Код документа: SU579871A3
1
Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано на фрезерных станках с:универсальной головкой.
Известны универсальные фрезерные головки , Состоящие ИЗ двух поворотных одна ог носнтельно другой частей, одна из которых установлена с возможностью врашення относительно ведущего вала, а другая несет вал шнинделя, кинематически связанный с ведушим валом 1.
Однако в этих головках передаваемый крут5пций момент ограничен размерами подшипника нромежуточного вала и мало места для размещения подшнпников, соответствуюших моменту, который могли бы передать шестерни.
С целью повышения эффективности работы описываемой головки в кинематическую с,вязь между ведущим валом и инструменталыплм шпинделем введены две шестерни, жестко соединентгьге с внутренним кольцом подшипника , внешнее кольцо которого связано по крайней мере с одной из частей и установпено коаксиально с осью брашения последних одна относительно другой, причем внешний
диаметр пояшнпг ика близок к BHyTpeHHeNff диаметру стыка междз частями. .
Подипшник снабжен но крайней мера четырмя дорожками, из которых две выполнены на поверхности внешнего кольпа, причем хотя бы одно изколец выполнено на двуя соединенных частей.
Подшшшнк выполнен с перекрешчваюш мися роликами.
Шестерни выполнены либо коннческпмн, либо прямозубыми, одна из которязга закреплена на валу шпиндели, а другая связана с в душим валом,
Ш|эстеран могут быти выполнены в виде двойного венка, жестка соедиивпного с внут«ранним кольцом подшипника.
Оба зубчатых венца соадине 1ы друг с Дру гом и из них несет по крайней мере одич путь каченц, об) внутреггаев кольцо подшипника.
На фиг, 1 представлена предпагавмая tt ловка, общий вид; на фиг, 2 вариант исполнения ronosKii С йрямоаубымн шестё рИ ми; на фиг. 3 то же, с кинематическими шестернями; на фнг, 4 вариант испо/ше- иия подшвпншсв со скрещивающимися -роника ми; на-фиг. 5 - то е, с четырьмя точками контакта; на фиг. 6 - то же, с коническими роликами с большими углами; на фиг 7 -то же, с шарвками; на фиг. 6 го же, с грем ряяамн нилиидрических ролшсов| на фиг. 9 « то же, с тремя рядами коническ$1х ролЕков, Универсальная голоада содержит часть 1 установленную с возможностью поворота на станок 2 коаксиаяьно с ведущим валом 3, н часть 4, установлекиую с возможностью поворота на конек части 1 по плоскости с ТЫ 5, вынолненного под утлом 45°. ка Болты 6 и 7 позводают зафиксировать соответственно часть 1 на станке 2, а часть 4 на части 1 в выбраннок угловом положении. Передача между конвчесдоа шестерней 8 приводного вала 3 и конической шестерней 9 шпиндельного вала 10 осуществляется пр помощи двух шестерен 11 и 12, укрепдеи- ных жестко на в гутреннем кольце 13 под« шшгеика большого диаметра, наруз5 ;ное копь цо 14 которого расположено в зыемке 15, выполненной в част5гх 1 и 4 и установлено доаксиально с 16. Шестерни 11 н 12 на фиг. 1 представл$ гот собой два йенаа, полу-углы начальных конусов которых близки к 90 , а полу- углы в вершине шестерен 8 и 9 близки к 45 , В этом случае шестерни 11 и 12 могут быть обьединены в один сдвоенный конец, образующий внутреннее кольцо 13 подтип. ника, или укреплены на указанном кольце,, В варианте, показанном на фиг. 3, шео герня 11, взаимодействукздая с ведущей шестерней 8, представляет собой венец с пол -углом в вершние, близким я 90 , а пода-угол в вершине шестерни 8 близок к 45 , однако шестерня 12 представляет собой июстерню с острым углом, например, 22,5 , таюке как и шестерня 9, Шестерни 11 и 12 могут быть связаны сгглэшным или трубчатым болтом 17| шпонкой 18. На фиг, 1 пространство внугртг колец 13, 14 noamtmHHKa используемся для уста новки верхнего держателя 19 шпиндельного вала 1О и его подшгпника 2О, Шпиндельный валЮ не может .полностью проходить сквоз головки фрезерного станка. В варианте, показанном на фиг. 2, эгог недостаток преодолевается при помоши блок пркмоугольных шестерен, из которых одна (2l) закрэплеиа на шпиндельном валу 10, а другая (22) - на шестерне 9, В этом слу чае шестерни 9 к 22 установлены на валу 23. Шпиндель может в данном примере имет конус 24 для посадки инструмента. На фиг. 3 вал 10 может проходить непосредственно сквозь головку фрезерного станка без необходимости использования промежуточного блока шестерен, как на фиг. 2, Таким образом, можно предусмотреть конус 24 для обработки в обратную сторону. Предпочтительнее использовать вогнутые венпы, так как они дают лучшие результаты, в связи с тем, что удельное давление на зубья шестерни ниже, а их работа более бесшумна. У шестерен, преимущественно, используют вогнутые венны. Подш1шник может быть выполнен в различных вариант с, представленных нафиг. 4-7. Одно решение за слючается в использовании подшипников со скрещешшгми роликами, показанными на фиг. 4. Такой ПОДШИПНИК содержит две выпуклых конических дорожки 25 и 26, выполненных во внутреннем кольце 13, и два внешних кольца 27, 28, которые содержат вогнутые конические дорожки или наруж%1е кольца. Конические ролики 2.9 и 30с вершинамл 31 и 32 установлены попеременно между дорожками 25, 26 и кольцами 27, 28 соответственно . Весь узел образует таким образом двойной подшипник, жест.кий как в осевом направлении, так и радиа; ьном и угловом, который заменяет ось, длина последней меж- опорными поверхностями будет равна раосгоянию между вершинами 31 и 32. Зазор этого подшипника регулируется распорной втулкой 33. Зацепление между ведущим .колесом 8 и шпинделем 9 регулируется распорными шай бами 34 и 35. Подобные подшипники могут быть изготовлены с цилиндрическими роликами. На фиг. 5 изображен подшипник с четырь мя точками контакта с использованием шариков 36. На фпг, 6 применяют два подш}шника 37 и 38 с коническими роликами с-большим ут лом, В этом случае- внутреннее кольцо 13 разделено на два кольца 39 4О, калсдое из которых несет одну из шестерен 11 и 12 и которые соединетгы винтом 41. Каждое колыцо 39 и 40 несет конус обкатки, и внешнее кольцо 14 выполнено в виде одной детали, явл;} 1дей оба соогветсгвукдцпх наружных кольца . Фиг„ 7 является вариантом фиг. 6, в яо« тором ролшш заменены шариками 42, 43, В . этом примере венцы 11 и 12 соедине{п резьбовой муфтой с обрат 1ым шагом 44, обеспечивающей центриро.аание венцов при помоши средней части 45. Кулачки 46 обеспечивают привод венца шестерни 12 венцом шестерни 11. В вариантах, представленных на фиг. 8 R, нодципник содержит три ряпа цилиндрических или конических роликов. В этом примере венцы шестерен 11 и собраны при сборке пошштников. Можно также выполнить подшттник (фиг. 4 и 5 ) двумя венцами шестерен 11 и 12, собранными как на фиг.- 6, 9, в to время как внешнее кольцо 14 выполнено из одной детали. Формула изобретения 1. Универсальная фрезерная головка, соетояшая из двух поворотных одна относительно другой частей, одна из которых установлена с возможностью вращения относительно ведущего вала, а другая несет вал шпинделя кинематически связанный с надушим валом, отличающаяся тем, что, с цепью повыщения эффективности работы головки, в кинематическую связь между ;валом шпинделя и ведушим валом введены две шестерни и жестко соединенный с ними подшипник, внешне кольцо которого связано по крайгней мере с одной из частей и установлено кбаксиально с осью поворота частей одна относительно другой, прячем внешний диаметр подшипника близок к внутреннему днаметру стыка между частями.
2.Головка по п. 1, о г л и ч а ю ш ая с я тем, что подшипник выполнен по крайней мере с четырьмя дорожками, из которых две выполнены на поверхности внешнего кольца, причем хотя бы одно из колец выполнено из двух соединенных частей. 3.Головка по п. 1, о т л и ч а ю ш а яс я тем, что подшипник выполнен с перекрещивающимися роликами. 4.Головка по пп. 1-3, о т л и ч а ющ а s с я тем,что итестерни кинематичеокой связи между ведущим валом и валом шпинделя выполнены коническими. 5. Головка по пп 1-3, о т л и ч а кк ,„ „ „ „ „,„. что шестерни кинематиЩ с ii С- Я 1 G М J ческой связи выполнены прямозубыми, одна из которых закреплена на ва/ty ишинделя, И другая связана с вейушим валом. 6.Головка по пп. 4-5, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что шестерни выполнены в виде Двойного венца, жестко соединенного с внутренним кольцом подшипника. 7,Головка по пп. 4-5, отличающаяся тем, что, оба зубчатых венца соединены друг с другом и каждый из них несет по крайней мере один путь качения, образуюций внутреннее: кольцо подшипника. Источники информации, принятые во ени- мание, при экспертизе: 1. Патент Франции № 237687, В 23 С, 1894 г.
S
I N