1
Изобретение относится к транспортному
машиностроению,в частности к автомибильным силовым передачам, снаженным
гидротрансформаторами с размещенной за ними коробкой перемены передач.
Известна трансмиссия, содержащая расположенные в корпусе гидродинамический
трансформатор, ведзтций вал, установленный соосно с трансформатором , бесступенчатую клиноременную
передачу с первичным и вторичным валами и выходным валом, связанным
с вторичным валом, при этом вторичный вал связан с ведущим валом через
гидротрансформатор, а первичньй вал связан с ведущим валом через фрикционную муфту 1 .
Недостатками известной трансмиссии является невозможность работы данной
передачи с двигателями, отличающимися по числу оборотов (бензиновый,
дизель) в оптимальном для клиноременной передачи режиме, а также наличие ненадежной цепной передачи.
Цель изобретения - упрощение конструкции, т.е. создание клиноременной
трансмиссии с гидротрансформатором без цепной передачи, которая обеспечивала бы разность в скорости
между ведущим и первичным валами.
Указанная цель достигается тем,
что трансмиссия транспортного средства , содержащая расположенные в
корпусе гидродинамический трансформатор , ведущий вал, установленный
соосно с трансформатором, бесступенчатую клиноременную передачу с первичным
и вторичным валами и выходным валом , связанным с вторичным валом, при
этом вторичный вал связан с ведущим валом через гидротрансформатор, а
первичный вал связан с ведущим валом через фрикционную муфту, ведущий вал
и гидротрансформатор установлены параллельно со смещением осей первичного
и вторичного валов, при зтом первичный и вторичньй валы связаны с
фрикционной муфтой и гидротрансформатором посредством зубчатой переда . чи.
Кроме того, выходной вал связан с вторичным валом посредством двух
зубчатых передач, одна из которых реверсивная , и муфты. При этом зубчатая
передача связи вторичного вала с гидротрансформатором выполнена в
виде планетарной передачи с двумя муфтами для связи корпуса с коро11ной
щестерней и водила с турбинным колесом соответственно при движении вперед
и назад транспортного средства.
1 - / Разница в скорости между ведущим и
первичным валами при установке зубчатой передачи является очень важной
для достижения оптимальной скорости вращения клиноременной передачи на двигателях различного типа
(бензиновый, дизельный, турбина, электрический и т.п), работающих
в различных скоростных диапазонах.
Выходной вал может приводиться
в действие с помощью вторичного вала через муфту переключения вперед/ назад.
В автомобилях Обьино не требуется больщой скорости при движении назад,
поэтому достаточно одной траектории передачи мощности.Вторичный вал может
приводиться в действие через муфту реверсирования, выполненную в виде
эпициклической зубчатой передачи, .снабженной первичной муфтой, которая
при включении обеспечивает вращение
зубчатой передачи в целом, и вторичной муфтой, которая при включении
реверсирует направление вращения;Ре- версирующая муфта включена в первую траекторию передачи мощности.
На фиг, 1 схематично представлен вариант трансмиссии, в к-оторой муфта
переключения вперед/назад установлена между вторичным и выходным валами;
на фиг. 2 - трансмиссия с реверсивной 10 ности.
муфтой, вьшолненной в виде эпициклической
зубчатой передачи.
Трансмиссия имеет ведущий вал 1,
гидродинамический трансформатор 2, бесступенчатую клиноремённую передачу 3 и выходной вал 4.
Ведущий вал 1 соединен с насосным колесом 5 гидродинамического трансформатора
2, который имеет также турт бинное колесо 6. Ведущий вал 1 может
также со.единяться с помощью муфты 7 с валом 8, который приводит в действие
через зубчатую передачу с шестернями 9 и 10 первичный вал 11, Первичньй
11 и вторичный 12 валы соединены клиноременной передачей 13, включающей шкивы 14 и 15,
Турбинное колесо 6 гидротрансформатора (фиг,1) соединяется с помощью
муфты 16 свободного хода с шестерней 17, Последняя входит в зацепление с
шестерней 18, установленной на вторичном валу 12. Кроме того, на вторичном
валу 12 установлена переключа ющая муфта 19 вперед/назад, обеспечи вающая вращение выходного вала 4
или вперед с помощью шестерен 20 и 21, или назад с помощью шестерен
22-24.Таким образом, или шестерня .20 или шестерня соединяется с вторич
ным валом 12 с помощью скользящей зуб чатой муфты 25, Трансмиссия (фйг.1) работает следуюпрм
образом. Ведущий вал 1 может соединяться с двигателем автомобиля, тогда как
выходной вал 4 приводит в действие колеса, с помощью дифференциала.
Когда автомобиль трогается с места, муфта 7 не включена,так что мощность
от двигателя передается к выходному валу 4 через гидродинамический транс
форматор 2, шестерни 17 и 18, вторич ный вал 12 и реверсирующую муфту 19.
В зависимости от положения скользящей зубчатой муфты 25 автомобиль
движется или вперед (через шестерни 20 и 21) или назад (через шестерни
22-24), Кпиноременная передача вращается , но участия в передачи мощности не принимает.
Таким образом, трогание с места происходит через гидродинамический
трансформатор 2. Следовательно, передача мощности происходит по указанной траектории, которая названа
как первая траектория передачи мощПосле того, как гидротрансформатор 2 достигнет такой скорости,
что разница в скорости между насосным колесом 5 и турбинным колесом 6
станет небольшой, включается муфта 7. В результате этого мощность больше
не передается через гидротрансформатор , а проходит через зубчатую передачу
9 и 10 к первичному валу 11 и затем через клиноременную передачу 13,
вторичный вал 12 и реверсивную муфту 19 на выходной вал 4, Такой тип передачи
мощности назьтается второй траекторией передачи мощности. Шестерни 9, 10 и 17 , 18 должны
подбираться так, чтобы общее пере- даточное число шестерен 9 и 10 и положение клинового ремня 13
было равно передаточному отношению шестерен 17 и 18 или было -меньше
его. Следовательно, скорость вращения шестерен 17 больше, чем турбинного колеса 6, когда муфта 7
включена, в результате чего муфта 16 свободного хода сама по себе включена
, но не передает мощность. На фиг, 2 схематично показан второй вариант трансмиссии, в которой
реверсирующая муфта в виде эпициклической зубчатой передачи 26 установлено
соосно с гидротрасформатором 2 и передача мощности происходит по первой траектории.
При трогании с места вперед муфта 27 включается, тем самым турбинное
колесо 6 соединяется непосредственно с шестерней 17, Комплект эпициклических шестерен вращается
как один узел. Во время реверсирования при остановке муфта 28 включается
, вследствие чего коронная шестерня 29 неподвижна. Шестерня 17 затем
вращется в противоположном направлении относительно турбинного колеса
6, Эта трансмиссия осуществляет реверсивную передачу, но только с использованием первой траектории.
Вторая траектория вступает в действие , когда включается муфта.7 и
отключаются муфты 27 и 28, аналргично первому варианту трансмиссии.. ;
В предлагаемой трансмиссии бесступенчатая клиноременная передача 3 .
вращается в направлении, противоположном ведущему валу 1. Благодаря этому первичный вал 11 клиноременной
передачи 3 и вторичный вал 12 могут вращаться с помощью ведущего вала 1
через шестерни 9, 10 и 17, 18 соответственно . Путем изменения шестерен 9, 10 и 17, 18 можно подбирать
разницу в скорости между ведущим 1
и первичным 11 валами такой, чтобы обеспечить оптимальную скорость
для клиноременной передачи 3 цдя заданного диапазона скорости вращения на входе.
Таким образом, предлагаемая трансмиссия представляет собой клиноременную
трансмиссию с гидротрансформатором , обеспечивающую требуемую бесступенчатую
регулировку подводимого от двигателя к колесам крутящего момента .