Изобретение относится к устройствам ч для расточки концов труб, цапф, фпавдев
и т.п. деталей и .может найти применение на металпообрабатываклдих предприятиях
различных отраслей промышленности. Известен переносной станок с закрепленной
на Komie поло1Ч шпинделя планшай бой, несущей подвижную каретку с резцедеожателем
, установленным с возможностью перемещения во взаимно перпендикулярных плоскостях посредством механизмов
осевой и радиальной подачи Ij. Недостаток известного устройства за-
.ключается в сложности конструкции планшаййз . Цель изобретения - уменьшение габари
тов станка за счет упрощения конструкции планшайбы. Поставленная целъ достигается тем,
что ходовой вал резцедержателя расположен на одной оси с валом радиальной по
дачи и кинематически связан с ней, а ходовой винт перемещения каретки кинемати
чески связан с валом механизма осевой подачи посредством пары шестерен, размещенных
в шпинделе. На фиг. 1 схематично изображено предлагаемое устройство, о&ций вид с первым
вариантом конструкции планшайбы; на фиг. 2 - второй вариант конструкции планщайбы;
на фиг. 3 - разрез на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2.
Предлагаемый переносный станок содержит корпус 1, привог 2 вращения шпинделя
3, жестко связанную со шпинделем планшайбу 4 с установленной на ней кареткой
5, на которой расположен резцедержатель 6. Жестко закрепленное на шпинделе
3 зубчатое колесо 7 находится в зацеплении с колесом 8, принадлежащим приводу
2 вращения шпинделя 3. В корпусе 1 размещен привод 9 каретки и привод
10 резцедержателя (приводы изображены условно), содержащие механизмы реверса
и обеспечивающие ручную подачу от маховиков (на чертеже не показаны) и механическую
подачу за счет связывающих их со шпинделем зубчатых передач (на чертеже не показаны). Отсчет перемещений каретки и резцедержателя произвоаится устройствами
отсчета (на чертеже не показаны ). Привод 9 каретки через зубчатые колеса 11 и 12, выравнивакщий механизм
13, который связан со шпинделем зубчатыми колесами 14 и 15, зубчатые колеса
16 и 17, вал 18 механизма осевой, подачи , размещенные в шпинделе 3 зубчатые
колеса 19 и 20 связан с хбдовым винтом 21, расположенным параллельно оси шпинделя
и. образующим с гайкой 22, жестко связанной с кареткой 5, винтовую пару,
являющуюся механизмом осевой подачи каретки 5, установленной на вертикальных направляющих а планшайбы 4.
Привод 10 резцедержателя через зубчатые колеса 23 и 24, выравнивающий
механизм 25, который связан со шпинделем 3 зубчатыми колесами 26 и 15,
зубчатые колеса 27 и 28 связан с валом 29 механизма радиальной подачи. На валу
29, выполняющем одновременно и функ ции ходового вала резцедержателя, установлено
подвижное зубчатое колесо ЗЬ, находящееся в зацеплении с зубчатой рейкой
31, укрепленной на резцедержателе, который установлен на горизонтальных направляющих
t) каретки 5, в которой размещено колесо ЗО. Последнее с рейкой 31 образует механизм радиальной поаачи
резцедержателя 6. Переносный станок работает следующим образом.
После установки и закрепления его на обрабатываемом изделии включается привод
2 вращения шпинделя 3. Привод 9 или 10, или оба одновременно включаются
на механическую или ручнукз подачу. При включении привода 9 крутящий момен
передается по кинематической цепи колеса 11 и 12 - выравнивакадий механизм
13 - колеса 16 и 17 - вал 18 механизма осевой подачи - колеса 19 и 2О. Колесо
2 О заделано на конце ходового винта 21, образукдцего с гайкой 22 винтовую
пару. Гайка 22 жестко связана с кареткой и поэтому вращение вертикально
расположенного ходового винта 21 преобразуется в поступательное осевое переме-
щение каретки 5, т.е. осуществляется осе вая подача. При включении привода 1О крутящий
, момент передается по кинематической цепи колеса 23 и 24 - выравнивающий механизм
25 - колеса 27 и 28 - вал 29 механизма радиальной подачи - колесо ЗО. Колесо ЗО находится в зацеплении с
рейкой 31, жестко связанной с резцедер83 9
ателем 6, и вращение колеса 30 преобазуется в поступательное радиальное пеемещение
рейки 31, а следовательно, езцедержателя 6, т.е. осуществится радильная подача.
Зубчатое колесо ЗО, насаженное на вау 29 радиальной подачи подвижно, установлено
в каретке 5 со свободой вращения и возможностью осевого перемещения
по валу 29 только совместно с кареткой 5. В соответствии со вторым вариантом
исполнения (фиг. 2) зубчатое колесо 30, выполненное винтовым, находится в зацеплении
с винтовым же колесом 32, установленным в каретке 5 со свободой вращения
, но с фиксацией от осевого перемещения . Сквозь колесо 32 пропущен ходовой
винт 33, образующий с колесом 32 винтовую пару. Винт 33 концами заделан
в резцедержателе 6. Вращение колеса ЗО передается колесу 32, которое вращаясь
на ходовом винте 33, начинает перемещать его вместе с резцедержателем ради- апьно,
Вследствие того, что в планш айбе ходовой вал резцедержателя выполнен за одно
целое с валом механизма радиальной подачи (т.е. является его продолжением),
стало возможным часть кинематической цепи вал механизма радиальной подачи коническая
зубчатая передача - ходовой вал заменить одним элементом вал, сохранив
при этом назначение данной цепи, а именно, осуществление подачи. Такое
сокращение кинематики планшайбы позволяет упростить конструкцию планшайбы,
вследствие чего повышается надежность и уменьщаются габариты как планиГайбы,
так и станка.в целом. Повышение надежности объясняется сокращением элементов
кинематической цепи, а уменьшение габаритов - заменой целого ряда деталей на одну.
Расположение .ходового винта перемещения каретки в вертикальном положении,
а точнее, параллельно оси шпинделя обеспечивает заданные перемещения инструмента
- резца, а именно, радиальную и осевые подачи с той только разницей,
что на данном станке резцедержатель цви- жется радиально, а каретка - в осевом направлении.
Часть кинематической цепи, связывак щая вал 18 механизма осевой подачи с
ходовым винтом 21, выполненная в виде пары зубчатых колес 19 и 20, расположена
в шпинделе. Такое решение позволяет уменьшить высоту планшайбы, сохранив не583 обходимую величину хода сюевой подачи каретки.
Формула изобретени.я Переносной станок с закрепленной на конце полого шпинделя планшайбоЙ несущей
подвижную каретку с резцедержателем , установленным с возможностью перемещения во взаимно перпендикулярных
плоскостях, посредством механизмов осевой и радиальной подачи, о т л и ч а 14 5 ,0 09 .6
ю ш и и с я тем, что, с цепью уменьшения габаритов станка за счет упрощения
конструкции планшайбы, ходовой вал резцедержателя расположен ня одной оси с
валом радиальной подачи и кинематически связан с ней, а ходовой винт перемещения
каретки кинематически связан с валом механизма осевой поцачи посредством
пары шестерен, размещенных в шпинделе. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР N9 415104, кл, В 23 В 41/О8, 1971.
Фиг. 2
Л-А
30
Фиг.З