Код документа: RU2352850C2
Настоящее изобретение относится к муфте для трубопроводной системы для текучей среды, имеющей корпус, в который своей вставной частью вставляется вставная деталь, и стопорную деталь, которая подвижно установлена на корпусе и имеет фиксирующую структуру, которая для стопорения вставной детали относительно корпуса в своем фиксирующем положении взаимодействует с выполненной на вставной части вставной детали структурой, дополняющей по форме фиксирующую структуру на стопорной детали.
Подобная соединительная муфта известна из DE 10141315 С1. Эта известная муфта имеет корпус, в который своей вставной частью вставляется вставная деталь. Помимо этого такая муфта имеет стопорную деталь С-образной в сечении формы, установленную на корпусе муфты с возможностью поворота вокруг ее продольной оси. Стопорная деталь имеет в качестве фиксирующей структуры выполненные в виде круговых сегментов участки, которые для стопорения вставной части вставной детали относительно корпуса в фиксирующем положении взаимодействуют с выполненной на вставной части вставной детали дополняющей по форме фиксирующую структуру на стопорной детали структурой, входя в углубления, предусмотренные на корпусе и на вставной части вставной детали. При повороте стопорной детали вокруг продольной оси муфты в деблокирующее положение выполненные в виде круговых сегментов участки стопорной детали выходят из указанных углублений и освобождают вставную часть вставной детали. Для облегчения поворота стопорной детали с ее наружной стороны предусмотрены повышающие ее шероховатость бороздки или бугорки.
Однако определенный недостаток такой известной муфты, выявленный при обращении с ней, состоит в некоторой неустойчивости стопорной детали в деблокирующем положении, поскольку стопорная деталь даже при приложении к ней сравнительно небольшого усилия скачкообразно переходит из деблокирующего положения непосредственно в блокирующее положение. Помимо этого перевод стопорной детали из деблокирующего положения в блокирующее положение путем ее поворота не является оптимальным решением, поскольку для этого вокруг муфты должно иметься сравнительно большое свободное пространство. Кроме того, после, например, снашивания предусмотренных на стопорной детали и повышающих ее шероховатость бороздок или бугорков ее наружная поверхность становится гладкой, и поэтому повернуть стопорную деталь вокруг продольной оси муфты становится затруднительно.
В основу настоящего изобретения была положена задача предложить муфту указанного в начале описания типа, которая была бы более удобной в обращении с ней.
Указанная задача в отношении муфты указанного в начале описания типа решается, согласно изобретению, благодаря тому, что стопорная деталь выполнена с двумя параллельными друг другу боковыми частями, на обращенных к корпусу внутренних боковых сторонах каждой из которых предусмотрено по меньшей мере по одному ориентированному поперечно продольной оси муфты стопорному ребру и в зоне свободных концов которых предусмотрена фиксирующая структура, а корпус выполнен с расположенными диаметрально друг против друга направляющими отверстиями, в которые входят стопорные ребра, и в зоне одного из концов этих направляющих отверстий снабжен фиксирующей структурой, дополняющей по форме фиксирующую структуру, предусмотренную на боковых частях стопорной детали.
Благодаря предлагаемому в изобретении конструктивному исполнению муфты перемещение стопорной детали между ее блокирующим и деблокирующим положениями происходит в основном прямолинейно в направлении, поперечном продольному направлению муфты, и поэтому даже при наличии вокруг муфты небольшого свободного пространства практически не возникает никаких проблем при оперировании с ней. Еще одно преимущество предлагаемой в изобретении муфты состоит в том, что стопорная деталь фиксируется прежде всего в своем деблокирующем положении, в котором она обладает сравнительно высокой устойчивостью к воздействию внешних сил, что по меньшей мере затрудняет случайное перемещение стопорной детали в блокирующее положение и защелкивания в нем.
Предпочтительные варианты осуществления изобретения представлены в зависимых пунктах формулы изобретения.
Ниже изобретение и его преимущества более подробно рассмотрены на примере предпочтительного варианта его осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых показано:
на фиг.1 - вид в аксонометрии выполненной по предпочтительному варианту предлагаемой в изобретении муфты с корпусом, стопорной деталью, которая изображена на чертеже в деблокирующем положении, и вставной деталью, изображенный в извлеченном из корпуса муфты положении,
на фиг.2 - вид в аксонометрии показанной на фиг.1 муфты в разрезе плоскостью, проходящей через ее корпус и через находящуюся в блокирующем положении стопорную деталь, а также через вставленную в корпус вставную часть вставной детали, и
на фиг.3 - вид в аксонометрии и частично в продольном разрезе показанной на фиг.1 и фиг.2 муфты.
На фиг.1 в аксонометрии показана выполненная по одному из вариантов предлагаемая в изобретении муфта, имеющая продолговатый корпус 1 с соединительным штуцером 2 с одной из его сторон. На этот соединительный штуцер 2, который предпочтительно выполнен с переменным в его продольном направлении поперечным сечением и с конически скошенной наружной поверхностью на конце, насаживается, например, конец гибкого трубопровода не показанной на фиг.1 трубопроводной системы для текучей среды. С противоположной относительно соединительного штуцера 2 стороны 3, с которой в корпус муфты вставляется вставная деталь, корпус 1 имеет входное отверстие 4 круглого сечения, в которое своей продолговатой, по существу цилиндрической вставной частью 5 вставляется вставная деталь, которая на фиг.1 изображена отдельно от корпуса 1 в извлеченном из него положении.
На вставной части 5 вставной детали предусмотрено круговое стопорное углубление 6, которое по краям ограничено расположенным в зоне свободного конца вставной части 5 вставной детали первым буртиком 7 и расположенным напротив него вторым буртиком 8. Вставная часть 5 вставной детали может быть выполнена, например, в виде штуцера, прикрепленного к заполненной текучей средой расходной емкости трубопроводной системы, или же в виде наконечника, соединяемого с концом другого гибкого трубопровода трубопроводной системы. Вставная часть 5 вставной детали на том своем концевом участке, который при надлежащем обращении с муфтой непосредственно перед введением в корпус 1 обращен к стороне 3, с которой в корпус муфты вставляется вставная деталь, имеет облегчающую введение вставной детали в корпус 1 муфты направляющую скошенную (коническую) поверхность 9.
Корпус 1 на участке 10 между соединительным штуцером 2 и той стороной 3, с которой в корпус муфты вставляется вставная деталь, выполнен большего по сравнению с соединительным штуцером 2 диаметра и имеет на этом участке боковые направляющие выемки 13, которые проходят от верхней перемычки 11 до нижней перемычки 12, а тем самым и под прямым углом к направлению продольной протяженности корпуса 1. В продольном направлении корпуса 1 по обе стороны от направляющих выемок 13 предусмотрены смещенные внутрь корпуса относительно наружной боковой поверхности участка 10 поверхности 14, 15 скольжения слегка выпуклой наружу формы, которые на своих обращенных к нижней перемычке 12 концевых участках выполнены с фиксирующими углублениями 16, 17, которые в качестве фиксирующей структуры удерживают стопорную деталь в ее опущенном блокирующем положении, а на своих обращенных к верхней перемычке 11 концевых участках выполнены с удерживающими углублениями 18, 19, которые в качестве удерживающей структуры удерживают стопорную деталь в ее поднятом деблокирующем положении. Фиксирующие углубления 16, 17 и удерживающие углубления 18, 19 ориентированы в продольном направлении корпуса 1.
Помимо этого предлагаемая в изобретении муфта в ее показанном на фиг.1 предпочтительном варианте выполнения снабжена съемно установленной на ее корпусе 1 стопорной деталью 20 в основном П-образной формы, имеющей плоскую с наружной стороны поперечную (верхнюю) часть 21 и две отходящие под прямым углом от нее и также плоские с наружной стороны боковые части 22, 23. С внутренней стороны каждой из боковых частей 22, 23 выполнено по вогнутому с внутренней стороны стопорному ребру 24, 25, размеры которых согласованы с размерами направляющих отверстий 13 и которые входят в них. Стопорная деталь 20 в зоне вогнутых поверхностей стопорных ребер 24, 25 для обеспечения посадки с натягом выполнена с несколько меньшим внутренним диаметром по сравнению с наружным диаметром вставной части 5 вставной детали в зоне ее стопорного углубления 6. На боковых частях 22, 23 П-образной стопорной детали в зоне обращенных от ее поперечной части 21 концов стопорных ребер 24, 25 выполнены выступающие из них, ориентированные в продольном направлении корпуса фиксирующие выступы 26, 27, которые в качестве фиксирующей структуры, дополняющей по форме фиксирующую структуру на корпусе, имеют размеры, обеспечивающие возможность их утапливания или заскакивания в фиксирующие углубления 16, 17, когда стопорная деталь находится в своем опущенном блокирующем положении, и в удерживающие углубления 18, 19, когда стопорная деталь находится в своем поднятом деблокирующем положении.
На фиг.1 стопорная деталь 20 находится в своем зафиксированном деблокирующем положении, в котором фиксирующие выступы 26, 27 входят в удерживающие углубления 18, 19.
На фиг.2 в аксонометрии показана та же, что и на фиг.1, муфта, которая изображена в разрезе плоскостью, проходящей через ее корпус 1 и через находящуюся в блокирующем положении стопорную деталь 20, а также через вставленную в корпус 1 вставную часть 5 вставной детали. На фиг.2 стопорная деталь 20 показана в своем опущенном блокирующем положении, для перевода в которое из показанного на фиг.1 поднятого деблокирующего положения необходимо, например, пальцем или каким-либо инструментом надавить на верхнюю часть 21 стопорной детали в направлении ее боковых частей 21, 22 с усилием, которого достаточно для преодоления силы зацепления фиксирующих выступов 26, 27 с удерживающими углублениями 18, 19 и для последующего скольжения внутренних поверхностей боковых частей 22, 23 по поверхностям 14, 15 скольжения, что сопровождается дальнейшим утапливанием стопорных ребер 24, 25 в направляющие отверстия 13 в корпусе 1. В опущенном блокирующем положении стопорной детали не видимые на фиг.2 фиксирующие выступы 26, 27 входят в также не видимые на этом чертеже фиксирующие углубления 16, 17 и тем самым фиксируют стопорную деталь 20 и в этом ее опущенном блокирующем положении.
На фиг.3 в аксонометрии показана та же, что и на фиг.1 и фиг.2, муфта, которая изображена частично в продольном разрезе в зоне перехода от боковой части 22 стопорной детали к ее поперечной части 21 при нахождении стопорной детали 20 в блокирующем положении. Как показано на фиг.3, в зоне направляющей конической поверхности 9 вставной части 5 вставной детали между внутренней поверхностью корпуса 1 и наружной поверхностью вставной части 5 вставной детали расположено уплотнительное кольцо 32, обеспечивающее в трубопроводной системе герметичность соединения между вставной деталью и корпусом муфты. На фиг.3 показано также, что обращенные к соединительному штуцеру 2 боковые поверхности стопорных ребер 24, 25 прилегают к боковой поверхности ближайшего к свободному концу вставной части 5 вставной детали первому буртику 7 и тем самым практически неподвижно (без люфта) удерживают вставную часть 5 вставной детали в корпусе 1 муфты.
При введении вставной детали ее вставной частью 5 в корпус 1 муфты при нахождении стопорной детали 20 в блокирующем положении ее стопорные ребра 24, 25, которые в предпочтительном варианте также выполнены со скошенными поверхностями со стороны 3, с которой в корпус муфты вставляется вставная деталь, скользят по направляющей конической поверхности 9 вставной части 5 вставной детали до заскакивания за первый буртик 7 и до охвата своими вогнутыми поверхностями вставной части 5 вставной детали в зоне имеющегося у нее стопорного углубления 6. После этого вставная деталь оказывается надежно соединена с корпусом 1 муфты.
Для перевода стопорной детали 20 из блокирующего положения в деблокирующее положение и тем самым для освобождения вставной части 5 вставной детали необходимо, например, ногтем или концом плоской отвертки с одной и с другой стороны подцепить обращенные от поперечной части 21 стопорной детали ее концы 28, 29 в зоне выполненных в виде рельефной структуры углублений 30, 31 и переместить стопорную деталь с каждой ее стороны в направлении ее поперечной части 21, выведя таким путем фиксирующие выступы 26, 27 из зацепления с фиксирующими углублениями 16, 17.
Изобретение относится к муфтам для трубопроводной системы для текучей среды. Муфта имеет продолговатый корпус и установленную на нем с возможностью перемещения поперечно его продольному направлению стопорную деталь. Направленное перемещение стопорной детали обеспечивается стопорными ребрами, входящими в предусмотренные в корпусе направляющие отверстия. Стопорная деталь имеет фиксирующие выступы, которые позволяют фиксировать ее в деблокирующем положении, в котором эти фиксирующие выступы входят в удерживающие углубления, и в блокирующем положении, в котором эти выступы входят в фиксирующие углубления. Изобретение обеспечивает сравнительно простое оперирование с муфтой при ее разъединении и соединении. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.