Код документа: SU856678A1
(54)ПЕРЕНОСНОЙ РАСТОЧНОЙ СТАНОК Изобретение относится к станкостроению , а именно к переносным расточ ным станкам.. Известен переносной расточной ста ноКг содержащий полый шпиндель с планшайбой, несущей подвижную каретку с резцедержателем, и две кинематические цепи,одна из которых служит для осевой подачи резцедержателя, а другая - для радиального перемещения каретки, включающие ходовой винт и ходовой вал 1. H jocTaTKOM известного станка является то, что он неудобен в эксптхуатадии , имеет большие габариты пяаалайбы. кроме того, на планшайбе станка, можно разместить только одну каретку с резцедержателем. Цель изсэбретения - расширение тех1; лргических возможностей, повышение надежности станка и уменьшени габаритов планшайбы. Указанная цель достигается тем, что приводные валы кинематических цепей расположены в шпинделе эксцен тричйо его оси, а зубчатые колеса, связанные с приводными валами, расположены соосно шпинделю и выполнен с внутренним зубчатым венцом. Кроме того-, ходовой винт и ходовой вал размещены в одной горизонтальной плоскости и нормально к плоскости расположения приводных валов. На фиг. 1 изобрагкен предлагаемый станок, общий вид; на фиг. 2 разрез А-А На фиг . 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 разрез В-В на. фиг. 1; на фиг. 5 разрез Г-Г на фиг. 1 ; на фиг. 6 вариант расположения приводных валов при размещении на планшайбе четырех кареток;-на фиг. 7 - вариант размещения на планшайбе четырех кареток с резцедержателями. Переносной станок состоит из корпуса 1, в котором установлен полый шпиндель 2. На нижнем конце шпинделя 2 имеется зубчатый венец 3, к которому прикреплена планшайба 4. Зубчатый венец 3 находится в зацеплении с зубчатым колесом 5 привода 6. вргицения шпинделя, размещенного внутри корпуса 1. Там же размещены приводы 7 и 8. Привод 7 служит для радиального перемещения каретки 9 по направляющим планшайбы 4. Кинематическая цепь, связывающая привод 7 с кареткой 9, состоит из зубчатого колеса 10, находящегося в зацеплении с наружным зубчатым венцом колеса 11, внутренний зубчатый венец которого находится в зацеплении с венцом 12 приводного вала 13, расположенного в шпинделе 2 эксцентрично его оси. На нижнем к(нце приводного вала 13 выполнен конический зубчатый венец 14, находящийся в зацеплении с коническим колесом 15, закрепленным на горизонтально расположенном внутри планшайбы 4 ходовом винте 16. Последний расположен в резьбовом отверстии , выполненном в верхней части каретки 9. Привод 8 служит для
осевого перемещения резцедержателя 17-по направляющим каретки 9. Кинематическая цепь, связывающая привод 8 с резцедержателем 17, состоит из зубчатого колеса 18, находящегося в зацеплении с наружным зубчатым венцом колеса 19, внутренний зубчатый венец которого находится в зацеплении с венцом 20 приводного вала 21, расположенного в шпинделе 2 эксцентрично его оси. На нижнем конце приводного вала 21 выполнен конический зубчатый венец 22, находящийся в зацеплении с коническим зубчатым колесом 23, закрепленным на горизонтально расположенном внутри планшайба 4 ходовом валу 24. На последнем установлено с возможностью осевого перемещения коническое зубчатое .колесо 25.. Кроме этого,коническое губчатое колесо 25 размещено со свободой вращения, но с фиксацией от осевого перемещения в верхней : части каретки 9, и находится в зацеплении с коническим зубчатым колесом 26, закрепленным на ходовом винте 27, который помещен в резьбовое отверстие резцедержателя 17. На нижней плоскости корпуса 1 закреплены опоры 28, которыми станок опирается на изделие 29. Крепление станка npof изводится при помощи тяги. 30, раз- - мещенной в шпинделе и планшайбе рядом с приводными валами 13 и 21, трехлучевой опоры 31, которая зак-о реплена на тяге 30 и притянута к изо делию со стороны шпинделя гайкой 32 до упора в крышку 33 станка. В случае размещения на планшайбе 4 нескольких кареток 9 с резцедержателями 17, приводнре валы 13 и 21 размещены попарно в полом шпинделе 2.
Станок работает следующим образом. Станок устанавливается опорами 28 на изделие 29 над предварительно обраоЬтанным отверстием. Затем снизу сквозь обрабатываемое отверстие, планшайбу 4 и шпиндель 2 заводится тяга 30 с трехлучевой опорой 31. На резьбовой конец тяги навинчивается гайка 32 до полной затяжки, т.е. до получения необходимого контакта опор 28 и трёхлучевой опоры 31 с поверхностями изделия 29 и гайки 32 с поверхностью крышки 33. Включают
привод 6, передающий вращение шпинделю 2 с планшайбой 4 через зубчатое колесо 5 и зубчатый венец 3. Для обеспечения радиального перемещения каретки 9 и осевого перемещения
J резцедержателя 17 одновременно или по отдельности включают приводы 7 и 8. Привод 7 передает вращение через зубчатые колеса 10 и 11 венцу 12, а следовательно, приводному ваQ лу 13, от которого вращение через конический зубчатый венец 14 передается коническому колесу 15, т.е. хрдовому винту 16, вращение которого в резьбовом отверстии каретки 9 вызывает ее радиальное перемещение.
5 От привода 8 вращение передается через зубчатые колеса 18 и 19 венцу 20, а следовательно, приводному валу 21. От. последнего вращение через конический зубчатый венец 22
0 передается коническому зубчатому колесу 23, т.е. ходовому валу 24, вращающему коническое зубчатое колесо 25, перемещающееся вдоль ходог ,вого вала 24 совместно с кареткой
5 9. От конического зубчатого колеса 25 вращение передается коническому зубчатому колесу 26, а следовательно , ходовому винту 27, вращение которого в резьбовом отверстии резцедержателя 17 вызывает его осевое перемещение
Предлагаемая конструкция станка с креплением через шпиндель и планшайбу обладает более высокой надеж , ностью, позволяет уменьшить габариты планшайбы при сохранении величин перемещений расположенных на ней подвижных узлов. Размещение в шпинделе валов эксцентрично относительно осишпинделя.позволяет оснащать планшайбу несколькими каретками с резцедержателями, что расширяет технологические возможности станка.
Формула изобретения
1.Переносной расточной станок, содержащай полый шпиндель с планшайбой , несущей подвижную каретку с резQ цедержателем, и две кинематические цепи, одна из которых служит для осевой подачи резцедержателя, а другая для радиального перемещения каретки , включающие ходовой винт и ходовой ВсШ, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей и повышения надежности станка, приводные валы кинематических цепей расположены в шпинделе эксцентрично его оси, а
0 зубчатые колеса, связанные с приводными валами, расположены соосно шпинделю и выполнены с внутренним зубчатым венцом.
2.Станок по п. 1, отличаю щ и- и с я тем, что, с целью умень