Изобретение относится к станкостроению и предназначено для использования
в металлорежущих станках, имеющих гидростатические направляющие. По основному авт. св. № 747686 известны
двусторонние гидростатические направляющие металлрежущего станка 1.
Недостатком этого устройства является ограниченность его функциональных возможностей;
оно не обеспечивает безаварийный останов станка в случае нарущения стабильности смазочного слоя.
Целью изобретения является обеспечение аварийного останова приводов станка
при . нарущении стабильности смазочного слоя в двусторонней гидростатической опоре
направляющих металлорежущего станка. Указанная цель достигается тем, что
в устройстве дополнительно установлены реле давления и управляющий узел, состоящий
из двухступенчатого золотника, расположенного в автономном корпусе с зазором
между двумя подпружиненными щайбами , размещенными в камерах, и связанный
гидролинией с реле давления, при этом камеры соединены гидролиниями соответственно
с выходом первого дросселя наст , выходом второго управляемого дроси
источником питания, а отнощения ров поперечных сечений ступеней ляемых дросселей, золотника, плуни
эффективной площади замыкающей связаны следующими соотнощениями - HI -.
-площадь поперечных сечении плунжеров замыкающей опоры; -эффективная площадь замыкающей
опоры; -площадь поперечного сечения концевой дросселирующей ступени
первого управляемого дросселя; 2 -площадь поперечного сечения концевой дросселирующей ступени
второго управляемого дросселя; C -площадь поперечного сечения средней ступени первого управляемого
дросселя; FCI - площадь поперечного сечения средней ступени второго управляемого
дросселя; FH, - площадь поперечного сечения концевой недросселирующей ступени
первого управляемого дросселя;
Гщ площадь поперечного сечения концевой недросселирующей ступени второго управляемого дросселя;
F,j - площадь поперечного сечения
больщей ступени золотника;
К„ - площадь поперечного сечения меньщей ступени золотника. На чертеже показаны двусторонние
гидростатические направляющие металлорежущего станка.
Двусторонние гидростатические нанаправляющие содержат параллельные направляющие
поверхности I и 2, выполненные на станине 3. Перемещаемый узел 4 (суппорт) расположен на станине 3. На
перемещаемом узле 4 имеются поверхности 5 и 6, контактирующие через смазочные
слои толщиной h) и h с направляющими поверхностями 1 и 2. На поверхности 5
выполнена смазочная канавка 7, соединенная гидролинией 8 с управляющим устройством
, и эта совокупность является базовой опорой. На поверхности б выполнена
смазочная канавка 9, соединенная гидролинией 10 с управляющим -устройством,
и эта совокупность является замыкающей опорой. Поверхность 6 выполнена
на компенсирующ.ей планке 11, при этом суппорт содержит и замыкающую планку
12, в глухих расточках которой размещены плунжеры 13. В расточках на торцах
плунжеров 13 образуется камера 14, связанная гидролинией 15 с управляющим устройством.
Управляющее устройство содержит два дросселя настройки 16 и 17, а также два
управляемых трехступенчатых дросселя - первый, состоящий из ступеней 18-20, и
второй, состоящий из ступеней 21-23.
Дросселирующие ступени 18 и 21 выполнены
в виде плунжеров, на цилиндрических поверхностях которых имеется канавка
, служащая переменным гидравлическим сопротивлением. Ступени 19 и 22
выполнены больщими чем соответственно ступени 18, 20 и 21, 23. Смазочная канавка
7 связана с камерами 24 и 25 и источником питания через винтовую канавку
первого управляемого дросселя, концевую камеру 26 и первый дроссель настройки 16.
Смазочная канавка 9 через второй дроссель настройки 17, винтовую канавку вто-рого
управляемого дросселя и концевую камеру 27 связана с источником питания.
Концевая камера 28 также- связана с источником питания, а камеры 29 и 30 - со
сливом. Камера 14 связана с гидролинией, соединяющей второй управляемый дроссель
с вторым дросселем настройки 17, с которым также связана камера 31 обратной связи.
Ступенчатый золотник состоит из двух ступеней 32 и 33, причем стуцень 33 содержит три пояска. На торцах ступени 32 установлены щайбы 34 и 35, упирающиеся
в корпус и подпружиненные пружинами 36 и 37. Между щайбами 34 и 35 и торцами
ступени 32 оставлен зазор Гидролиниями соединены следующие камеры золотника
и управляющего устройства: 38 с 26, 39 с 27, 40 с 28.
Реле давления 41 связано с круговыми канавками 42 и 43, а круговая канавка 44
связана с источником питания. К гидролиНИИ , связывающей реле давления 41 с круговой
канавкой 44, подключен дроссель 45, соединяемый со сливом.
Устройство работает следующим образом .
При изменении нагрузки происходит изме
нение зазора h, что в свою очередь приводит к изменению давлений в камерах 24,
26 и 25. Оба управляемых дросселя перемещаются , длина их винтовых канавок, дросселирующих
масло, изменяется, и изменяется расход масла, поступающего в канавки 7..
и 9. Причем это изменение происходит по дифференциальной зависимости, т. е. при
увеличении расхода масла, поступающего в смазочную канавку 7, расход масла,
поступающего в смазочную канавку 9, уменьщается , т.е. давление в них изменяется так,
чтобы уравновесить изменивщуюся силу Р. Как только все элементы окажутся в равновесном
состоянии, то перемещение управляемых дросселей, связанных камерами
24 и 31 обратной связи с упомянуты- . ми канавками, прекращается.
Если ступени одного из управляемых дросселей окажутся под воздействием дополнительных
сил, то сумма сил, возникающих вследствие воздействия масла на торцовые
поверхности ступеней этого дросселя , не будет равна нулю. Также не будет
равна нулю и сумма сил, действующих на торцовые поверхности ступеней 32 и 33
золотника. Они отклоняются, сжимая пружину 36 или 37, когда отклонение превысит
величину перекрытия канаэки 44, реле давления 41 окажется подключенным через
канавки 42 или 43 и 44 к гидролинии, связанной с источником питания. Реле давле
.J ния 41 срабатывает и подает электрический сигнал в систему управления станком.
По этому сигналу производится останов приводов подачи станка.
Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в обеспечении
50 аварийного останова приводов станка.
Формула изобретения
Двусторонние гидростатические направляющие металлрежущего станка по авт.
св. №. 747686, отличающиеся тем, что, с
целью обеспечения аварийного останова
приводов станка при нарущении стабиль