Код документа: RU2246884C2
Настоящее изобретение относится к устройству защиты глаз и шлему, включающему указанное устройство. Настоящее изобретение, в частности, но не исключительно, относится к устройствам защиты глаз для членов экипажа воздушного судна от боевых химических веществ.
В некоторых рабочих условиях члены экипажа воздушного судна иногда подвергаются воздействию окружающей атмосферы, которая раздражает глаза. Эти явления могут быть вызваны боевыми химическими веществами или другими вредными воздействиями, причем некоторые из таких опасных воздействий могут снижать безопасность полета или способность осуществлять определенные (деликатные) задания.
В патенте Франции FR 2109042 уже раскрыт шлем для водителя, который имеет с внутренней стороны перфорированную переднюю (лобовую) наклонную плоскость, соединенную с трубной системой подачи сжатого потока. В случае аварии происходит включение системы подачи потока и создается защитная завеса перед лицом водителя.
В патенте США US 3657740 раскрыта сварочная защитная маска, в которой обеспечивается подача охлажденного потока воздуха в блоке для выпуска воздуха, размещенного над головой пользователя. Блок выпуска воздуха содержит расширяющуюся часть, имеющую множество щелей, и обеспечивающую потоки воздуха, которые могут попадать в зазор между маской и пользователем.
Однако вышеупомянутые известные из уровня техники технические решения не предусматривают непрерывную воздушную экранирующую завесу перед глазами, обеспечивающую защиту глаз от воздействия боевых химических веществ, ввиду того, что указанные химические вещества могут попадать в шлем или маску.
Настоящее изобретение в основном нашло выход из сложившейся проблемы.
В соответствии с настоящим изобретением предлагается устройство защиты глаз, которое содержит средства формирования воздушной экранирующей завесы перед глазами, указанное устройство содержит щиток, имеющий кожух в виде воздушного диффузора, содержащий участок впуска воздуха, и участок для выпуска воздуха и расширяющийся участок, проходящий от участка впуска воздуха к участку для выпуска воздуха, расположенный на внутренней поверхности щитка, и уплотнение, расположенное на верхних и боковых кромках щитка для обеспечения уплотнения щитка к бровям и вискам пользователя и ограничивающее отверстие между нижней кромкой щитка и пользователем.
Настоящее изобретение имеет множество применений, и в частности, но не исключительно, включает в себя вариант со шлемом, который содержит указанное устройство защиты глаз. Таким шлемом может быть шлем члена экипажа воздушного судна.
Указанные ранее и другие характеристики изобретения будут более ясны из последующего детального описания, данного в качестве примера, не имеющего ограничительного характера и приведенного со ссылкой на сопроводительные чертежи.
На фиг.1 представлен вид сбоку, с частичным вырывом, шлема члена экипажа воздушного судна, который включает в себя устройство защиты глаз согласно варианту реализации изобретения.
На фиг.2 представлена часть фиг.1 с увеличением.
На фиг.3 представлен вид спереди устройств защиты глаз согласно фиг.1.
На фиг.4 - показан вид с торца указанного устройства в направлении стрелки IV фиг.3.
Обратимся теперь к рассмотрению чертежей, на которых показан член экипажа воздушного судна 1 с надетым шлемом 2, который плотно облегает его голову и прочно удерживается на месте, например, с использованием ремней. Шлем 2 снабжен внешним щитком 3 или другим аналогичным приспособлением (например, средством защиты от слепящего света или от потока воздуха). Такой щиток может иметь стандартное исполнение.
Внутри шлема 2 предусмотрен внутренний щиток 4, изогнутый таким образом, чтобы минимально ограничивать периферическое зрение пользователя. Внутренний щиток 4 имеет кромку 5 из мягкого каучука, которая создает периферическое уплотнение вдоль бровей пользователя и вертикальных боковых сторон щитка 4. Отметим, что периферическое уплотнение отсутствует, однако, вдоль нижней кромки щитка 4. Внутренний щиток 4 закреплен на месте за счет его крепления к шлему 2. Гибкая ороназальная (для рта и носа) маска 6 стандартного типа подключена обычным образом, однако не создает воздухонепроницаемого уплотнения в том сечении внутреннего щитка 4, которое проходит через переносицу или через другую соответствующую зону, если нет опоры щитка на переносице.
Устройство защиты глаз 10 включает в себя блок формирования экранирующей завесы для глаз 11 из слегка сжатого чистого воздуха, который протекает в направлении вниз мимо глаз члена экипажа (но не попадая в глаза), в пространство 20, расположенное позади внутреннего щитка. Образующий завесу 11 воздух выпускается в окружающую среду 9 через выпускной канал 12 (фиг.2), расположенный позади нижней кромки щитка 4, в направлении стрелки 13. Наличие выпускного канала обеспечивает исключение повышения давления в пространстве 20.
Устройство 10 включает в себя главным образом плоский кожух 14 с участком впуска воздуха 15 и с расширяющимся (расходящимся) участком 16. Дно кожуха 14 является открытым и образует щель для выпуска воздуха 17 (фиг.4).
Кожух 14 выполнен с возможностью изменения длины и высоты, ширины щели для выпуска воздуха, а также направления подачи воздуха - вертикально снизу в устройство 10 или подсоединен к нему под прямым углом или при помощи идущей под углом различным образом трубки.
Расширяющийся участок 16 кожуха 14 служит в качестве воздушного диффузора и заполнен множеством частиц главным образом трехгранной формы 21 из пластмассы, таким образом, что они образуют извилистый путь вытекающего воздуха, который выходит через щель 17. Вместо частиц 21 может быть использован материал "пузырьковой упаковки", который используют на почте. Такой материал также образует извилистый путь вытекающего воздуха.
В этом варианте реализации изобретения воздушный поток, входящий во входной участок 15 кожуха 14, имеет расход около 10,5 литров в минуту, однако указанный расход может изменяться в зависимости от требований. Щель для выпуска воздуха 17 главным образом имеет ширину около 2,5 мм. Ширина выпускного канала 12 составляет главным образом около 4,5 мм. Следует иметь в виду, что указанные размеры могут изменяться в зависимости от требований. Кожух 14 может быть слегка изогнут, так чтобы соответствовать форме внутреннего щитка 4.
Настоящее изобретение позволяет получить устройство зашиты глаз членов экипажа, имеющее малый вес.
Создание сплошной воздушной завесы 11 позволяет исключить образование нежелательных вихрей, которые могли бы возникать в случае использования ряда отверстий для выпуска воздуха вместо непрерывной щели 17.
Однако использование непрерывной щели в соответствии с настоящим изобретением вызывает необходимость подачи воздуха по центру или в непосредственной близости от центра кожуха 14. Такая конструкция обеспечивает малое падение давления поступающего воздуха и одновременно предотвращает создание трубки Вентури или возникновение других явлений, которые могли бы приводить к всасыванию загрязнений вверх под внутренний щиток 4 и к их контакту с глазами пользователя.
В показанном на чертежах варианте торцевое уплотнение 5 идет по бровям члена экипажа и затем вниз вдоль висков пользователя, таким образом, что оно образует в первом приближении перевернутую букву "V", при этом отверстие на нижней части устройства образует, совместно с головой пользователя, канал для выпуска воздуха 12.
Настоящее изобретение в представленном варианте реализации обеспечивает коэффициент защиты (определяемый как отношение концентрации загрязняющих веществ снаружи от внутреннего щитка 4 к концентрации загрязняющих веществ в непосредственной близости от глаз внутри внутреннего щитка 4), измеренный с использованием аэрозоли хлорида натрия (поваренной соли) и при отборе проб в непосредственной близости от глаз при помощи чувствительного пламенного фотометра, составляющий ориентировочно от 10,000 до 100,000, в зависимости от требований и условий.
Устройство защиты глаз для формирования воздушной экранирующей завесы перед глазами, причем устройство содержит щиток и кожух в виде воздушного диффузора, расположенный за щитком, при этом кожух содержит участок впуска воздуха, расширяющуюся часть и щель для выпуска воздуха, при этом щиток имеет кромку из мягкого каучука, обеспечивающую периферическое уплотнение вдоль бровей и висков пользователя, и при этом оставляя отверстие позади нижней кромки щитка, и пользователем для выпуска воздуха. В изобретении предусмотрен также шлем с устройством для защиты глаз и шлем для члена экипажа воздушного судна. Заявленная группа изобретений обеспечивает повышенную степень защиты глаз. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.