Код документа: SU1283123A1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.
Цель изобретения - увеличение КПД.
На табл. 1 - работа муфт; на табл. 2 - положение звеньев планетарного механизма.
На чертеже изображена схема 11-ступенчатой коробки передач.
На входном валу 1 свободно установлена шестерня 2. Муфта 3 соединяет вал 1 с шестерней 2 или валом 4 или обспечивает нейтральное положение. Шестерня 2 находится в постоянном зацеплении с шестерней 5, жестко закрепленной на промежуточном валу 6. На промежуточном валу 6 свободно установлены шестерни 7 и 8, которые соединяются с валом б муфтой 9. Шестерня 7 находится в постоянном зацеплении с шестерней 10, а шестерня 8 - с шестерней 11. Шестерни 10 и 11 закреплены на коаксиальном валу 12, на концах которого имеются зубчатые венцы.
Муфта 13 имеет три положения. В положении I она соединяет вал 4 с корпусом коробки 14 передач, а так как вал 4 жестко связан с солнечной шестерней 15, то в этом положении муфта 13 останавливает солнечную шестерню 15. В положении II муфта 13 соединяет коаксиальный вал 12 с валом 4 и через него - с солнечной шестерней 15. В положении III муфта 13 соединяет вал 12 с трубчатым валом 16. Последний соединен с водилом 17, на котором установлены сателлиты 18, находящиеся в зацеплении с эпициклической шестерней 19 и солнечной шестерней 15.
Муфта 20 имеет четыре положения. В положении I муфта 20 соединяет вал 12 с трубчатым валом 16. В положении II она соединяет вал 12 с корпусом планетарного механизма 21 и эпициклической шестерней 19. В положении III останавливает эпициклическую шестерню 19, соединяя корпус планетарного механизма 21 с корпусом коробки 14 передач. В положении IV останавливает водило 17, соединив вал 16 с корпусом коробки 14 передач.
Муфта 22 в положениях I, II и III соединяет выходной вал 23 с элементами планетарного механизма 19, 17 и 15.
Работа коробки передач осуществляется следующим образом.
I передача.
От входного вала 1 через муфту 3 (положение I) шестерни 2 и 5 крутящий момент передается на вал 6. От вала 6 через муфту 9 (положение I) шестерни 7 и 10 крутящий момент передается на коаксиальный вал 12. От вала 12 через муфту 13 (положение И) момент подается по валу 4 на солнечную шестерню 15. Муфтой 20 (положение III) эпициклическая шестерня 19 остановлена относительно корпуса коробки 14 передач. С водила 17 муфтой 22 (положение II) крутя
0
щий момент передается на выходной вал 23. Эта передача изображена на чертеже.
П передача.
Обеспечивается переключением муфты 9 в положение III. Крутящий момент передается от входного вала 1 муфтой 3 (положение I) шестерни 2 и 5, вал 6, муфту 9 (положение III) шестерни 8 и 11 на вал 12 и далее как в передаче 1.
IIIпередача.
На вал 12 момент передается аналогично I передаче. С вала 12 муфтой 20 (положение II) момент передается на эпициклическую шестерню 19, муфтой 13 (положение I) остановлена солнечная шестерня 15. С водила 17 муфтой 22 (положение II) крутящий момент передается на вал 23.
IVпередача.
На вал 12 момент передается аналогично передаче II, далее аналогично передаче III.
Vпередача.
На вал 12 момент передается аналогично передаче I. С вала 12 муфтой 20 (положение II) крутящий момент передается корпусу планетарного механизма, муфтой 22 (положение I) - на вал 23. Муфта 13 находится в 5 положении II.
VIпередача.
На вал 12 момент передается аналогично передаче II и далее как в передаче V.
VIIпередача.
На вал 12 момент передается аналогично передаче I. С вала 12 муфтой 20 (положение I) момент передается на водило 16. Муфтой 13 (положение I) остановлена солнечная шестерня 15. С эпициклической шестерни 19 через муфту 22 (положение I) мо- , мент передается на вал 23.
VIIIпередача.
На вал 12 момент передается аналогично передаче II и далее аналогично передаче VII.
IXпередача (прямая).
От входного вала 1 через муфту 3 (положение III) крутящий момент передается на вал 4, по валу 4 - к солнечной шестерне 15 и далее через муфту 22 (положение III) на вал 23. Муфта 13 находится в положе- 5 НИИ III, муфта 9 в нейтральном положении II.
Xпередача.
На вал 12 момент передается аналогично передаче I. С вала 12 муфтой 13 (положение III) момент передается на водило 17. Муфтой 20 (положение III) остановлена эпициклическая шестерня 19. С солнечной шестерни 15 муфтой 22 (положение III) крутящий момент передается на вал 23.
XIпередача.
Крутящий момент на вал 12 передается как в передаче II, а далее аналогично передаче X.
3x1 (задний ход).
0
На -вал 12 крутящий момент передается аналогично передаче I. С вала 12 муфтой 13 (положение II) момент передается на солнечную шестерню 15 муфтой 20 (положение IV) остановлена водило 17. С-эпициклической шестерни 19 муфтой 22 (положение I) крутяш.ий момент передается на вал 23.
3x11 (задний ход).
На вал 12 крутящий момент передается аналогично передаче II и далее на вал 23 аналогично передаче 3 XI.
При условно принятых параметрах зубчатых зацеплений Uio,7 2,5; LJii,8 ,0; Zi5 10; Zi9 20 получим ряд передаточных чисел, очень близко совпадающих с данными КП ЯМЗ-152 (7,5-7,26; 6,0- 5,98; 3,75-3,74; 3,0-3,08; 2,5-2,32; 2,0- 1,91; 1,67-1,52; 1,33-1,25; 1,0-1,0; 0,83- 0,824), где первое значение - иусл., второе- и КП ЯМЗ-152..
Диапазон предлагаемой КП 11,25. Шаг передаточных чисел между большинством передач, кроме II и III невелик (1,2-1,33), что облегчает переключение передач.
Формула изобретения
Коробка передач преимущественно транспортного средства, содержащая корпус с размещенными в нем соосио входным и выходным валами, шестернями внешнего зацепления , однорядным планетарным механизмом , муфтами переключения передач и остановки звеньев планетарного механизма, причем на валу солнечной шестерни расположен трубчатый вал водила планетарного механизма , а на трубчатом валу свободно установлен блок из двух шестерен- внешнего зацепления, а также промежуточный вал, отличающаяся тем, что, с целью увеличения КПД коробки передач, входной и выходной валы расположены соосно с валами планетарного механизма, на входном валу установлена муфта для связи входного вала соответственно с шестерней привода про
Таблица 2
Передачи, положение звеньев планетарного механизма и муфт переключения, передаточные числа и шаг
передач
I II
15 19 17 II II III II 15 19 17 I III II III II
межуточного вала и с валом солнечной шестерни, а на выходном валу установлена муфта для связи одного из элементов планетарного механизма с выходным валом.
Таблица 1 Работа муфт
15
40
30
40
35
III
15, 4, 22, 23
Продолжение табл. 2
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач трансмиссий транспортных машин. Цель - увеличение КПД коробки передач (КП) за счет уменьшения количества шестерен внешнего зацепления. Для этого в корпусе 14 КП соосно расположены валы входа 1 и выхода 23, а также валы планетарного механизма. Муфта (М) 3 на входе КП соединяет входной вал 1 с шестерней 2 привода промежуточного вала 6 или с валом 4 солнечной шестерни, а также обеспечивает нейтральное положение . М 22 на выходе КП выборочно соединяет один из элементов планетарного механизма с выходным валом 23. 1 ил. 2 табл. 1111 5 1 6 1 (Л 21 ю 00 со N;) со