Код документа: SU1088655A3
00
с ф
ел
01 Изобретение относится х трансмиссиям для автомобилей, снабженных бесконечно переменной ременной передачей с клиновым ремнем. Известна трансмиссия для автомобиля содержащая установленные в корпусе гидродинамический передаточнь1Й узел, один из элементов которого связан с приводным двигателем, и клиноременный вариатор , включающий ведущий и ведомый шкивы , установленные соответственно на ведущем валу, связанном с другим элементом гидродинамического узла, и ведомом валу, каждый из которых выполнен из пер вого коническ С(го диска, жестко связанного с соответствующим валом, и второго конического диска, установленного на соответствующем валу с возможностью осе ,эого перемещения по отношению к первому диску посредством гидравлического рабочего цилиндра, а также устройство блокировки гидродинамического передаточ ного узла, вьшолненное в виде дисковой муфты С 1 3 . Недостатком трансмиссии является то что в гидродинамическом передаточном узле присутствует постоянная некоторая разность скорости между первичным и вторичным валами, т.е. пробуксовывание, снедствием которого является потеря мот ности. С целью исключения этого недостатка известен способ придания гидродинамическому передаточному узлу приспособления для йлокировки упомянутого передаточного узла. Такая блокировочная муфта, или стопор, обеспечивает прямое механическое соединение между первичным и вторичным валами гидродинамического передаточного узла, например, посредством дискового сцепления. Недостатком применения стопора является сложность управления им, например регулирования блокировки муфты в те периоды, когда гидродинамический передаточный узеп не используется для расцепления или для увеличения крутящего момента, так как ддя такого регулирования требуется по меньщей лере специальный рабочий клапан. Целью изобретения является упрощение управления. Поставленная цель достигается тем, что трансмиссия для автомобиля, содержа щая установленные в корпусе гидродинами ческий передаточный узел, один из элеме тов которого связан с приводным двигате лем, и клиноремениый вариатор, вкл1оча1Ощий ведущий и ведомый щктшы, установленные соответственно на ведущем валу. связанном с друшм эпемеигом. гидродинамического узла, и ведомом валу, каждый из которых содержит первый конический диск, жестко связанный с соответствующим валом, и второй конический диск, установленный на соответствующем валу с возможностью осевого перемещения по отнощению к первому диску посредством гидравлического рабочего ципинцра, а также устройство блокировки гидродинамического передаточного узла, вьшопненное в виде шсковой муфты, последняя помещена в масляную ванну, при этом полость управления включения муфты связана гид ролинией с полостью, образованной рабо ,чим шшиндром. На чертеже показан вариант трансмио оии (конструктивное выполнение). Гидравлическое сцепление 1, связанное с первичным шкивом 2 клиноременного :вариатора, содержит крыльчатку 3 турбины 5, непосредственно соединенную с первичным щкивом 2 переменной трансмиссии. Первичный щкив 2 содержит конический диск 6, жестко соединенный с первичным валом 7, и конический диск 8, аксиально подвижный на первичном валу 7. Рабочий диаметр клинового ремня 9 в первичном шкиве 2 определяется промежутком между дисками 6 и 8. При показанном на чертеже максимальном промежутке клиновой ремень 9 лежит на минимальном рабочем диаметре в шкиве 2. Усилием натяжения клинового ремня 9 боковой стороной диск 8 прижимается к стопору 10, соединенному с валом 7. Диск 8 функционирует как поршень в рабочем цилиндре 11, жестко соединенном с первичным валом 7 и закрывающем полость 12 цилиндра . Путем подачи рабочей жидкости или выпуска ее из полости 12 цилиндра через коаксиальный канал 13 для рабочей жид кости,выполненный внутри первичного вала 7,промежуток мЬжцу аискамиб и 8 можно изменять,изменяя тем самым рабочий аиаметр клинового ремня 9 на первичном шкиве 2. Тем самым можно регулировать положение равновесия между давлением рабочей жидкости в полости 12 цилиндра и усилием натяжения в клиновом ремне 9. Передаточное отнсяиение переменной клиноременной передачи, таким образом, регулируется посредством подачи или выпуска рабочей жидкости из полости 12 цилиндра, причем давление жидкости всегда должно быть достаточно высоким, чтобы обеспечивать равновесие с усилием натяжения в клиновом ремне.
Трансмиссия, кроме того, снабжена дисковой муфтой с дисками 14, жестко соеднненными с первичным валом 4, и писками 15, закрепленными на первичном валу 7. В зависимости от давления рабочей жидкости в канале 13 поршень 16 прияшмает диски 14 и 15 друг к другу, и устанавливается прямое механическое соединение между валами 4 и 7. Таким o6paaoMt гидродинамический передаточный уэел можно блокировать, например, в заевсимости от давлешгя рабочей жидкости, превалирующего в полости 12 аияивдра.
Благодаря конструкции, показанной на чертеже, можно в зависимости от давле ВИЯ рабочей жидкости в канале 13 (и в полости 12 цилиндра) приводить в дейс-гвие блокирующее устройство с дисками
14и 15и порщнем 16 и регулировать передаточное отношение клиноременной tieре дачи. Таким образом, блокировка блокир его устройства происходит при давлении рабоч жиакости, неаостаточном ; аля смещения циска 8 с преоаолением, усиЛИЯ натяжения клинового ремня 9 в нал- равпешш от стопора 10, тогда как во время смещения диска 8 всегда присутс 1 вует высокое давление рабочей жидкости,
и блокирующее устройство остается забло кированным.
Кроме того, на чертеже показана часть стенки картера 17, отделяющей узел сцепления трансмиссии от клиноременной передачи . В стенке выполнен канал 18 для подачи рабочей жидкости в сцепление 1, Имеется также отверстие 19 для вьшуска жидкости, вытекающей через подшипник 20. Давление рабочей жидкости, превалирующее в гидравлическом сцеплении 1, обеспечивает освобождение дисков 14 и
15муфты.
Как показано на чертеже, трансмиссия снабжена уплотнениями 21-23 для предот вращения утечек жидкости в этих местах.
Изобретение обеспечивает возможность управлять посредством использования одного и того же клапана для раьочей жид кости как передаточным отношением переменной клиновой ременной передачи, так и блокированием и деблокированием стопора . Пока передаточное число переменной клиновой ременной передачи остается максимальным , т.е. в условиях низшей передачи , приводный ремень идет по первичному шкиву кганимального рабочего диаметра , благодаря чему промежуток между коническими дисками является максимальным , и они отталкиваются к стопорам посредством усилия натяжения клияового ремня . Благодаря этому до клапана, на котором клиноремённая передача начинает смещаться , давление рабочей жидкости в первичном цилиндре может изменяться, не вызывая последствий, и это давление рабочей жидкости МОШ1О использовать для приведения, в действие блокирующего устройства . Пока переменная клиноремённая передача нахошпгся в условиях высшей передачи,, в первичном щхлиндре всегда присутствует давление рабочей жидкости, достаточное для удержания стопорного устройства в положении блокирования.
Благодаря такому использованию давления раоочей жидкости в первичнсм цилиндре для приведения в действие блокировки гидродинамического передаточного узла достигается простота конструкции, и поэтому либо гидротрансформатор, соответственно гидравлическое сцепление, функционирует как таковой, и беременная трансмиссия находится на нижней передаче , либо гидротрансформатор, соответственно гидравлическое сдепление, не функ|1шонирует (заблокировано), и переменная, трансмиссия воздействует на передаточ вое чибло передачи. Одни и те же источакки рабочей жиакости и разгрузочный клапан могут, таким образом, регулировать передаточное отношение клнноременный передачи, а также привести в действие блокирующее устройство.
ТРАНСМИССИЯ для АВТОМОБИЛЯ , содержащая установленные в корпусе гидродинамический передаточный узел, один из элементов которого связан с приводным двигателем, и кпинорёменный вариатор , включающий ведущий и ведомый щкивы, установленные соответственно на ведущем валу, связанном с другим элемео том гидродинамического узла, и ведомом валу, каждый из которых содержит первый конический диск, жестко связанный с соответствующим валом, и второй конический диск, установленный на соответствукицем валу с возможностью осевого перемещения по отнощению к первому диску посредством гидравлического рабочего цилиндра, а также устройство блокировки гидродинамичасксво передаточного узла, выполненное в виде дисковой муфты, о т л и ч а кк щ а я с я тем, что, с целью упрощения управления, дисковая муфта помещена в g масляную ванну, при этом полость управ- ления включением муфты связана гидроли.0г|1 нией с полостью, образованной рабочим f цилиндром.