Код документа: SU1113216A1
Изобретение относится к станкостроению . Известен станок портального типа, сО держащий расположенную между -стойка ми вертикальную подвижную траверсу, оснащенную устройством для уравновешивания, выполненным в виде установленных по краям траверсы гидроцилиндров, связанных с источником питания через управляющее устройство, которое выполнено в виде дифференциального регулятора давления, взаимодействующего с укрепленной вдоль траверсы профильной линейкой. Наличие в станке портального типа устройства для уравновешивания устраняет перекос траверсы 1. Недостатком известного станка является сложность его конструкции. Цель изобретения - упрощение конструкции станка. Поставленная цель достигается тем, что в станке портального типа, содержащем расположенную между стойками вертикально подвижную траверсу и механизм устранения ее перекоса, последний выполнен в виде четырех реечных пар, рейки которых установлены на стойках по две оппозитно друг другу, а шестерни по две закреплены на концах торсионных валов, размещенных в указанной траверсе с возможностью взаимодействия с соответствующей рейкой, причем две диагонально расположенные рейки установлены с возможностью перемещения Б направлении движения траверсы. Предлагаемое, конструктивное решение упрощает конструкцию станка, так как создание предварительного нагружения торсионных валов крутящим моментом, равным по величине и противоположным по направлению , ликвидирует боковые зазоры в зубуу/у/уЛ //////////////////////// f- 33 Фиг. 2 16J чатых зацеплениях шестерен и реек, и исключает влияние привода перемещения траверсы на ее перекос при движении. На фиг. 1 изображен станок, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. I; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1. Станок содержит расположенную между стойками 1 вертикально подвижную траверсу 2 и механизм устранения перекоса, выполненный в виде четырех реечных пар, рейки 3 и 4, которых установлены на стойках 1 по две оппозитно друг другу. Рейки 4, диагонально расположенные, установлены с возможностью перемещения в направлении движения траверсы посредством пар винт-гайка, винты 5 которых закреплены на рейках 4, а гайки 6 на - поперечине 7, соединяющей стойки 1. Диагонально расположенные рейки 3 жестко соединены с поперечиной 7. Взаимйдействующие с соответствующими рейками шестерни 8 и 9 закреплены на концах торсионных валов 10 и II, размещенных в траверсе 2. Станок работает следующим образом. При наладке станка перемещают диагонально расположенные рейки 4 с помощью гаек 6 таким .образом, чтобы создать на торсионных валах 10 и 11 необходимые крутящие моменты равные по величине и противоположные по направлению и закрепляют их. В результате этого происходит выбор зазоров в зубчатых зацеплениях шестерен с рейками. При перемещении траверсы 2 посредством привода 12 шестерни 8 и 9, установленные на концах торсионных валов 10 и И, катятся по соответствующим неподвижным рейкам 3 и 4. Отсутствие зазоров в зубчатых зацеплениях шестерен и реек устраняет перекос траверсы при ее перемещении . .
СТАНОК ПОРТАЛЬНОГО ТИПА, содержащий расположенную между стойками вертикально подвижную траверсу / и механизм устранения ее перекоса, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции станка, механизм устранения перекоса выполнен в виде четырех реечных пар, рейки которых установлены на стойках по две оппозитно друг другу, а щестерни по две закреплены на концах торсионных валов, размещенных в указанной траверсе с возможностью взаимодействия с соответствующей рейкой, причем две диагонально расположенные рейки установлены с возможностью перемещения в направлении движения траверсы. (Л с со ю О5