Код документа: SU1184637A1
Изобретение относится к металлорежущим станкам и может быть использовано для разборки преимущественно конических соединений деталей кольцевой формы, например для разъединения инструментальных оправок и режущих инструментов с коническими хвостовиками.
Целью изобретения является повышение надежности разборки соединений, у которых главная ось Z продольного сечения деталей расположена в пределах посадочного соединения , и достигается тем, что в устройстве для гидроразборки конических соединений устраняется взаимный перекос разъединяемых деталей и достигается равномерность раскрытия конического соединения по всей длине деталей.
На фиг. 1 представлено коническое соединение (соединение инструментальной оправки и режущего инструмента с коническим хвостовиком), осевой разрез; на фиг. 2 - схема деформаций в процессе гидроразборки.
Инструментальная оправка содержит фланец 1, хвостовик 2 со сквозным посадочным отверстием 3 для закрепления в нем концевого режущего инструмента 4 с коническим хвостовиком 5 и резьбовым отверстием 6, предусмотренным действующим стандартом .
Посадочное отверстие 3 снабжено участком гидрораспора 7, выполненным в виде кольцевых проточек 8 и винтовых канавок 9, что делает изготовление более технологичным .
Для подачи рабочей жидкости 10 (например , масла) в теле оправки выполнен канал 11, связанный с источником давления , например насосом (не показан).
Края 12 посадочного отверстия 3 и границы 13 и 14 участка гидрораспора 7 вы полнены симметрично относительно главной оси Z продольного сечения оправки. Для исключения деформаций смятия нежесткого участка 15 хвостовика 5, образованного резьбовым отверстием 6, границы 13 и 14 участка гидрораспора 7 выполнены в пределах жесткого участка хвостовика 5.
Осевое положение главной оси Z относительно вспомогательной Zi расчета, за которую можно принять, например, лицевой торец 16 оправки, определяется расстоянием С, величину которого находят при проектировании оправки по формуле
f 7
гдеЛ| и J2 - геометрические характеристики сечения оправки.
Подбором размеров и формы продольного сечения оправки обеспечивают совмещение главной оси Z сечения оправки с серединой посадочного отверстия. Длина участка гидрораспора 7 определяется как удвоенная разность половины длины посадочного отверстия и глубины резьбового отверстия 6 хвостовика 5.
Симметричность положения участка гидрораспора относительно оси Z создает при гидроразборке чисто радиальное нагружение деталей, что обеспечивает исключительно радиальные деформации без взаимного углового выворачивания деталей, вследствие чего обеспечивается равномерность раскрытия конического соединения деталей по всей длине и повыщение надежности гидроразборки режущего инструмента.
Симметричность положения краев посадочного отверстия относительно оси Z обеспечивает максимальную длину участка гидрораспора и, следовательно, минимальное давление рабочей среды.
Разборку инструментов и оправки производят в следующей последовательности.
Оправку вместе с инструментом 4 вынимают из щпинделя станка (не показан). Из резьбового отверстия 6 хвостовика вывинчивают крепежный винт или шомпол (не показан). В резьбовое отверстие 6 хвостовика 5 ввинчивают с диаметральным натягом резьбовую пробку (не показана), которая обеспечивает повышение радиальной жесткости нежесткого участка 15 хвостовика 5.
Подводящий канал 1 1 оправки посредством быстросъемного приспособления (не показано) подключают к насосу, создающему требуемое давление масла 10, которое поступает в кольцевые проточки 8, деформирует сопряженные детали в радиальном направлении (положение II) без их взаимного перекоса, разъединяет посадочные поверхности хвостовика 5 и отверстия 3 оправки и прорывается за пределы оправки. При этом инструмент 4 под действием осевой составляющей силы гидрораспора извлекается из оправки без применения какихлибо дополнительных усилий.
Надежность гидроразборки может быть повыщена также подбором масла нужной вязкости.
От насоса Z
г
J I
. УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗБОРКИ КОНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, включаюш ,их жесткие и нежесткие участки, а 16 П также участок гидрораспора, образованный кольцевыми проточками и продольными канавками, соединенными с источником давления , отличающееся тем, что, с целью повышения надежности гидроразборки соединений , у которых главная ось Z продольного сечения деталей расположена в пределах посадочного соединения, края посадочного соединения и границы кольцевых проточек участка гидрораспора расположены симметрично относительно упомянутой оси и в пределах жестких участков разъединяемых деталей. 2. Устройство пО п. 2, отличающееся тем, что продольные канавки выполнены винтовыми . (Л сх О) со Г5 J 7