Изобретение относится к области станкостроения- и может найти применение в устройствах
уравновешивания вертикально перемеи4аю1дихся узлов, например, суппорюъ токарно-карусельных
станков, в которых верхний конец ходового винта перемеще1шя ползуна не имеет опоры.
Целью изобретения является упрощение конструкции уравновешивающего устройства.
Указанная цель достигается тем, что в первом варианте вес подвижного органа станка
воспринимается непосредстве1шо торцом ходового винта, благодаря его размещению
в корпусе уравновешивающего гидроюшиндра с гермегитым уплошёнием пинтовой поверхности .
Во втором варианте вес подвижного органа сганка воспринимается поршнем
уравновешивающего гидроцилиндра, опирающегося на торец ходового винта и имеющего возможность
самоустановки. На фиг. 1 показан токарно-карусельный станок с уравновешивающим устройством,
общий вид; на фиг. 2 - узел 1 на фиг. 1 (первый вариант выполнения уроавновешивающего
устройства подвижного органа); на фиг. 3 -- то же. фторой вариант выполнения
устройства); на фиг. 4 - уплотнительный узел ходового винта в первом варианте уравновешивающего
устройства; на фиг. 5 - узел самоустановки корпуса гидроцилиндра относительно
ходового винта во втором варианте уравновешивающего устройства.
Устройство уравновешивания ползуна 1 токарно-карусельного станка содержит редуктор .
2- привода подач по вертикали с установленным в нем ходовым винтом 3, который чере
гайку 4 и кронштейн 5 связан с ползуном 1 Уравновешивающий гидродилнндр 6 закреплен
на кронштейне 5 ползуна 1 и в него введен свободный конец 7 ходового винта 3. В первом
варианте вьпюлне1гая устройства ходовой винт 3 снабжен в тдажней части уплотнительным
узлом 8, выполненным в виде упругих пустотелых колец 9, охватывающих винтовую
поверхность ходового винта 3 и разделенных проставками 10 и 11. Кольца 9 снабжены
упругой стенкой 12. Внутренние полости 13 всех уплотнительных колец 9 соединены трубопроводом
14 между собой и с трубопроводом 15, связывающим полость 16 после
первого уплотнительного кольца 9 со сливом. Рабочая полость 17 гидроцилшгдра 6 соединена
с гидросистемой станка. Во втором варианте вьшолнешш уравновешивающего
устройства гидроцилнндр б снабжен поршнем 18, на торце которого закреплен
упругий элемент 19. Поршень 18 с упругим элементом 19 взаимодействует через опору
20 с торцом ходового винта 3. Гидроцилиндр 6 закреплен на подвижном
органе-ползуне 1 своим торцом между упругими шайбами 21 и центрируется на гайке
4 торовой поверхностью 22. Устройство по первому варианту работает следующим образом.
В рабочую полость 17 гидроцилиндра 6 подается масло под давлением, равным
давлению, создаваемому в этой закрытой полости весом ползуна I и установлешюго
на нем инструмента (не показан). Расход масла, подаваемого в полость 17, должен
обеспечить заполнение ее при перемещении ползуна 1 вверх с наибольшей скоростью
ускоренных перемещений. Давление масла в полости 17 создает вертикально приложенную
к гидроцилиндру 6, а следовательно, и к ползуну 1 разгружающую силу, равную
весу подвижного органа-ползуна 1 станка. Уплотнение ходового винта 3 выполнено
таким образом, что не допускает, практически , утечек масла. При износе рабочей поверхности
уплотнений зазор между после;ц1ими и поверхностью винта 3 увеличивается.
утечки возрастают, давление в полости 16, собирающей утечки после первого уплотнительного
кольца 9, возрастает, соответственно возрастает давление во внутренних полостях
13 уплотнительных колец 9, при згом упругая стенка 12 деформируется, уменьшая рабочий
зазор. Полости 13 колец 9 соединены с полостью 16 проставки 10, автоматически
регулируя величину усилия прижима уплотняющих поверхностей к наружной поверхности
винта 3 и, следовательно, обеспечивая минимальный износ уплотнет1Й.
Устройство по второму варианту работает аналогично устройству по первому варианту.
Однако усилие давления масла, равное весу подвижного органа 1, воспринимает поршень
1896514
18, упругий элемент 19, опора 20 качения
и далее торец винта 3 И корпус редуктора 2. Кроме того, гидроцилиндр 6, благодаря закреплению
на упругих шайбах 21 и центриро5 ванию по торцовой поверхности 22, имеет
возможность самоустанавливаться и компенсировать непараллельность осей ходового
винта 3 и гидроцилиндра 6. Упругий злемент 19 дает возможность компенсировать радиаль10
ное и торцовое биение верхнего конца 7 винта 3.
Устройство уравновешивания ползуна повышает точность позиционирования под15
вижного органа в станках с ЧПУ со следяищмк приводами подач.
ЮXJ
/J
J