Код документа: RU2131412C1
Изобретение относится к присадкам к топливу на основе углеводородов, в частности к присадке к топливу на основе азотсодержащего углеводорода, а также к производным азометина.
Известна присадка к топливу на основе азотсодержащего углеводорода, получаемая путем взаимодействия галогенсодержащего углеводорода со средним молекулярным весом не менее 500, в частности хлорсодержащего полимера изобутена, с полиамином, молекулярный вес которого меньше, чем молекулярный вес галогенсодержащего углеводорода, в присутствии сначала основного соединения щелочного металла и затем основного соединения щелочноземельного металла, при связывании образующегося хлористого водорода с последующим отделением твердых компонентов из получаемой реакционной смеси (см. заявку DE N 2245918, кл. C 08 F 27/08, 1973).
Недостаток известной присадки заключается в том, что при ее получении используют хлор, что приводит к образованию хлор- или хлоридсодержащих продуктов, которые в настоящее время больше нежелательны и поэтому их образование должно по возможности избегаться.
Наиболее близкой изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является присадка к топливу, имеющая следующую общую формулу:
Известную присадку к топливу можно получать за счет того, что полибутен или полиизобутен подвергают гидрофоримилированию на родиевом или кобальтовом катализаторе в присутствии окиси углерода и водорода при температуре 80 - 200oC и давлении окиси углерода и водорода до 600 бар с последующим осуществлением реакции Манниха или аминирования в условиях гидрирования получаемого оксопродукта при температуре 80 - 200oC и давлении до 600 бар, предпочтительно 80 - 300 бар.
Если при аминировании в условиях гидрирования используют аммиак, то известная присадка имеет отличную активность по обеспечению чистоты клапанов и карбюратора, однако в лучшем случае имеет нейтральное действие на смазочное вещество, в частности относительно диспергирования шлама в масле, что вероятно обусловлено тем, что при аминировании из используемых полиаминов образуются имеющие отрицательное влияние побочные продукты.
Задачей изобретения является разработка присадки к топливу на основе азотсодержащего углеводорода, которая имеет хорошее действие как по обеспечению чистоты клапанов и карбюратора, так и по диспергированию шламов в масле.
Поставленная задача достигается предлагаемой присадкой к топливу на основе
азотсодержащего углеводорода, получаемой гидроформулированием длинноцепного олефина с последующим аминированием полученного продукта за счет того, что она представляет собой продукт взаимодействия
гидроформилированного олефина, имеющего средний молекулярный вес 250 - 5000, с полиамином формулы (I)
Гидроформилирование обычно проводят при 80 - 200oC и давлении окиси углерода и водорода до 600 бар.
При взаимодействии продукта гидроформилирования с полиамином вышеприведенной формулы (I) в
качестве промежуточного продукта получают азометины (Шифрово основания) общей формулы (II)
Каталитическое гидрирование обычно проводят при 50 - 300oC под давлением.
Новые азометины, являющиеся дальнейшим объектом изобретения, можно также использовать в качестве высокоактивной присадки к топливу и смазочному веществу.
Для получения предлагаемой присадки в качестве олефинов предпочтительно используют полиизобутены, получаемые из изобутена или его смеси, содержащей до 30% по весу н-бутена.
В качестве полиаминов для получения предлагаемой присадки можно использовать N, N-диалкилалкиленполиамины, такие, как, например, N,N-диметилпропилендиамин и N,N-диметилдиэтилентриамин, полиалкиленполиамины, такие, как, например, этилендиамин, диэтилентриамин, триэтилентетрамин, тетраэтиленпентамин, дипропилентриамин, этиленпропилентриамин и этилендипропилентетрамин, а также технические смеси олигоэтиленполиаминов, N-оксиалкилалкиленполиамины, такие, как, например, аминоэтилэтаноламин (N-оксиэтилэтилендиамин), и полиамины с N-гетероциклом, такие, как, например, аминоэтилпиперазин.
В качестве полиаминов общей формулы (I) предпочтительно используют соединения, в которых R1 - этилен, R2 и R3 - водород и m-1-5.
Особенно предпочтительными являются этилендиамин, диэтилентриамин, триэтилентетрамин и тетраэтиленпентамин.
Образующийся при гидроформилировании кроме Шиффово основания спирт может оставаться в реакционной смеси, так как он не мешает на последующей реакционной стадии. Взаимодействие продукта гидроформилирование с полиамином, осуществляемое после предварительного отделения катализатора гидроформилирования, проводят предпочтительно в среде растворителя, позволяющего азеотропную отгонку воды из реакционной смеси. Пригодным растворителем является, например, циклогексан. Гидрирование проводят аналогично известным методам, при этом в качестве катализатора можно использовать обычные катализаторы, такие, как, например, никель Ренея или кобальт Ренея. Гидрирование обычно осуществляют в автоклаве при температуре 50 - 300oC под давлением. Если гидрирование проводят в присутствии аммиака, то можно достичь превращения образовавшихся в качестве побочных продуктов спиртов в амины.
Предлагаемая присадка проявляет не только свойства детергента в впускной системе, но и свойства диспергатора в моторном масле.
Благодаря указанным свойствам предлагаемая присадка может использоваться в топливах любой марки, в частности в топливах для двигателей внутреннего сгорания с посторонным зажиганием.
Присадку добавляют к топливу предпочтительно в количестве 10 - 5000 ч/мил, предпочтительно 50 - 1000 ч/мил.
Если в первую очередь должны использоваться диспергирующие свойства предлагаемой присадки, то ее можно также комбинировать с обычными детергентами. Принципиально возможен любой известный детергент. Предпочтительно же используют азотсодержащие детергенты, например, соединения, содержащие амин или амид. В частности, пригодны полиизобутиламины, амиды и/или имиды этилендиаминтетрауксусной кислоты.
Если в первую очередь должны использоваться свойства детергента, то предлагаемую присадку можно также комбинировать с маслами в качестве носителя. Такие масла известны и в частности пригодны масла на основе полигликоля, например, соответствующие простые эфиры и/или сложные эфиры.
Нижеследующий пример иллюстрирует получение предлагаемой присадки и ее испытание на пригодность в качестве средства обеспечения чистоты клапанов двигателя машин марок ФВ-Поло и Опель-Кадетт 1,2 л, а также двигателя М 102 машины марки Мерцедес-Бенц.
Пример.
1. Получение азометинов.
1.1 Гидроформилирование полиизобутена.
В автоклаве емкостью 2,5 л, снабженном мешалкой, 500 г полиизобутена (ПИБ) со средним молекулярным весом 950, 300 г додекана и 2,8 г октакарбонила кобальта нагревают до температуры 185oC в течение 5 ч при давлении окиси углерода и водорода, равном 280 бар. Затем охлаждают до комнатной температуры и катализатор удаляют 400 мл 10%-ной водной уксусной кислоты. Получаемый таким образом продукт содержит прежде всего альдегид ПИБ, но и спирт ПИБ.
1.2 Образование азометина:
1,7 кг (1 моль) вышеприведенного продукта ПИБ смешивают с 0,5 моль диэтилентриамина. После добавления 500 мл циклогексана реакционную воду азеотропно удаляют. После
реакции сигнал1H-ЯМР для группы CH=N получается при 7,45 ч/мил (CDCl3).
2. Испытание:
Обеспечение чистоты впускных клапанов
Двигатель машины
марки Опель-Кадетт 1,2 л
Топливо: бензин марки Ойросупер без присадки олова
Количество предлагаемой присадки: 800 ч/мил
Результаты испытания сведены в табл. 1.
Данные табл. 1 четко показывают очистительное действие предлагаемого азометина.
3. Гидрирование азометина.
В автоклав подают 1 кг получаемого согласно п. 1. азометина и 100 г никеля Ренея. Гидрирование осуществляют при 200oC и давлении 250 бар в течение 4 ч. После удаления содержащихся в реакционной смеси легколетучих компонентов определяют указанные в табл. 2 аминовые числа.
Кроме гидрирования проводят также аминирование азометина в условиях гидрирования. При этом 500 г соответствующего азометина подвергают взаимодействию с 500 г никеля Ренея и 500 г аммиака в течение 4 ч. Переработку реакционной смеси осуществляют тем же образом, что и в случае гидрирования.
4. Испытание:
Обеспечение чистоты впускных клапанов
4.1 Двигатель: M 102 E машины марки Мерцедес-Бенц
Топливо: бензин марки Ойросупер 169 без присадки олова
Количество предлагаемой
присадки: по 600 ч/мил
Результаты испытания сведены в табл. 3.
Данные табл. 3 четко показывают, что предлагаемая присадка обеспечивает получение очень хороших результатов по чистоте клапанов.
4.2 Двигатель машины марки ФВ-Поло 1,05 л
Топливо: бензин марки Ойросупер 174 без присадки олова
Количество предлагаемой присадки: по 400 ч/мил
Результаты испытания сведены в табл. 4.
Данные табл. 4 показывают, что предлагаемая присадка позволяет получить те же результаты по чистоте клапанов, что и присадка по прототипу, но кроме того, она также проявляет свойства диспергатора шлама. Поэтому общая картина свойств предлагаемой присадки более выгодна.
Изобретение относится к присадке
к топливу, которую получают путем взаимодействия продукта гидроформилирования длинноцепного олефина со средним молекулярным весом 250-5000 с полиамином формулы I