Код документа: SU843767A3
Изобретение относится к составам смазочных масел, содержащих привитые сополимеры в качестве присадки. Эти сополимеры придают маслам ряд ценных свойств, в частности улучшают их диспергирующую способность, а также повьиаают вязкость и улучшаю вязкостно-температурные свойства. В процессе работы двигателя смазочное масло загрязняется. Загрязнение масла происходит из-за окисле ния самого масла, а также из-за попадания в масло из камеры сгорания воды, сажи, частично сгоревшего бен зина. В обоих случаях эти загрязнения , если они не диспергированы, оседают из смазочного масла и вызывают закупоривание фильтров или подвижных частей, для которых существуют строгие допуски. Известны металлсодержащие моющие присадки .такие как сульфонаты или феноляты щелочноземельных металлов Г Однако масло с этими присадками в картерах автомобилей поступая в камеру сгорания, может после сгорания образовывать нежелательные отложения золы. Известны также беззольные присад ки такие как производные полибутенсукцинимида 12 или сложные эфиры многоатомных спиртов Гз . Однако эти присадки выполняют только одну из тех многочисленных функций, которые должен выполнять смазочный материал. Присадки к смазочным материалам не только должны обеспечить диспергирующую способность, но должны иметь хорошую, вязкостно-температурную зависимость, также как и низкую температуру застьшания и высокие антиокислительные и противокоррозионные свойства. Высокие рабочие характеристики и экономические преимущества могут быть достигнуты в том случае, если эти функции выполняет одна и та же присадка. Известно, что полиметилметакрилаты придают смазочным маслам хорошие вязкостно-температурные свойству. Ме акрилаты могут быть модифицированы таким образом, что сохраняют диспергирующую способность и нужные вязкостно-температурные свойства. Примером таких присадок являются сополимеры N-винилпиррЬлидоналкилметакрилата . Кроме того, что данные продукты выполняют обе эти функции, они являются беззольными fl .
Известны смазочные композиции, содержащие базовое масло и присадку, улучшающую индекс вязкости смазочных масел (полиолефины). Этиленпропиленовые сополимеры в качестве присадки по сравнению с полиметилакрилатами являются более эффективными загустителями и поэтому их можно употреблять в небольшом количестве Гз.
Однако эти присадки не улучшают диспергирующие свойства масел.
. Цель изобретения - улучшение .диспергирующих свойств смазочной композиции при сохранении высоких загущающих свойств.
Поставленная дель достигается тем, что смаЗочная композиция, содержащая минеральное или синтетическое масло и полимерную присадку, в качестве последней содержит 0,1-5 вес.% привитого сополимера, состоящего из маслорастворимого линейного полимерного углеводородного скелета, выбранного из этиленпропиленового сополимера, этиленпропилендиенового тройного сополимера, атактического полипропилена и полиэтилена низкой плотности, с привитым к нему полимером на основе полярного азотсодержащего мономера, выбранного из 2-винилпиридина , 2-метил-5-винилпиридина , N-винилпирролидона, диметиламиноэтилглетакрилата , диметиламиноэтилакрилата , N-винилимидазола, акриламйда и N-1,1-диметил-З-оксибутилакриламида .
Способ получения привитых сополимеров может быть рассмотрен на примере сополимера с применением 2-виннлпиридина и этиленпропиленового полимерного скелета. Этиленпропиле .новый сополимер сначала растворяют в дихлорбензоле при температуре, варьируемой в интервале 9 0-150с, при постоянном перемешивании до получения однородной смеси или раствора этиленпропиленового сополимера. Затем температуру гомогенного раствора или смеси снижают до и прибаляют 2-винилпиридин. К смеси при прибавляют также агент инициирования , действующий при высокой температуре , такой как трет-бутилпербензоат . Этиленпропиленовый сополимер вводят в концентрации 20-30 вес.% (из расчета на растворитель). 2-ВинилЬйридин вводят в концентрации 1-15/ вес.% (предпочтительно 10% от са этиленпропиленового сополимера . Агент инициирования вводят в концентрации 0,5-2 вее.% (предпочтительно 1% от веса этиленпропиленового сополимера). -В процессе перемешивания температуру постепенно повышают до 120-140°С для того, чтобы актийировать агент инициирования или катализатор . Температуру поддерживают между указанными точками
1-2 ч и в течение этого времени реакция по существу завершается. Общий рекомендуемый интервал температуры находится в преде лах 80-150-с. Готовый полиолефиновый привитой сополимер содержит 1-10 вес.% (предпочтительно 3 вес.%) азотсодержащего мономера такого, как 2-винилпиридин .
В этиленпропиленовых сополимерах имеет место самое различное соотношение между этиленом и пропиленом. При содержании этилена свыше 80% сополимеры являются частично кристаллическими , теряют свою маслорастворимость . Предпочтительно этиленпропиленовые сополимеры содержат 5070 мол.% этилена, имеют вязкостный средний молекулярный вес порядка 1000.0- 200000 и соотношение между средневесовыг молекулярным весом и среднечисловым мЬлекулярным весом меньше 4. При более низком содержании пропилена, более высоких молекулярных весах и более широком распределении молекулярных весов образуются сополимеры, которые пригодны япя предлагаемой смазочной композиции но они менее эффективные агенты улучшения индекса вязкости.
Терполимеры этиленпропилена со-. держат малое количество (менее 10%) не имеющего сопряженных связей диена , такого как 1,4-гексадиен, дициклопентадиен или этилиденнорборнен . Максимальное содержание этилена определяют исходя из соображений кристалличности (растворимости и интервал находится, между 45 и 65 моль этилена. Рекомендуемый вязкостный средний молекулярный вес находится в интервале 10000-20000 при соотношении между средневесовым молекулярным весо.м и среднечисловым молекулярным весом, меньше 8. Сополимеры , выходящие за указанный интервал , могут быть использованы, но индекс вязкости ухудшается.
Установлено, что продукты реакции прививки могут иметь молекулярный вес, достигающий 300000, однако интервал для присадки, улуч иающей диспергирующие свойства и индекс вязкости, 30000-80000.
Мджно пользоваться любым способом дес.ЙУ|сции, например таким, как использование шестеренчатого насоса или машины для непрерывного выдавливания , но предпочитают гомогенизацию. При таком способе полимер продавливается под высоким давлением через гомогенизирующее устройство, в котором используются д осселирующие клапа ны различной конструкции и узкие отверстия. В таком устройстве могут создаваться сдвиги порядка 5000 (предпочтительно 100001000000 ) . Можно пользоваться устройствами , например фирмы МантонГаулин Мэньюфэкчуринг Компани или модификациями этих устройств. Такое оборудование может работать при дав лениях вплоть до 20000 фунтов/дюйм (1400 кг/см) для создания необходимых сдвигающих усилий. Процесс гомогенизации может осуществляться периодическим или непрерывным образом в зависимости от желательной ст пени деструкции. Дополнительное преимущество примейения процесса гомогенизаций закл чается в том, чтЬ продукты, охватываемые предлагаемой композицией Более эффективные загустители, чем выпускаемые на рынок этиленпропиленовые сополимеры, не обладающие дис пергирующими свойствами, обладают не. только, превосходными диспергирую щими свойствами, но и превосходным балансом между способностью к загус тению и прочностью на сдвиг и могут употребляться в самых различных видах топлива и смазочных материалов. Основное их назначение - это присад ки к смазочным материалам и в этом случае имеет большое значение их способность к диспергированию и вли ние на вязкостно-температурные хара теристики. Базовыми материалами для изготов ления смазочных масел могут быть ма ла как минерального (нефть), так и синтетического происхождения. Вязкость масел может меняться в интервале от веретенного масла до картер ного и смазочного масел для коробки передач. К числу подходящих синте .тических жидкостей относятся сложные эфиры, такие как диалкиладипинат диалкилсебацинат или диалкилазелаинат , триэфиры триметилолпропана, тетраэфиры пентаэритрита, сложные эфиры полиалкиленгликолей, сложные эфиры фосфорной кислоты или синтезированные углеводороды типа полиальфа олефинов или алкилбензола. Смазочные композиции могут применяться в качестве гидравлических жидкостей, транс миссионных масел для автомобилей, картерных и смазочных масел для кбро ки передач. Смазочные материалы, содержащие полимерную присадку из предлагаемой композиции, могут также включать другие присадки для создания дополни тельной диспергирующей способности, вязкост.но-температурных свойств, снижения температуры застывания, стойкости к высоким температурам и ингибирования ржавления противоизнос ные агенты, антиокислители, противовспенивгиощие агенты или красители. В соответствии с этим в сочетании с присадками, охватываемьвли предлагаемой композицией, могут употребляться полибутенсукцинимиды или сложные эфиры, фосфосульфированные полибутень, полиакрилаты или полимет акрилаты, полиизобутилен, сополимеры или терполимеры этиленпропилена, гидрированные сополимеры стирола с бутадиеном или стирола с изопреном, сополимеры, содержащие N-винилпирролидон- или диметиламиноэтилметакрилат и метакрилат, полиэфиры стирола, сополимеры или олигомеры этилена с винилацетатом, полимеры или сополимеры диалкилфумаратов, этерифицированные сополимеры или олигомеры стирола с малеиновым ангидридом, продукты конденсации типа Фриделя-Крафтса углеводородного воска с нафталином , хлорированные углеводороды, 1сульфонаты, феноляты, салицилаты или .фенолятсульфиды щелочноземельных меТсшлов , алкилнафталинсульфонаты ще;1очноземельных металлов, диалкилдитиофосфаты или диарилдитиофосфаты цинка или других металлов, дитиокарбаматы цинка, кадмия, свинца,молибдена или Других металлов, сульфированные или фосфосульфированные сложные эфиры терпенов, пространственнозатрудненные фенолы, фенотиазин или алкилированные фенотиазины, нафтиламины , фенилендиамин, дибензилдисульфид , сульфированный диизобутилен или триизобутилен,. триалкил- или триарилфосфиты, трикрезилфосфат или кремнийорганические полимеры. При употреблении продуктов, охватываемых предлагаемой композицией в топливах, где особо важное значение имеет диспергирующая способность, обычно пользуются меньшими количествами присадки-от 0,001 до 0,1%., Эти виды топлива могут также содержать другие присадки, такие -как антиокислители , дезактиваторы металлов, стабилизаторы , .ингибиторы ржавления, моющие средства для форсунок, присадки , контролирующие отложения в системе подачи, или другие моющие средства для карбюраторов. Проба на асфальтены. Метод определения диспергирующей способности полимерной присадки основан на способности полимера диспергировахь асфальтены в минеральном масле. Асфальтены получают путём окисления нафтенового масла воздухом в присутствии следов соли железа в качестве катализатора, такой как нафтенат трехвалентного железа. Окисление проводят при175с 72 ч путем продувания потока воздуха сквозь нафтеновое масло для по;г1ученйя шлама, который может быть отделен центрифугированием. Шлам освобождают от масла (экстракция пентаном ), растворяют в хлороформе и полученный раствор доводят до содержания твердых В ецеств 2% (вес/объем). При определении диспергирующей способности полимера его растворяют в стандартном масле, таком, например , как очищенное селективным растворителем нейтральное масло 100. Можно получить смеси,содержащие различные количества полимера в масле.
10 мл смеси обрабатывают 2 мл стандартного раствора асфальтенов в хлороформе. Пробу и реагент тщательно перемешивают друг с другом в пробирке. Пробирку помещают в печ ( 90 или ) с принудительной вентиляцией на 2 ч для удаления летучих веществ. После этого пробирке дают охладиться и наблюдают за в наш ним видом пробы.
Если полимер обладает диспергирующей активностью, масло кажется прозрачным, хотя и окрашено.
Опыты показывают, что полимер , не обладающий диспергирующей активностью при концентрации ниже, чем 2%, не улу ыиает .степени чистоты деталей двигателя при проведении на них испытаний.
Испытание на последовательность V-C.
Последовательность V-C характеризует способ испытания двигателей для оценки картерного масла с точки зрения шламообразования и отложения лаков, образующихся в результате работы двигателя при сочетании низкой и умеренной температур. Это Г испытание указывает на способность масла поддерживать позитивную вентиляцию клапанов картера (PV-C), .держать их в чистоте и обеспечи вать правильную их работу. i Итоги испытания. Пользуются 302 С. 1.0, V-8 Последовательность V-C испытания масел для двигателей и деталей и инструментов, полученным от фирмы Форд Мотор Компани. Служащий для испытаний двигатель полностью разбирают, прочищают и вновь монтируют особым образом, после чего устанавливают на стенде для испытания на динамометре с .соответствукнцими приспособлениями для регулирования скорости,нагрузки и дргих условий. Двигатель работает на стадартном топливе MS-08 в три .
Во время первой стадии двигатель работает 120 мин на высокой мсядности с умеренными температурами масла и воды, при высоком соотношении между воздухом и топливом (бедная топливом смесь) A/F. На второй стадий-двигатель работает еще 75 мин при ролее высоких температурах масла и) воды. На третьей стадии двигатель работает 45 мин при низком числе оборотов в минуту, низкой температуре .масла и воды и низком соотношении между воздухом и топливом (богатая топливом смесь).
Проведено по четыре цикла, каждый длительиостью 4 ч каждый день, до 48 циклов (192 рабочих часа двитателя ).
В конце испытания двигатель полностью разбирают для определения степени износа, наличия шлама, лака и отложений на клапанах. Кроме того, определяют закупоривание клаг пана PV-C, масляных колец и масляного сита. При этом испытании оценивается способность полимера диспергировать шлам, так как смазочный материал должен работать как при низкой,
Q так и при умеренной температурах.
Пример 1. А. Прививка 2-винилпиридина к этиленпропиленовому сополимеру.
675 г о-дихлорбензола прибавляют в чистую продутую азотом колбу
5 емкостью 5 л и нагревают до 100С в атмосфере азота. Образец 60/40 мол.% сополимера этиленпропилена нарезают на небольшие куски и прибавляют к растворителю (225 г уг0 лёводородного сополимера прибавляют к дихлорбензолу). После получения гомогенного раствора содержимое колбы охлаждают до 80°С и в колбу вводят 22,5 г 2-винилпиридина. После
5 перемешивания в колбу прибавляют
1,32 г 85%-го трет-бутилпербензоата и температуру поддерживают на уровне 30 мин,а затем температуру повышают до 140С в течение 30 мин.
Q После выдержки в течение 40 мин при этой температуре прибавляют еще 1,32 г трет-бутилпербензоата. Раствор вьщерживают при 1ч и прибавляют 1720 г нейтрального минерального масла 100 селективной
очистки, после чего, раствор отпари-вают в вакууме от растворителя и непрореагировавшего мономера при конечном давлении 0,5 мм рт.ст. и температуре 150с, ;вьщерживая в этих.
0 условиях 1ч. Затем продукт дополнительнсГ разбавляют 305 г нейтрального масла 100 и получают концентрат, содержащий 10,4% привитого сополимера.
5 Пробу привитого сополимера вьщеляют путем диализа и находят, что она содержит 0,41% азота по Кьельдалю .содержание титруемого азота 0,40%. Б. Данные, характеризующие смеси.
0 Смесь картерного масла приготовлена по рецептуре В, которая содержит , %: концентрат в масле привитого сополимера, полученного на стадии А 8,10;депрессатор 0,50 беззольная диспергирующая присадка - полибутенсукцинимид 2,00; основной сульфонат
магния (400 TBN) 2,00; диалкилдитиофосфат . цинка 1,50, минеральное масло 38,65; нейтральное масло 100 47,24) противовспениваиадий кремний0 органический раствор О,01.
Вискозиметрические характеристики смеси сравнивгиот со свойствами масла, содержащего те же присадки, исключая присадку, улучшающую индекс вязкос5 гй (см.табл.1).
Таблица