Код документа: SU1109043A3
Изобретение относится к станко- ч строению и может быть использовано .для обработки и обновления рабочей поверхности распределительных кулачков, в частности тормозных фиксаторов автомобиля, с профилем эвольвенты или спирали Архимеда. Известны устройства подобного назначения, включающие шпиндель с ;механизмом для вращения детали, несу щнм .зажимные элементы для последней , каретку с инструментальным суппортом с приводом его поступатель ного перемещения, кинематическая связь которого с механизмом для вращения детали включает зубчатую передачу, причем ось инструмента установлена под углом к направлению перемещения каретки II. Известные устройства обладают еле дующими недостатками; копир и исполнительный механизм находятся в одной линии, поэтому предельная допустимая нагрузка на копир ограничена; изготовление профиля копира дорогостояще и, кроме того, можно получить лишь ограниченную точность изготовления; для обработки каждого отдельного распределительного кулачка необходимо в каждом случае располагать отдельнь1М копиром. Кроме того, известные устройства имеют ограниченные технологические возможности. На них невозможно обработать тормозные ключи произвольного профиля. . Цель изобретения - расширение тех нологических возможностей и повышение производительности/ С этой целью в устройстве для обработки рабочей поверхности распре делительных кулачков, например тормоэ (ных фиксаторов автомобилей,торцовой фрезой или шлифовальным кругом, рабочая плоскость которого перпендикулярна оси его вращения, включающем шпиндель с механизмом для вращения детали, несущим зажимные элементы для последней, каретку с инструментальным суппортом с приводом его поступательного перемещения, кинематическая связь которого с механизмом для вращения детали включает зубчату передачу, причем ось инструмента установлена под углом к направлению перемещения каретки, в кинематическую связь между кареткой и механизмом для вращения детали введена муфт свободного хода с внешней и внутрен31 ней полумуфтами, внешняя из которьк связана с механизмом для вращения детали, и односторонняя кулачковая муфта, установленная с возможностью работы в противофазе с муфтой свободного хода, причем одна из полумуфт кулачковой муфты связана с внутренней полумуфтой муфты свободного хода, а другая - подпружинена и посредством зубчатой передачи связана с приводом поступательного перемещения детали. Зажимные элементы установлены эксцентрично относительно оси механизма вращения детали. На фиг. представлен профиль тормозного фиксатора в форме эвольвенты; на фиг. 2 - кинематическая схема предлагаемого устройства; на фиг,,3- вид А на фиг. 2; на фиг.4вид Б на фиг. 2; на фиг. 5 - узел Т на фиг. 2; на фиг. 6 - узел на фиг. 2; на фиг. 7 - эксцентричное расположение зажимных элементов. Предлагаемым устройством.обрабатываются поверхности 1 и 2 детали 3 тормозного фиксатора. На корпусе 4 устройства имеется направляющая 5 для продольной каретки суппорта 6, по которой она перемещается . Направление движения каретки суппорта 6 по напра&лякицей 5 перпендикулярно осц вращения детали. На продольной каретке суппорта 6 смонтирован шток шпинделя устройства 7, расположенный наклонно в плоскости , перпендикулярной плоскости перемедения продольной каретки суппорта, на котором находится шпиндель 8 устройства, несущий режущую инструментальную головку 9. Угол А меяаду шпинделем В и плоскостью расположения направляющей 5 ПРОДОЛЬНОЙ каретки суппорта регулируется. Шпиндель 8 соединен с двигателем 10 главного привода шкивами Ii и 12 н приводным элементом 13, например клиновым ремнем. На валу двигателя 14 вспомогательного привода укреплено зубчатое колесо 15, которое зацепляется с зубчатым колесом 16, находяашмся на валу управления 17. Один из концов вала управления 17 примыкает к продольной каретке суппорта 6 при помощи элементов, например зубчатого колеса 18 и зубчатой рейки 19 преобразующих вращательное движение в прямолинейное. Другой конец вала 17 соединен через шестерню 20,
колеса 21 и 22 с промежуточным валом 23. Промежуточный вал 23 соединен посредством односторонней кулачковой муфты 24, нагруженной пружиной 25 со шпинделем 26 детали. Первая 5 половина односторонней кулачковой муфты 24 соединена с промежуточным валом 23 при помощи призматической скользящей шпонки 27, которая в осевом направлении удерживается пружи- 0 ной 25. На первой половине односторонней кулачковой муфты 24 имеется , по крайней мере, один кулачок, однако здесь может находиться столько кулачков, сколько необходимо 1$ обработать рабочих плоскостей на детали 3, или число кулачков, кратное этому числу обрабатываемых поверхиостей. .Другая половина односторонней кулачковой муфты 24 уста- 20 новлена на шпинделе 26 детали. Число пазов, выполненных в ней, согласуется с числом рабочих поверхностей детали 3, подлежащих обработке, или оно кратно ему. К шпинделю 26 25 своей внутренней частью прикреплена муфта свободного хода 28. Ее внешняя часть закреплена на штоке 29 шпинделя детали. Односторонняя кулачковая муфта 24 и муфта свободного хода зо 28,работают в противофазах. ,
Между зажимнш4И элементами 30 конца шпинделя 26 детали и упорной вершиной. 31 зажата деталь 3. С целью ориентирования и передачи 35 вращения шпинделю 26 детали между ним и деталью 3 имеется поводок 32, входящий в отверстие в детали 3.
В случае, если рабочие поверхности I и 2 имеют форму эвольвенты, 40 устройство, соответствующее изобретению , работает следующим образом.
Деталь 3 зажимается между элементом 30 и .упорной вершиной 31 и при помощи поводка 32 ориентируется в 45 отверстии детали 3. Зубчатые колеса 21 и 22 монтируются с числом зубьев, зависящим от параметров эвольвенты.
Между шпинделем 8 и продольной кареткой суппорта 6 устанавливается 50 угопр СР. Расстояние К между торцом режущей инструментальной головки 9 и осью детали 3 устанавливается в зависимости от параметров рабочих поверхностей 1 и 2, которые являются js поверхностями с эвольвентным профилем .. На фиг. 4 показана исходная . цозиция, когда торцоваяплоскость режущей инструментальной головки 9
находится в исходном положении. Начинается вращение шпинделя В. При ;Вращении двигателя 14 вспомогательнго приводного механизма продольная каретка суппорта 6, приводимая через зубчатое колесо 18 и зубчатую рейку 19, приближается к детали 3 на величину рабочего хода. Одновремеино шпиндель 26 детали и вместе с тем деталь 3 приводится во вращен через шестерню 20, зубчатые колеса 21 и 22, одностороннюю кулачковую муфту 24, нагруженную пружиной 25, и муфту свободного хода 28.
При помощи описанного устройства рабочая поверхность 1 обрабатываетс до получения профиля эвольвенты. Движение инструментальной головки происходит до окончания обработки, пока торец режущей головки 9 не придет в точку А. Теперь электродвигатель 14-вспомогательного приводного механизма начинает вращаться в обратном направлении. Продольная каретка суппорта 6 вместе с режущей инструментальной головкой 9 возвращается в исходное положение. В течение быстрого обратного хода каретки деталь 3 не вращается, так как муфт свободного хода 28 закрывается и кулачковая муфта 24. расцепляется. К началу быстрого обратного хода продольной каретки суппорта 6 кулачок муфты 24 выходит из паза(фиг. 5)и заходит в другой паз, находящийся на расстоянии 80 от первого паза, причем торец режущей головки 9, устновленной на продольной каретке суппорта 6, возвращается в исходное положение. После этого производится обработка рабочей поверхности 2 уже описанным способом. Обработка обеих рабочих поверхностей I и 2 всей детали в полуавтоматическом цикле заканчивается повторным возвращением торца режущей инструментальиой головки 9 в исходное поло;жеиие . Далее деталь удаляется.
В предпочтительной форме исполнения устройства По изобретеиий фиг. 7)геометрическая ось элемента 30 вершины 31 и ось мехаиизма вращения детали 3 расположены с эксценриситетом е определенной или регулируемой величины.
В другой форме исполнения изобретения устройство содержит еще один шпиндель для детали,который посредством приводного механизма
без проскальзывания связан со шпинделем 26. В этом случае одновременно можно производить обработ ку двух деталей при соответственно выбранном диаметре режущей инструментальной головки 9 и осевом расстоянии между шпинделями.
С целью повьш ения производитель ности число шпинделей 26 и число режущих инструментальных головок .9 может быть увеличено. При этом устройство почти совсем не усложняется , так как уже описанная кинематическая цепь, связывающая деталь 3 и продольную каретку суппорта 6, может приводить в действие любое
I09043
; |количество шпинделей 26 и режущих инструментальных головок 9, содержащихся в устройстве.
Таким образом, предлагаемое 5 устройство может иметь либо одну инструментальную головку 9 и один шпиндель 26, либо одну или несколько режущих инструментальных головок и несколько шпинделей для деталей, связанных без проскальзывания со шпинделем 26.
Кроме того, устройство позволяет повысить производительность при обработке рабочих поверхностей распределительных кулачков, например тормозных фиксаторов автомобиля.
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБО КИ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ КУЛАЧКОВ, НАПРИМЕР ТОРМОЗНЫХ ФИКСАТОРОВ АВТОМОБИЛЕЙ, С ПРО ФИЛЕМ ЭВОЛЬВЕНТЫ 1ШИ СПИРАЛИ АРХИМ ДА торцовой фрезой или шлифовальны кругом, рабочая плоскость которого перпендикулярна оси его вращения, включающее шпиндель с механизмом для вращения детали, несущим зажим элементы для последней, каретку с инструментальным суппортом с приво дом его поступательного перемещени кинема ическая связь которого с механизмомДЛЯ вращения детали включает зубчатую передачу, причем ось инструмента установлена под углом к направлению перемещения каретки, от:личаю|дееся тем, что, с целью повышения производительности труда, п кинематическую связь между кареткой и механизмом для вращения детали введена муфта свободного хода с внешней и внутренней полумуфтами, внешняя из которых связана с механизмом для вращения детали, и односторонняя кулачковая муфта, установленная с возможностью рАботы в противофазе с муфтой свободного хода, причем одна из полумуфт кулачковой муфты связана с внутренней полумуфтой муфты свободного хода, а другая подпружинена и посредством зубчатой передачи связана с приводом поступательного перемещения детали. 2. Устройство по п. 1, отличающее с я тем, что зажимные элементы установлены эксцентрично относительно оси механизма вращения детали.