считать и такое расположение, при котором направления осей расходятся менее чем на 10-20°.
В качестве альтернативы этому предлагается, чтобы ось поворота органа управления располагалась под углом к оси вращения рабочего органа ручной машины. Этим обеспечивается свободное пространство для движения органа управления, соответствующее условиям установки.
При этом поперечное относительно направления вращения рабочего органа, прежде всего абразивного отрезного круга, направление фиксации органа управления или фиксирующего элемента может быть обеспечено, в частности, если ось поворота органа управления проходит по меньшей мере по существу перпендикулярно оси вращения рабочего органа ручной машины.
С учетом опасности разрушения рабочего органа, особенно высокой для подобного рода ручной электрической машины, особое значение приобретает достигаемое благодаря предлагаемому в изобретении устройству для крепления защитного кожуха повышение безопасности работы, если ручной электрической машиной является угловая шлифовальная машина.
Объектом изобретения является также защитный кожух для по меньшей мере частичного ограждения вращающегося рабочего органа ручной электрической машины, закрепляемый на ней посредством устройства для крепления, которое было описано выше. Предлагаемый в изобретении защитный кожух имеет фиксирующие выемки, предназначенные для стопорения защитного кожуха от проворачивания относительно корпуса ручной электрической машины, причем каждая из фиксирующих выемок соответствует определенному угловому положению защитного кожуха относительно корпуса.
В особенно предпочтительном варианте выполнения защитный кожух имеет равномерную, упорядоченную последовательность фиксирующих выемок, которые разделены одинаковыми интервалами и которые также могут образовывать зубчатую поверхность, периодически проходящую в окружном направлении защитного кожуха или окружающей шпиндель втулки защитного кожуха.
Другие преимущества изобретения выявляются в приведенном ниже описании осуществления изобретения, поясняемом чертежами. На чертежах представлены варианты осуществления изобретения. На чертежах, в описании и формуле изобретения содержатся многочисленные признаки изобретения, используемые в комбинации. Исходя из целесообразности, специалист будет рассматривать эти признаки и в отдельности, а также объединять их в другие перспективные комбинации. На чертежах показано:
на фиг.1 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент согласно первому варианту осуществления изобретения,
на фиг.2 - вид сбоку фрагмента машины, показанного на фиг.1, с защитным кожухом,
на фиг.3 - фрагмент машины, показанный на фиг.1, с выведенным из зацепления фиксирующим элементом,
на фиг.4 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим два фиксирующих элемента согласно второму варианту осуществления изобретения,
на фиг.5 - вид сбоку фрагмента машины, показанного на фиг.4, с защитным кожухом,
на фиг.6 - фрагмент машины, показанный на фиг.1, с разомкнутыми фиксирующими элементами,
на фиг.7 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент, и органом управления особо большой длины согласно третьему варианту осуществления изобретения,
на фиг.8 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент согласно четвертому варианту осуществления изобретения,
на фиг.9 - вид сбоку фрагмента машины, показанного на фиг.8, с защитным кожухом,
на фиг.10 - фрагмент машины, показанный на фиг.8, с выведенным из зацепления фиксирующим элементом,
на фиг.11 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент согласно пятому варианту осуществления изобретения,
на фиг.12 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент, выполненный в виде эксцентрика, согласно шестому варианту осуществления изобретения,
на фиг.13 - вид сбоку фрагмента машины, показанного на фиг.12, с защитным кожухом,
на фиг.14 - фрагмент машины, показанный на фиг.12, с выведенным из зацепления фиксирующим элементом,
на фиг.15 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент согласно седьмому варианту осуществления изобретения,
на фиг.16 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент и ползун согласно восьмому варианту осуществления изобретения,
на фиг.17 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент согласно девятому варианту осуществления изобретения,
на фиг.18 - фрагмент машины, показанный на фиг.17, с выведенным из зацепления фиксирующим элементом,
на фиг.19 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим линейно (поступательно) перемещающийся орган управления согласно десятому варианту осуществления изобретения,
на фиг.20 - вид сбоку фрагмента машины, показанного на фиг.19, с защитным кожухом,
на фиг.21 - фрагмент машины, показанный на фиг.19, с выведенным из зацепления фиксирующим элементом,
на фиг.22 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент согласно одиннадцатому варианту осуществления изобретения,
на фиг.23 - вид сбоку фрагмента машины, показанного на фиг.22, с защитным кожухом,
на фиг.24 - фрагмент машины, показанный на фиг.22, с выведенным из зацепления фиксирующим элементом,
на фиг.25 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент согласно двенадцатому варианту осуществления изобретения,
на фиг.26 - вид сбоку фрагмента машины, показанного на фиг.25, с защитным кожухом,
на фиг.27 - фрагмент машины, показанный на фиг.25, с выведенным из зацепления фиксирующим элементом,
на фиг.28 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент согласно тринадцатому варианту осуществления изобретения,
на фиг.29 - вид сбоку фрагмента машины, показанного на фиг.28, с защитным кожухом,
на фиг.30 - фрагмент машины, показанный на фиг.28, с выведенным из зацепления фиксирующим элементом,
на фиг.31 - фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент согласно четырнадцатому варианту осуществления изобретения,
на фиг.32 - покомпонентное изображение фрагмента угловой шлифовальной машины, показанной на фиг.31, с фрагментом защитного кожуха.
На фиг.1 показано устройство для крепления защитного кожуха ручной электрической машины 10а, прежде всего угловой шлифовальной машины, содержащее крепежный элемент 12а для крепления защитного кожуха 14а на корпусе 16а ручной электрической машины 10а. Форма защитного кожуха 14а предусмотрена или рассчитана для частичного ограждения вращающегося рабочего органа (на чертеже не показан) в радиальном направлении и по окружности. В зоне окружности, в которой защитный кожух 14а, имеющий в осевом виде сверху форму сегмента круга, закрывает рабочий орган ручной машины, выполненный в данном варианте осуществления изобретения в виде абразивного отрезного круга, защитный кожух 14а охватывает внешнюю по радиусу режущую кромку рабочего органа U-образным профилем.
Защитный кожух 14а защищает оператора от травмирования разлетающимися радиально фрагментами рабочего органа в случае его разрыва. Далее защитный кожух 14а защищает от потока искр, которые могут образовываться при работе с ручной электрической машиной 10а.
Чтобы оборудовать ручную электрическую машину защитным кожухом 14а, простым образом закрепляемым и снимаемым, а также приспосабливаемым к конкретной ситуации путем изменения углового положения, крепежный элемент 12а содержит по меньшей мере один фиксирующий элемент 18а для стопорения защитного кожуха 14а от проворачивания относительно корпуса 16а ручной электрической машины 10а.
Защитный кожух 14а можно устанавливать или переставлять (регулировать) без применения специальных инструментов благодаря тому, что устройство для крепления защитного кожуха содержит по меньшей мере один орган управления 20а для осуществляемого вручную размыкания созданного фиксирующим элементом 18а замкнутого соединения между корпусом 16а ручной электрической машины 10а и защитным кожухом 14а, причем орган управления 20а выполнен в виде рычага или имеет два рычажных выступа.
Для фиксации защитного кожуха 14а от радиального перемещения устройство для крепления защитного кожуха имеет закрепленную на корпусе 16а ручной электрической машины 10а окружающую шпиндель насадку 22а и окружающую шпиндель втулку 24а защитного кожуха, предусмотренную для создания штекерного соединения с окружающей шпиндель насадкой 22а ручной электрической машины 10а.
Не показанные на чертеже в деталях вырезы окружающей шпиндель втулки 24а защитного кожуха служат для фиксации защитного кожуха 14а на корпусе 16а ручной электрической машины 10а от осевого перемещения. Вырезы представляют собой сквозные отверстия для установки окружающей шпиндель втулки 24а защитного кожуха на окружающую шпиндель насадку 22а ручной машины, и окружающая шпиндель насадка 22а ручной машины имеет соответствующие сквозные отверстия, поэтому установка защитного кожуха возможна только в определенных угловых положениях защитного кожуха относительно ручной машины, определяемых сквозными отверстиями.
Помимо этого, окружающая шпиндель втулка 24а защитного кожуха и окружающая шпиндель насадка 22а ручной машины имеют соответствующие друг другу цилиндрические поверхности, пригодные для создания штекерного соединения окружающей шпиндель втулки 24а защитного кожуха и окружающей шпиндель насадки 22а ручной машины, обеспечивающего их фиксацию от радиального перемещения и допускающего их поворот.
Фиксирующий элемент 18а выполнен в виде фиксирующего выступа и сформирован из пластмассы литьем под давлением на конце одного из плеч рычага органа управления 20а за одно целое с ним. В альтернативном варианте фиксирующий элемент может быть выполнен из алюминия литьем под давлением или как штампованная деталь.
Упругий элемент 26а, который в данном варианте осуществления изобретения выполнен в виде пружины сжатия, служит для поджатия органа управления 20а в направлении положения фиксации.
Орган управления 20а установлен на корпусе 16а ручной электрической машины 10а с возможностью поворота вокруг оси 28а поворота, причем ось 28а поворота проходит параллельно оси 30а вращения рабочего органа ручной машины. В данном варианте осуществления изобретения ось 28а поворота совпадает со средней осью винта 32а, которым окружающая шпиндель насадка 22а ручной машины закреплена на корпусе ручной электрической машины 10а, представляющей собой угловую шлифовальную машину. В других возможных вариантах осуществления изобретения ось 28а поворота и средняя ось винта 32а не совпадают.
На фиг.2 представлен вид сбоку фрагмента машины, показанного на фиг.1, с установленным защитным кожухом 14а. Защитный кожух 14а имеет на своей окружающей шпиндель втулке 24а множество фиксирующих выемок 34а, которые можно видеть на фиг.1 и 2 и каждая из которых соответствует определенному угловому положению защитного кожуха 14а относительно корпуса 16а машины.
На фиг.3 показан фрагмент устройства, соответствующего фиг.1, с фиксирующим элементом 18а, выведенным из зацепления. Оператор может выводить фиксирующий элемент 18а из зацепления, прикладывая в зоне упругого элемента 26а действующее радиально внутрь усилие в зоне 36а приложения усилия к органу управления 20а, которое преодолевает действующее радиально наружу возвращающее усилие со стороны упругого элемента 26а. Фиксирующий элемент 18а и зона 36а приложения усилия расположены на противоположных концах органа управления 20а, изогнутого и занимающего около трети окружности окружающей шпиндель насадки 22а ручной машины, причем ось 28а поворота органа управления 20а находится в его центральной зоне между фиксирующим элементом 18а и зоной 36а приложения усилия. Поэтому, если надавить на зону 36а приложения усилия органа управления 20а, приложив усилие, направленное радиально внутрь, фиксирующий элемент 18а переместится радиально наружу.
Когда фиксирующий элемент 18а выведен из зацепления, окружающую шпиндель втулку 24а защитного кожуха и окружающую шпиндель насадку 22а ручной машины, т.е. защитный кожух 14а и ручную электрическую машину 10а, можно поворачивать по отношению друг к другу, причем соответствующие друг другу цилиндрические боковые поверхности скользят друг по другу, направляя результирующее вращательное движение. Фиксирующий элемент 18а также скользит по одной из боковых поверхностей до достижения фиксирующей выемки 34а, в которую фиксирующий элемент 18а заскакивает под действием возвращающего усилия упругого элемента 26а.
На фиг.4-32 показаны другие варианты осуществления изобретения. В описании к этим фигурам по существу поясняются отличия от варианта осуществления изобретения, показанного на фиг.1-3, а в отношении признаков, оставшихся без изменений, следует обращаться к описанию, относящемуся к фиг.1-3. Функционально равнозначные признаки (элементы) имеют одинаковые номера позиций, а для проведения различий между вариантами осуществления изобретения к номеру добавлены соответствующие буквы a-n.
На фиг.4-6 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим два фиксирующих элемента 18b, 18b' согласно второму варианту осуществления изобретения. Устройство для крепления защитного кожуха включает в себя два по существу зеркально симметричных фиксирующих элемента 18b, 18b' для стопорения защитного кожуха 14b от проворачивания относительно корпуса 16b ручной электрической машины 10b. Каждому фиксирующему элементу 18b, 18b' соответствует свой рычажный орган управления 20b, 20b', позволяющий вручную размыкать создаваемое фиксирующим элементом 18b замкнутое соединение, причем зоны 36b, 36b' приложения усилий к обоим органам управления 20b, 20b' расположены в непосредственной близости друг к другу.
На фиг.6 представлен фрагмент устройства, показанного на фиг.4, с фиксирующими элементами 18b, 18b', выведенными из зацепления. Очевидно, что оба фиксирующих элемента 18b, 18b' можно вывести из зацепления синхронно, одновременно нажав на зоны 36b, 36b' приложения усилий. В альтернативном варианте осуществления изобретения, на чертежах не показанном, зоны 36b, 36b' приложения усилий расположены одна над другой в радиальном направлении, поэтому при воздействии на первый орган управления 20b автоматически приводится в действие второй орган управления 20b'.
На фиг.7 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент 18с согласно третьему варианту осуществления изобретения. Устройство для крепления защитного кожуха в этом варианте содержит рычажный орган управления 20с с двумя соединенными общей осью 28с поворота плечами, который занимает половину окружности окружающей шпиндель насадки 22с ручной машины, входящей в состав устройства для крепления защитного кожуха, причем каждое из плеч рычага занимает около четверти окружности окружающей шпиндель насадки 22с.
На каждой из фиг.8-10 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим два фиксирующих элемента 18d, 18d' и два органа управления 20d, 20d' согласно четвертому варианту осуществления изобретения. Зоны 36d, 36d' приложения усилий к органам управления 20d, 20d' вынесены радиально наружу и в показанном на фиг.10 разблокированном положении прилегают к корпусу 38d ручной электрической машины 10d с устройством для крепления защитного кожуха.
На фиг.11 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим два фиксирующих элемента 18е, 18е' и два органа управления 20е, 20е' согласно пятому варианту осуществления изобретения, в котором под зонами 36е, 36е' приложения усилий органов управления 20е, 20е между каждым из органов управления 20е, 20е и корпусом 38е ручной электрической машины 10е с устройством для крепления защитного кожуха расположены упругие элементы 26е, 26е', выполненные в виде пружин сжатия.
На фиг.12-14 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент 18f согласно шестому варианту осуществления изобретения. Фиксирующий элемент 18f выполнен в виде эксцентрика для создания замкнутого соединения между защитным кожухом 14f и корпусом 16f ручной электрической машины 10f, который посредством плеча рычага можно поворачивать вокруг центра вращения. Центр вращения определяется полуцилиндрическим элементом формы 40f корпуса 38f ручной электрической машины 10f, содержащей устройство для крепления защитного кожуха, на которое воздействует усилие, с которым эксцентрик вводится в соответствующую фиксирующую выемку окружающей шпиндель втулки 24f защитного кожуха.
На фиг.15 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент 18g согласно седьмому варианту осуществления изобретения, в котором, аналогично шестому варианту, фиксирующий элемент содержит эксцентрик, входящий в фиксирующую выемку 34g в окружающей шпиндель втулке 24g защитного кожуха. Но здесь эксцентрик имеет двустороннее исполнение, в результате чего также обеспечивается опирание органа управления 20g на корпус 38g ручной электрической машины 10g, включающий в себя устройство для крепления защитного кожуха, по траектории перекатывания кулачка эксцентрика.
На фиг.16 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент 18h согласно восьмому варианту осуществления изобретения и аналогичный седьмому варианту двусторонний эксцентрик, который, однако, непосредственно не входит в зацепление с фиксирующей выемкой 34h в окружающей шпиндель втулке 24h защитного кожуха, т.е. непосредственно не взаимодействует с ней, а для стопорения защитного кожуха 14h перемещает в такую фиксирующую выемку 34h радиально подвижный в окружающей шпиндель насадке 22h ручной машины ползун 42h.
На фиг.17 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим орган управления 20i и фиксирующий элемент 18i согласно девятому варианту осуществления изобретения.
Орган управления 20i имеет связанную с валом 44i рукоятку 54i для управления фиксирующим устройством. Орган управления 20i установлен с возможностью поворота вокруг оси 28i поворота, определяемой валом 44i, расположенной под углом 90° к оси 30i вращения рабочего органа ручной машины и проходящей по существу по касательной к окружающей шпиндель насадке 22i ручной машины. На валу 44i сформирован фиксирующий элемент 18i, который, стремясь повернуться под действием упругого элемента 26i, выполненного в виде пружины кручения, может автоматически заскакивать в фиксирующую выемку 34i в окружающей шпиндель втулке 24i защитного кожуха. Поэтому замкнутое (застопоренное) соединение защитного кожуха и ручной машины невозможно разомкнуть даже очень большими крутящими моментами, действующими на защитный кожух 14i. На фиг.18 представлен фрагмент устройства, показанного на фиг.17, с выведенным из зацепления фиксирующим элементом 18i. В альтернативном варианте осуществления изобретения вал 44i может представлять собой податливый на кручение стержень с упругим возвращающим действием, что позволяет обойтись без отдельного упругого элемента 26i.
На фиг.19-21 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент 18j согласно десятому варианту осуществления изобретения. Орган управления 20j устройства для крепления защитного кожуха согласно фиг.19-21 установлен на корпусе 38j ручной электрической машины 10j с возможностью прямолинейного перемещения в его продольном направлении по касательной к окружающей шпиндель насадке 22j ручной машины. Продольная направляющая органа управления 20j выполнена в виде рейки, по которой скользит орган управления.
На фиг.22-24 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент 18k согласно одиннадцатому варианту осуществления изобретения, а также орган управления 20k, который также установлен с возможностью прямолинейного перемещения по касательной к окружающей шпиндель насадке 22k ручной машины. Фиксирующий элемент 18k имеет зубья 46k, соответствующие взаимодействующим с ними зубьям 48k защитного кожуха 14k таким образом, что зубья 46k, 48k в представленном на фиг.22 заблокированном положении входят в зацепление друг с другом и стопорят защитный кожух 14k от проворачивания.
На фиг.25-27 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент 181 согласно двенадцатому варианту осуществления изобретения, а также орган управления 201, который также установлен с возможностью прямолинейного перемещения по касательной к окружающей шпиндель насадке 221. Фиксирующий элемент 181 представляет собой шарик, который под действием органа управления 201, т.е. во взаимодействии с клиновой поверхностью или искривленной поверхностью, совершает продольное движение в направлении оси вращения рабочего органа. При нахождении органа управления 201 в ненажатом положении, когда он полностью отжат (подпружинен) упругим элементом, упомянутая выше поверхность блокирует выдвинутый на ней шарик, который входит в соответствующие фиксирующие выемки 341 окружающей шпиндель втулки 241 защитного кожуха и тем самым стопорит защитный кожух 141 от проворачивания. Шарик независимо от органа управления 201 установлен на ручной электрической машине 101 с предохранением от выпадения и не может выпасть даже при снятом защитном кожухе 141.
На фиг.28-30 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент 18m согласно тринадцатому варианту осуществления изобретения. Фиксирующий элемент 18m выполнен как стопорный выступ на внутренней окружности органа управления 20m, выполненного по типу скользящей пластины, охватывающей окружающую шпиндель насадку 22m ручной электрической машины 10m наподобие рамки. Орган управления 20m установлен перпендикулярно оси 30m вращения рабочего органа ручной машины с возможностью скольжения по корпусу 38m ручной электрической машины 10m. Внутренняя окружность органа управления ограничивает продолговатое отверстие 50m.
На фиг.31 показан фрагмент угловой шлифовальной машины с устройством для крепления защитного кожуха, содержащим фиксирующий элемент 18n согласно четырнадцатому варианту осуществления изобретения, а на фиг.32 дано покомпонентное изображение фрагмента машины, представленного на фиг.31, с фрагментом защитного кожуха 14n. В этом устройстве для крепления защитного кожуха на неподвижную окружающую шпиндель насадку 22n корпуса 38n ручной электрической машины 10n, содержащей устройство для крепления защитного кожуха, установлено застопоренное от проворачивания подпружиненное кольцо 52n с внутренними зубьями. Смонтированный защитный кожух 14n торцом своей окружающей шпиндель втулки 24n прилегает к торцу этого кольца 52n. Оба торца застопорены от проворачивания входящими в зацепление друг с другом фиксирующими элементами 18n по типу зубчатого зацепления.
Для разблокирования защитного кожуха кольцо 52n вручную смещают против действия упругого элемента 26n, выводя фиксирующие элементы 18n из зацепления. После этого защитный кожух можно повернуть и переставить в соответствии с шагом зубьев. Разгрузив упругий элемент 26n, возможно, с небольшими вращательными движениями защитного кожуха 14n, можно снова ввести фиксирующие элементы 18n в сопряжение друг с другом. В направлении действия упругого элемента 26n кольцо 52n удерживается не показанным на чертежах упором на окружающей шпиндель насадке 22n ручной машины с исключением возможности потери (выпадения) кольца. Соответствующие скосы фиксирующих элементов 18n могут облегчить автоматическое вхождение фиксирующих элементов в зацепление.
Наряду с пружинами сжатия можно в качестве упругих элементов использовать все представляющиеся специалисту пригодными типы пружин, например плоские пружины, витые изгибные спиральные пружины или пружины кручения.
Изобретения относятся к ручным электрическим машинам. Для ограждения вращающегося рабочего органа электрической машины предусмотрен защитный кожух. Кожух крепится на машине посредством устройства, которое содержит два зеркально расположенных фиксирующих элемента для стопорения кожуха от проворачивания относительно корпуса машины и два рычажных органа управления. Каждый из органов управления соответствует одному из фиксирующих элементов для размыкания вручную соединения между корпусом машины и защитным кожухом. В результате обеспечивается повышение надежности крепления защитного кожуха на корпусе электрической машины за счет действия фиксирующих элементов в противоположных направлениях и уменьшение вероятности случайного разблокирования соединения за счет необходимости воздействия на два органа управления. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 32 ил.