Код документа: RU2727262C2
Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к вспомогательным устройствам, уменьшающим влияние ходовых систем колесных тракторов на обрабатываемые грунты и устанавливается в целях снижения твердости и уплотнения почв, увеличения урожайности сельскохозяйственных культур.
Известен способ борьбы с уплотнением почвы движителями сельскохозяйственных тракторов, содержащий навесное устройство, установленное на раму трактора, гидроцилиндры, опорные колеса, рыхлители (Патент РФ №2268562 МКИ А01В 37/00).
Недостатком данного устройства является недолговечность рабочих органов, высокая материалоемкость и энергоемкость устройства, низкая агротехническая скорость трактора с установленным устройством.
Известен гидроприжимной дискаторный почвенный разуплотнитель, содержащий косыночные упоры, силовой шарнир, реактивные штанги, торсионную ось, рабочие органы - дискаторы, гидроцилиндр, кронштейн (Патент РФ №163885 МКИ А01В 37/00, взято за прототип).
Недостатком данного устройства является его высокое удельное сопротивление, невозможность производства рыхления в следе прохода трактора за счет силового нагружения устройства при помощи гидравлической навески трактора.
Технической задачей изобретения является увеличение урожайности сельскохозяйственных культур и производительности трактора, нейтрализация воздействия техногенных факторов прохода ходовых систем, улучшение глубины и качества предпосевной обработки почв при установке дополнительного разуплотняющего устройства, его достаточно несложной конструкции, простоте изготовления, высокой надежности, долговечности, удобстве в обслуживании и эксплуатации.
Техническим решением задачи является создание устанавливаемого в кронщтейнах на корпусе колесного трактора вспомогательной конструкции - навесного разрыхляющее-разуплотняюшего устройства, оснащенного зубовым рыхлителем из пружинной стали и рычажным нажимным блоком, способного производить качественное крошение почвы, регулировать глубину рыхления в следе прохода трактора при догружении и снижать техногенное влияние ходовых систем колесных тракторов на обрабатываемые грунты в целях увеличения урожайности сельскохозяйственных культур и повышения производительности колесных тракторов.
Поставленная задача достигается тем, что навесное разрыхляющее-разуплотняющее устройство для колесного трактора выполнено в виде конструкции, состоящей из металлической опорной рамы квадратного сечения, смонтированной при помощи реактивных тяг в установочных кронштейнах на корпусе колесного трактора, при этом внутри рамы установлен рычажный нажимной блок с эксцентриковым нажимающим рычагом и направляющей с возвратной пружиной, на которой зафиксированы рабочие органы в виде зубового рыхлителя. К конструкции также относится цепная силовая связь, соединяющая нижние горизонтальные тяги задней навески.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема навесного разрыхляющее-разуплотняюшего устройства для колесного трактора (профильный вид), на фиг. 2 изображена принципиальная схема навесного разрыхляющее-разуплотняюшего устройства для колесного трактора (фронтальный вид), на фиг. 3 изображена принципиальная схема задней навески и корпуса трактора с навесным разрыхляющее-разуплотняющим устройством для колесного трактора (вид сверху), на фиг. 4 изображена принципиальная схема задней навески и корпуса трактора с навесным разрыхляющее-разуплотняющим устройством для колесного трактора, на фиг. 5 изображена схема агротехнического агрегата с установленным навесным разрыхляющее-разуплотняющим устройством для колесного трактора.
Навесное разрыхляющее-разуплотняющее устройство для колесного трактора выполнено в виде конструкции, состоящей из металлической опорной рамы 1 квадратного сечения, смонтированной при помощи реактивных тяг 2 и 3 в установочных кронштейнах на корпусе 4 колесного трактора 5, при этом внутри рамы 1 установлен рычажный нажимной блок 6 с эксцентриковым нажимающим рычагом 7 и направляющей 8 с возвратной пружиной 9, на которой зафиксированы рабочие органы в виде зубового рыхлителя 10. К конструкции также относится цепная силовая связь 11, соединяющая нижние горизонтальные тяги задней навески 12.
Устройство работает следующим образом:
При въезде сельскохозяйственного агрегата на поле, оператор трактора 5 при помощи гидравлического цилиндра поднимает заднюю навеску 12, при этом тросовая силовая связь 11 поворачивает эксцентриковый нажимающий рычаг 7, который нажимает на направляющую 8, сжимая возвратную пружину 9 и опуская зубовый рыхлитель 10 до его рабочей глубины. Далее, в ходе движения трактора 5 зубовый рыхлитель 10 производит работу по рыхлению, крошению и перемешиванию грунтов по следу движения трактора 5, что нейтрализует воздействие техногенных факторов прохода ходовых систем на обрабатываемые почвы, улучшает глубину и качество предпосевной обработки, снижает эффект переуплотнения и формирования плужной подошвы.
При отсутствии необходимости движения с предлагаемым устройством оператор трактора 5 заднюю навеску 12 не активирует и навесное разрыхляющее-разуплотняющее устройство в рабочее положение не переводит.
Использование данного изобретения, обладающей высокой надежностью, низкой себестоимостью, материалоемкостью и энергоемкостью, долговечностью, удобством в обслуживании и эксплуатации, при достаточно несложной конструкции и простоте изготовления навесного разрыхляющее-разуплотняюшего устройства для колесного трактора позволит увеличить урожайность сельскохозяйственных культур и производительность трактора, нейтрализует воздействие техногенных факторов прохода ходовых систем, улучшит глубину и качество предпосевной обработки почв.
Изобретение относится к сельскому хозяйству. Навесное разрыхляющее-разуплотняюшее устройство для колесного трактора содержит металлическую опорную раму квадратного сечения, смонтированную при помощи реактивных тяг в установочных кронштейнах на корпусе колесного трактора. Внутри рамы установлен рычажный нажимной блок с эксцентриковым нажимающим рычагом и направляющей с возвратной пружиной, на которой зафиксированы рабочие органы в виде зубового рыхлителя. Нижние горизонтальные тяги задней навески соединены цепной силовой связью. Обеспечивается упрощение конструкции и изготовления, повышение надежности, долговечности и удобство в обслуживании и эксплуатации. 5 ил.