1
Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств , а конкретно
к конструкции гидротрансформаторов npei имущественно для тяжёлых грузовых автомобилей .
Известен гидротрансформатор, имеющий конструкшпо, основанную на использовании
лопастной системы гидротрансформатсгра для создания тормозного режима , и содержащий турбинное колесо,
соединенное с выходным валом, реактор, насосное колесо, связанное с муфочэй
включения ТО1Ж1ОЗНОГО режима, установленной вне вращающегося кожуха, с неподвижным
корпусом И соединенное муф; той отключения, расположенной внутри кобкуха у насосного колеса, с кожухсвл
я входным валом 1 .
Однако указанная конструкция имеет
ряд недостатков: усложненный подвод рабочей жидкости к муфте отключения
васосного колеса, установленной внутри еацаквдегося кожуха, запопнетютхэ маслом; затрудненный запуск приводного двигателя иэ-за значительного момента
инерции массы кожуха гидротрансформа тора с больцщм объемом заключенного
в нем масла; большие масса и габариты гадротрансформатора.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является гидротрансформатор
, содержащий насосное ко лесо , снабженное муфтой отключения и
/0
соединенное посредством муфты включения тормозного режима с корпусом, установленное
в кожухе турбинное колесо с выходным валом, связанным с ведомой
частью муфты блокировки колес, ведущая
15
часть ксхгйрой соединена с кожухом, и входной вал 2 .
Известный гидротрансформатор имеет следующие недостатки: имеет место дополнительный
нагрев рабочей жидкости
20 за счет остаточных потерь в выкгаоченной
.муфте отключения насосного колеса при работе на тормозном р4Жиме; тре
, буется повьппённая мощность системы ааяуска приводного дшгателя ввиду значительного
момента инерции вращающего ся кожуха гщфотршюформатора с большим объемом заключенного в нем масяа.
Цепь изобретения - повышение надежности работы в режиме TqpMoaa-aaMearmтеяя .I
Указанная цель достигается тем, что кожух закреплен на насоснсм колесе,
ведущая часть муфты отключения соединена с входным валом, а ведомая - с кожухом.
На чертеже представленакинематическая схема предлагаемого гидротрансформатора .
Гидротрансфохялатор содержит насосное колесо 1, снабженное муфтой 2 отключения
и соединенное посредством муфты 3 вкзтючшшя тормозного режима с кориусом
4, установленное в кожухе 5 турбин ное колесо 6 с выходным валом 7, связанным с ведомой частью 8 муфты 9
блокировки кплес 1 и 6, ведущая часть 1О которой соединена с кожухом 5, к
входной вал 11, причем кожух 5 закреплен на насосном колесе 1 и ведущая :
часть 12 муфты 2 отключения соединена с вxoдньпvI валом 11, а ведомая часть 13 - с кожухом 5.
ГидротТансформатор работает следующим образом. При работе в трансформаторном режиме
крутящий момент с входного вала 11 через муфту 2 отключения насосного
колеса 1, кожух 5, насосное колесо 1 и турбинное колесо 6, заполненные маслом
, иередается на выходной вал 7. Для использования гидротрансформатора в ре
жиме тормоза-замедлителя выключается муфта 2 отключения, отсоединяющая
входной вал 11 от насосного колеса 1, которое посредством муфты 3 включения
тормозного режима жестко соедшшется с неподвижным корпусом 4, воспринимаю
щим реакттшный момент. Турбинное колесо 6 вращаясь от выходного вала 7,
становится таким образом ротором гтодрозамедлителя , а заторможенное на корпус
4 насосное колесо 1 - его статором . В результате чего турбинное коле
. :СО 6, насосное колесо 1, муфты 2 и 3 в совместном сочетании И создают режнм
работы тормоза-замедлителя. При запуске двигателя ввиду отсутст ВИЯ давлеаяия в маслосистеме муфта 2
автоматически выключается и, так как она отсоединяет кожух 5, то момент
инершш приводимых масс незначителен, благодаря чему облегчается процесс пуска
и не требуется большой мощности стартера . При движении с высокими скоростями
с цепью исключения потерь моин ности за счет пробуксования в жидкости насосного и турби1шого колес 1 и б
гидротрансформатора, работающего в режиме гидромуфты, последний блокируется
с помощью муфты 9 блокировки. Описанные усовершенствования. обеспечивают повышение надежности работы в
11«1 режиме тормоза-замедлителя; упрощение конструтаога кожуха гидротрансформатора,
частью которого становится само насосное колесо, благодаря чему уменьшаются
его габариты, а также снижается трудоемкость изготовления; снижение нагрева
рабочей жидкости в режиме тормоза-замедлителя за счет того, что муфта отключения
насоснохх) колеей расположена вне масляного объема; облегчение за
.пуска приводного двигателя из-за существенного уменьшения момента инерции
массы кожуха гидротрансформатора И объема заполняемого его масла, а
также снижение массы и габаритов гидротрансформатора . Формула изобретения
Гидротрансформатор, содержащий насосное колесо, снабженное муфтой отключения
и соединенное посредством муфты включения тормозного режима с
корпусом, установленное в кожухе турбинное колесо с выходным валом, связанным
с ведомой частью муфты блокировки колес, ведущая часть которой соединена
с кожухом, и входной вал; отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы в режиме
тормоза-замедлителя, кожух закреплен на насосном колесе, ведущая часть муфты
отключения соединена с входшлм валом, а ведомая - с кожухом. Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе 1.Акцептованная заявка ФРГ 2222351:, кл. 47 fi 45/00, оиублик.
1972. 2.Патент Франции J 2184317, кл. F 16 Н 45/00. оиублик. 1973.