Код документа: RU2153196C1
Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим развитие способностей пользователей к восприятию информации ускоренным образом, в частности в субсенсорном диапазоне.
Известен способ управления предъявлением информации для развития навыков ее сверхбыстрого восприятия, заключающийся в формировании визуальных сигналов, соответствующих информационному тексту (см. патент РФ N 2002312, кл. G 09 В 9/00. Способ управления предъявлением учебных текстов). Это техническое решение, взятое за прототип, имеет ограниченные дидактические возможности быстродействия восприятия информации из-за подготовки пользователя, зависящей от его способностей или настроя. Кроме того, отсутствие четкой ориентировки для глаз, а значит и концентрации внимания, повышает утомляемость, чем существенно снижается эффективность восприятия информации.
В сравнении с известным способом управления предъявлением информации для развития навыков ее сверхбыстрого восприятия, заключающемся в формировании визуальных информационных сигналов, предварительно формируют фоновый визуальный сигнал, содержащий одну из гипнотизирующих фигур с зоной концентрации внимания, а визуальный информационный сигнал накладывают на фоновый сигнал в виде отдельных кадров.
Кроме того, фоновый сигнал выполнен в виде динамичной заставки.
Кроме того, на фоновый визуальный сигнал накладывают звуковой сигнал.
Кроме того, визуальный информационный сигнал выполнен в виде горизонтальных симметричных, относительно зоны концентрации внимания, строк.
Кроме того, строки последующего кадра размещают в межстрочных промежутках предыдущего кадра.
Кроме того, в строках размещают слова или словосочетания на различных языках.
Кроме того, визуальный информационный сигнал формируют с частотой 8-25 кадров в секунду.
Кроме того, визуальный информационный сигнал представлен в виде обучающей программы.
Кроме того, обучающаяся программа содержит аутотренинговые вставки.
Кроме того, аутотренинговая вставка представляет собой видеозапись выступления психотерапевта-гипнолога.
Сущность заявленного технического решения состоит в том, что пропускная способность слухового канала в приеме и обработке информации в тысячи раз меньше пропускной способности зрительного канала. Способность к сверхбыстрому запоминанию информации зависит в основном от двух противоречивых факторов - возможности максимального расслабления организма во время ее восприятия, т.е. снятие физического и психологического напряжения, и одновременно с этим собранность, готовность к восприятию. Таким образом, полное расслабление снимает утомляемость, а длительная собранность, напротив, утомляет организм. Поэтому в заявляемом изобретении разрешение данного противоречия достигается тем, что предварительно формируют фоновый визуальный сигнал, содержащий одну из гипнотизирующих фигур с зоной концентрации внимания, что как раз и позволяет предъявлять информацию любому пользователю вне зависимости от его способностей или настроя.
Фоновый визуальный сигнал содержит одну из гипнотизирующих фигур, например, в виде вихрей, спиралей, концентрических окружностей и им подобных, которые способны оказывать гипнотизирующее воздействие, т.е. стимулируют воображение и помогают погружению в состояние транса тем, что "затягивают внимание вовнутрь". Поэтому, если зона концентрации внимания выполнена в виде таких фигур, вполне естественно, что это в большей степени удерживает взгляд пользователя, не позволяя его глазам "блуждать" по полю экрана.
Это объясняется тем, что, во-первых, сформированный фоновый визуальный сигнал в целом оказывает расслабляющее, успокаивающее воздействие, позволяя полностью "отстроиться от помех", а во-вторых, выделенная зона концентрации внимания на сформированном фоновом визуальном сигнале позволяет сосредоточиться и удерживать взгляд на центре экрана, т.е. именно там, где размещена выделенная зона. Немаловажно и то, что предварительно сформированное фоновое изображение в виде одной из гипнотизирующих фигур создает возможность любому пользователю настроиться на сеанс, как бы подготовить почву для суггестивного восприятия информации. Поэтому визуальный сигнал, соответствующий информационному тексту и наложенный в виде отдельных кадров на фоновый сигнал, в течение выбранного временного отрезка будет наилучшим образом как бы подготовлен для восприятия пользователем.
Кроме того, фоновый сигнал может быть выполнен в виде подвижной заставки, что не только способствует удержанию взгляда, но и повышает расслабляющий эффект, создавая благоприятную ситуацию для организма в целом. Так, зону концентрации внимания выполняют в виде центра спиралеобразных фигур, т. е. визуальный фоновый сигнал формируют в виде разворачивающихся или сворачивающихся вихрей, расходящихся на воде кругов, концентрических окружностей и подобных фигур, выполненных в плане или аксонометрии. При этом подвижность фонового сигнала может быть направлена как к центру зоны концентрации внимания (сходящийся визуальный сигнал в виде сворачивающейся спирали), так и от центра (разворачивающаяся спираль). Такой выбор направленности подвижности фонового сигнала может быть необходим именно при учете индивидуальных психологических свойств пользователей (равно как и выбор цветовой гаммы). Таким образом, создается особое эмоциональное состояние, включающее раскованность и уверенность.
Кроме того, на фоновый визуальный сигнал накладывают звуковое сопровождение, которое совместно с изображением создает расслабляющую обстановку, при этом пользователь перестает ощущать окружающую реальность, что значительно способствует сверхбыстрому восприятию информации.
В процессе предъявления информации на фоновом визуальном сигнале размещают визуальный информационный сигнал, который выполнен в виде горизонтальных относительно зоны концентрации внимания строк. Формируемая таким образом информация предъявляется на общем благоприятном фоновом визуальном сигнале с согласованным звуковым сопровождением. При этом строки последующего кадра размещают в межстрочных промежутках предыдущего кадра. Такое сочетание визуальных и аудиосигналов предотвращает хаотичность восприятия, организует внимание, создает стройность и последовательность восприятия, что существенно способствует скорости восприятия.
Заявляемое техническое решение позволяет в качестве информационного текста вводить отдельные слова или словосочетания на иностранных языках, а значит, существенно облегчает изучение языков в сжатые сроки. Использование данного изобретения при восприятии лечебных, религиозных или иных текстов значительно расширяет область применения заявленного способа.
Кроме того, визуальный сигнал, соответствующий информационному тексту, формируют с частотой 8-25 кадров в секунду. Такой подбор частот предъявления информации совместно с фоновым визуальным сигналом создает воздействие, близкое к гипнотизирующему, при этом восприятие информации протекает на уровне подсознания, чем и определяется эффективность ее переработки и запоминания.
Кроме того, визуальный информационный сигнал может быть представлен в виде обучающей программы, что позволяет в сжатые сроки обрабатывать информацию по различным направлениям, например от предметов школьной программы до студенческих, гуманитарных и иных программ.
Для повышения эффективности восприятия таких программ непосредственно в эти программы могут быть введены аутотренинговые вставки, своего рода фрагменты-паузы, которые не просто снижают нагрузку при сверхбыстром восприятии информации, но и позволяют внушить пользователю уверенность, поддержать и убедить его в необходимости продолжать сеансы, особенно при восприятии лечебных программ. Запись выступления психотерапевта-гипнолога, как показывает практика, может существенно повысить эффективность восприятия отдельных индивидуумов.
Таким образом, предлагаемый способ управления предъявлением информации для развития навыков ее сверхбыстрого восприятия основан в первую очередь на концентрации внимания пользователя с одновременными средствами создания его внутреннего психологического комфорта, т.е. создания состояния, при котором пользователь способен усваивать и перерабатывать огромные массивы информации.
На базе заявляемого способа может быть реализован широкий выбор лингвистических, профилактических, религиозных, этических и иных индивидуальных программ, например программ лечения неврогенных заболеваний: от аллергии, импотенции, алкоголизма, наркомании и пр. Такое использование предлагаемого способа способствует решению различных социальных проблем.
Пример конкретного применения. Формировали фоновый визуальный сигнал, который содержал изображение постоянно разворачивающегося вихря со скоростью перемещения волны 2 см/сек, со спокойным светло- коричневым цветом. Выделенная зона концентрации внимания соответствовала центру этого вихря, т.е. точке его "зарождения". В качестве визуального сигнала, соответствующего информационному тексту, был взят набор психотерапевтических формул самовнушения, направленных на нейтрализацию влечения к никотину. Каждая из формул размещалась в виде как минимум двух горизонтальных симметричных относительно зоны концентрации внимания строк, причем после двух строк очередного кадра (например, "От курения у меня возникает скверное самочувствие"), две строки следующего кадра ("Курение вызывает раздражение легких, возникает кашель") размещались в межстрочных промежутках предыдущего кадра. Вся программа состояла из 104 формул, за одну секунду предъявлялось 10 формул самовнушения. Этому эффекту способствовало музыкальное сопровождение к фоновому визуальному сигналу. 3-4 таких сеанса длительностью 10-15 с для одного пользователя закладывали мощную гипнотическую основу, что впоследствие позволяло полностью справиться с проблемой табакокурения, подтверждая тем самым высокую эффективность заявляемого способа.
Изобретение относится к средствам развития способностей человека к восприятию информации ускоренным образом, в частности в субсенсорном диапазоне. Способ управления предъявлением информации для развития навыков ее сверхбыстрого восприятия заключается в формировании визуальных информационных сигналов. Особенность способа состоит в том, что предварительно формируют фоновый визуальный сигнал, содержащий одну из гипнотизирующих фигур с зоной концентрации внимания, а визуальные информационные сигналы накладывают на фоновый сигнал в виде отдельных кадров. При этом фоновый сигнал выполнен динамическим со звуковым сопровождением, а информационный сигнал размещают симметрично относительно зоны концентрации внимания и формируют с частотой 8-25 кадров/с. Способ обеспечивает повышение эффективности восприятия информации. 9 з.п.ф-лы.
Комментарии