Устройство для профилактики и формирования правильной осанки "помощник осанки" и способ его применения - RU2748385C1

Код документа: RU2748385C1

Чертежи

Описание

Предлагаемое изобретение относится к медицинской технике, конкретнее к устройствам для профилактики и формирования правильной осанки при работе за письменным столом и к способу его применения для профилактики нарушений осанки, в частности у детей в школе и в домашних условиях.

Дети в школьном возрасте, особенно в младшем школьном возрасте, очень подвижны, но быстро утомляются, а длительные занятия за письменным столом приводят к возникновению различных видов нарушения осанки. Известно, что возраст 7-17 лет наиболее важен для правильного формирования осанки. В настоящее время известны многие устройства для коррекции и формирования правильной осанки, применяемые при работе за письменным столом. Их условно можно отнести к двум группам. К первой относятся устройства, фиксирующие положение пользователя на стуле. К таким относятся, к примеру, устройства, описанные в патентах RU №2546086 (опубл. 10.04.2015), CN №2845772 (опубл. 13.12.2006), CN №203370001 (опубл. 01.01.2014), CN №2642268 (опубл. 22.09.2004), US 20050194830 (опубл. 08.09.2005). Ко второй группе относятся устройства, фиксирующие положение пользователя относительно письменного стола. К таким относятся, к примеру, устройства по патентам RU №59405 (опубл. 27.12.2006), RU №175310 (опубл. 29.11.2017), RU №105159 (опубл. 10.06.2011), KR №20150042977 (опубл. 22.04.2015), KR №101449665 (опубл. 13.10.2013), CN №2087909 (опубл. 06.11.1991), CN №2198813 (опубл. 31.05.1995), CN2200975 (опубл. 21.06.1995). Общим недостатком всех перечисленных устройств является недостаточная функциональность. Они предназначены для предотвращения какого-то одного отклонения осанки. Например, некоторые из них позволяют сидеть прямо и предотвращают излишний наклон вперед (сутулость), но не учитывают, что ребенок может наклоняться в сторону или опускать одно плечо (RU №59405, RU №105159, CN №2642268, CN №2087909, CN №2198813), другие, наоборот, не позволяют наклоняться из стороны в сторону (RU №175310), но не препятствуют сутулости, другие не позволяют прижиматься грудью к столу, но не препятствуют сутулости и наклонам в сторону (KR №20150042977, KR №101449665). Известно, что во время работы за письменным столом спина должна быть прямой и прижиматься к спинке стула. Между грудью и столом должно оставаться расстояние, но оно не должно быть большим. Это расстояние определяют по ширине ладони. Предплечья должны полностью лежать на столе симметрично, плечи должны находиться на одном уровне. Расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см. Известные устройства не обеспечивают всех этих условий. Недостатком устройств по патентам RU №59405, CN №2642268 является также невозможность регулировки под изменение роста ребенка, что также уменьшает их функциональность. Некоторые из перечисленных устройств имеют сложную конструкцию и неудобны в использовании.

Таким образом, стоит задача создания устройства для профилактики и формирования правильной осанки, которое обладало бы большей функциональностью и универсальностью по сравнению с известными устройствами, а также способа использования такого устройства.

Технический результат заключается в создании устройства для профилактики и формирования правильной осанки, которое обладало бы большей функциональностью и универсальностью по сравнению с известными устройствами, а также способа использования такого устройства.

Для достижения указанного технического результата устройство для профилактики и формирования правильной осанки «Помощник осанки» содержит две пластины - горизонтальную, прикрепляемую к столешнице стола, и вертикальную, сопрягаемую с краем столешницы, причем пластины соединяются паз в паз, вертикальная пластина содержит несколько пазов для соединения с горизонтальной пластиной выполненных с шагом 2-5 см, расстояние между краем горизонтальной пластины, обращенным к пользователю и пазом для соединения с вертикальной пластиной равно ширине ладони пользователя (от 6 см для шестилетнего ребенка и до 10 см для восемнадцатилетнего подростка по данным размерных таблиц), ширина пластин равна ширине корпуса пользователя, устройство дополнительно содержит фиксатор, прикрепляемый к спинке стула и содержащий узел крепления и связанные с ним центральный и два боковых ремня, снабженных средствами регулирования длины. В частном случае выполнения устройства горизонтальная пластина также может иметь более одного паза, при этом расстояние между ее пазами составляет 2-4 см. Горизонтальная пластина может прикрепляться к столешнице при помощи крепежных деталей (к примеру, болтовым соединением, шурупами) или при помощи магнитов. Пластины могут быть изготовлены из металла, пластика, фанеры, оргалита, дерева. Предпочтительно ремни фиксатора выполнять из эластичного материала - кожи, резины, текстиля. Предпочтительно узел крепления выполнить в виде пряжки. Целесообразно средства регулирования длины боковых ремней фиксатора выполнить в виде пряжек, ленты велкро, кнопок, магнитных застежек, пряжки фастекс, застежки на пуговицу.

Горизонтальная пластина, прикрепляемая к столешнице стола, в частном случае при помощи крепежных деталей или при помощи магнитов (могут использоваться другие известные способы крепления), ограничивает расстояние между грудью пользователя и столешницей и одновременно служит для установки вертикальной пластины. При этом выдерживается рекомендованное расстояние между грудью пользователя и столешницей шириной в ладонь (6-10 см). В частном случае это расстояние может регулироваться в зависимости от ширины ладони пользователя за счет выполнения нескольких пазов в горизонтальной пластине с шагом в 2-4 см. Вертикальная пластина, сопрягаемая с краем столешницы, устанавливается пазом в паз горизонтальной пластины и ограничивает положение рук пользователя на столешнице за счет выбранной ширины пластин по ширине корпуса пользователя, а также ограничивает положение головы пользователя над столешницей. При этом за счет подбора высоты установки вертикальной пластины над столешницей (подбора паза для установки вертикальной пластины), обеспечивается падение взгляда пользователя на видимую им за вертикальной пластиной поверхность стола (на тетрадь или книгу) таким образом, что обеспечивается также расстояние не менее 30-35 см от глаз пользователя до книги или тетради. При этом за счет того, что вертикальная пластина имеет несколько пазов, выполненных с шагом в 2-5 см, возможна регулировка устройства в зависимости от роста и соответственно возраста пользователя. Расстояние от верхнего края вертикальной пластины до ее паза может определяется расчетом. Расчет производиться следующим образом. Определятся длина катета прямоугольного треугольника, противолежащего углу, под которым взгляд пользователя падает на поверхность стола, при этом длина прилежащего катета равна расстоянию до края столешницы, а гипотенуза лежит на линии взгляда пользователя. При расстоянии между пазами менее 2 см ухудшается прочность пластин. При расстоянии между пазами вертикальной пластины более 5 см ограничивается возможность регулирования устройства под разный рост и возраст ребенка. При расстоянии между пазами горизонтальной пластины более 4 см также ограничивается возможность регулирования устройства под разный рост и возраст ребенка, так как разница, например, между шириной ладони шестилетнего ребенка и восемнадцатилетнего подростка как раз 4 см. Для удобства пользования устройством целесообразно сделать рядом с пазами надписи о росте или возрасте, которым они соответствуют.

Наличие фиксатора, прикрепляемого к спинке стула, позволяет зафиксировать спину пользователя в правильном положении. При этом центральный ремень служит для крепления к спинке стула, а боковые - для фиксации плеч пользователя. Это препятствует сутулости при работе за столом, а также не позволяет опускать или поднимать одно плечо или «скручивать» корпус пользователя. Узел крепления, в частном случае в виде пряжки, позволяет закреплять и регулировать положение фиксатора на спинке стула, а также использовать его на разных стульях. Средства регулирования длины боковых ремней фиксатора, в частном случае в виде пряжек, ленты велкро, кнопок, магнитных застежек и тому подобного, позволяют регулировать их натяжение под конкретного пользователя. При этом эластичность материала боковых ремней фиксатора дает пользователю определенную свободу. Все вышеперечисленное позволило создать устройство для профилактики и формирования правильной осанки, которое обладает большей функциональностью по сравнению с известными устройствами, так как предназначено для пользователей с разным ростом и возрастом, позволяет правильно расположить руки, голову и корпус при работе за столом, способствует формированию и профилактике правильной осанки и предотвращает близорукость. Устройство также отличается простотой изготовления и использования.

Предложен также способ использования устройства для профилактики и формирования правильной осанки «Помощник осанки», при котором:

- прикрепляют горизонтальную пластину к столешнице, обеспечивая расстояние между краем горизонтальной пластины, обращенным к пользователю, и пазом для соединения с вертикальной пластиной равное ширине ладони пользователя (6-10 см);

- устанавливают вертикальную пластину пазом в паз горизонтальной пластины, при этом обеспечивают сопряжение вертикальной пластины с краем столешницы;

- прикрепляют фиксатор к спинке стула при помощи центрального ремня и узла крепления, обеспечивают плотное облегание боковыми ремнями фиксатора плеч пользователя за счет их средств регулирования длины и прямое положение спины пользователя;

- усаживают пользователя вплотную к горизонтальной пластине, прикрепленной к столешнице, руки пользователя кладут на стол;

- при изменении роста пользователя регулируют высоту вертикальной пластины над столешницей за счет возможности ее установки в горизонтальную пластину одним из нескольких пазов вертикальной пластины, выполненных с шагом 2-5 см;

- в частном случае регулируют расстояние между грудью пользователя и столешницей за счет установки вертикальной пластины в один из нескольких пазов в горизонтальной пластине, выполненных с шагом в 2-4 см.

Устройство и его использование могут быть пояснены на следующем примере.

Опытный образец устройства применяется автором в домашних условиях с 11 лет. Горизонтальная и вертикальная пластины изготовлены из оргалита, одинакового размера, 25x25 см. Замечено, что ширина корпуса (тела) у детей и подростков в возрасте 6-18 не так сильно изменяется, как рост. Поэтому, можно пренебречь изменением ширины корпуса пользователя и соответственно изменением ширины пластин. В данном конкретном примере ширина пластин 25 см соответствует ширине корпуса автора, эта ширина позволяет свободно разместить руки на столешнице за устройством. В обеих пластинах выполнены по два одинаковых паза для соединения паз в паз с шагом 5 см. Таким образом, пластины взаимозаменяемы. Горизонтальная пластина прикреплялась к столешнице, при этом выдерживалось расстояние между краем горизонтальной пластины, обращенным к пользователю и пазом для соединения с вертикальной пластиной равное ширине ладони, в данном конкретном примере 5 см. Это расстояние также соответствует расстоянию от края столешницы до груди пользователя. В паз горизонтальной пластины вставлялась вертикальная пластина, при этом она была прижата к краю столешницы, а ее высота за счет использования одного из ее пазов выбиралась таким образом, чтобы взгляд пользователя падал на видимую за вертикальной пластиной часть поверхности столешницы под углом не более 30°. Прямое положение спины на стуле обеспечивалось фиксатором. При этом автор отмечает, что боковые ремни не позволяли ему наклоняться вперед и сутулиться, поднимать или опускать плечи. Горизонтальная пластина не позволяла прижиматься к столешнице, вертикальная пластина не позволяла сильно опускать голову. При этом автор также отмечает, что не испытывал неудобства при использовании устройства при письме или чтении, автор меньше утомлялся при выполнении домашних заданий. По мнению автора, задача родителей по сохранению здоровья ребенка также облегчилась, теперь им не нужно многократно повторять «сиди правильно», «подними голову», «не наклоняйся» при выполнении ребенком домашних заданий. «Помощник осанки» помогает родителям не доводить до нервозности себя и ребенка. Устройство легко переносится и устанавливается и может использоваться и дома и в школе. После начала использования устройства у автора не фиксировалось ухудшение осанки.

Пример использования устройства. Ребенку в 6 лет был поставлен диагноз инфантильный идиопатический сколиоз 1 степени. Для коррекции осанки была назначена лечебная физкультура в кабинете ЛФК. Положительной динамики не наблюдалось. В 11 лет ребенок в дополнение к ЛФК начал применять «Помощник осанки». Устройство применялось в течение 5 лет по настоящее время. По заключению детского ортопеда от 12.07.2019 наблюдается улучшение осанки.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами. На фигуре 1 упрощено показан общий вид устройства (стол и стул условно не показаны), на фигуре 2 показана пластина с прорезями (вертикальная или горизонтальная), на фигуре 3 показано использование устройства (средства регулирования длины боковых ремней и центральный ремень не показаны), где 1 - вертикальная пластина, 2 - горизонтальная пластина, 3 - паз в пластине (1, 2), 4 - столешница стола, 5 - фиксатор, 6 - узел крепления фиксатора (5), 7 - центральный ремень фиксатора (5), 8 - боковой ремень фиксатора (5), 9 - средство регулирования длины бокового ремня (8), 10 - спинка стула.

В данном конкретном примере выполнения в качестве узла крепления (6) фиксатора (5) и средств регулирования длины (9) боковых ремней (8) применены пряжки. Центральный ремень (7) фиксатора (5) оборачивается снизу вверх вокруг спинки стула (10) и фиксируется в узле крепления (6), ремни (7, 8) выполнены из кожи.

Предлагаемое устройство для профилактики и формирования правильной осанки может быть реализовано в условиях промышленного производства, все элементы устройства легкодоступны на рынке, при изготовлении используются известные технологии.

Реферат

Группа изобретений относится к медицинской технике и предназначена для профилактики и формирования правильной осанки при работе за письменным столом. Устройство для профилактики и формирования правильной осанки характеризуется тем, что содержит две пластины - горизонтальную, прикрепляемую к столешнице стола, и вертикальную, сопрягаемую с краем столешницы. Пластины соединяются паз в паз. Вертикальная пластина содержит более одного паза для соединения с горизонтальной пластиной, при этом расстояние между ее пазами составляет 2-5 см. Расстояние между краем горизонтальной пластины, обращенным к пользователю, и пазом для соединения с вертикальной пластиной равно ширине ладони пользователя. Ширина пластин равна ширине корпуса пользователя. Устройство дополнительно содержит фиксатор, прикрепляемый к спинке стула и содержащий узел крепления и связанные с ним центральный и два боковых ремня, снабженных средствами регулирования длины. Способ использования устройства для профилактики и формирования правильной осанки заключается в том, что прикрепляют горизонтальную пластину к столешнице, обеспечивая расстояние между краем горизонтальной пластины, обращенным к пользователю, и пазом для соединения с вертикальной пластиной равное ширине ладони пользователя. Устанавливают вертикальную пластину пазом в паз горизонтальной пластины. Обеспечивают сопряжение вертикальной пластины с краем столешницы. Прикрепляют фиксатор к спинке стула при помощи центрального ремня и узла крепления. Обеспечивают плотное облегание боковыми ремнями фиксатора плеч пользователя за счет их средств регулирования длины и прямое положение спины пользователя. Усаживают пользователя вплотную к горизонтальной пластине, прикрепленной к столешнице. Руки пользователя кладут на стол. При изменении роста пользователя регулируют высоту вертикальной пластины над столешницей за счет возможности ее установки в горизонтальную пластину одним из пазов вертикальной пластины, выполненных с шагом 2-5 см. Изобретения направлены на большую функциональность и универсальность. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула

1. Устройство для профилактики и формирования правильной осанки, характеризующийся тем, что содержит две пластины - горизонтальную, прикрепляемую к столешнице стола, и вертикальную, сопрягаемую с краем столешницы, причем пластины соединяются паз в паз, вертикальная пластина содержит более одного паза для соединения с горизонтальной пластиной, при этом расстояние между ее пазами составляет 2-5 см, расстояние между краем горизонтальной пластины, обращенным к пользователю, и пазом для соединения с вертикальной пластиной равно ширине ладони пользователя, ширина пластин равна ширине корпуса пользователя, устройство дополнительно содержит фиксатор, прикрепляемый к спинке стула и содержащий узел крепления и связанные с ним центральный и два боковых ремня, снабженных средствами регулирования длины.
2. Устройство для профилактики и формирования правильной осанки по п. 1, отличающееся тем, что горизонтальная пластина имеет более одного паза, при этом расстояние между ее пазами составляет 2-4 см.
3. Устройство для профилактики и формирования правильной осанки по п. 1, отличающееся тем, что горизонтальная пластина прикрепляется к столешнице при помощи крепежных деталей.
4. Устройство для профилактики и формирования правильной осанки по п. 1, отличающееся тем, что пластины изготовлены из материала, выбранного из ряда: металл, пластик, фанера, оргалит, дерево.
5. Устройство для профилактики и формирования правильной осанки по п. 1, отличающееся тем, что ремни фиксатора выполнены из эластичного материала, выбранного из ряда: кожа, резина, текстиль.
6. Устройство для профилактики и формирования правильной осанки по п. 1, отличающееся тем, что узел крепления фиксатора выполнен в виде пряжки.
7. Устройство для профилактики и формирования правильной осанки по п. 1, отличающееся тем, что средства регулирования длины боковых ремней фиксатора выбираются из ряда: пряжка, лента велкро, кнопка, магнитная застежка, пряжка фастекс, застежка на пуговицу.
8. Способ использования устройства для профилактики и формирования правильной осанки, при котором:
- прикрепляют горизонтальную пластину к столешнице, обеспечивая расстояние между краем горизонтальной пластины, обращенным к пользователю, и пазом для соединения с вертикальной пластиной, равное ширине ладони пользователя;
- устанавливают вертикальную пластину пазом в паз горизонтальной пластины, при этом обеспечивают сопряжение вертикальной пластины с краем столешницы;
- прикрепляют фиксатор к спинке стула при помощи центрального ремня и узла крепления, обеспечивают плотное облегание боковыми ремнями фиксатора плеч пользователя за счет их средств регулирования длины и прямое положение спины пользователя;
- усаживают пользователя вплотную к горизонтальной пластине, прикрепленной к столешнице, руки пользователя кладут на стол;
- при изменении роста пользователя регулируют высоту вертикальной пластины над столешницей за счет возможности ее установки в горизонтальную пластину одним из пазов вертикальной пластины, выполненных с шагом 2-5 см.
9. Способ по п. 8, отличающийся тем, что регулируют расстояние между грудью пользователя и столешницей за счет установки вертикальной пластины в один из пазов горизонтальной пластины, выполненных с шагом в 2-4 см.

Авторы

Патентообладатели

Заявители

СПК: A61F5/00 A61F5/3792

МПК: A61F5/00 A61F5/37

Публикация: 2021-05-25

Дата подачи заявки: 2020-03-03

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам