Код документа: SU1744347A1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин и механизмов в качестве редуцирующего устройства.
Известны торцовые шаровые передачи, содержащие по крайней мере три соосных диска, крайние из которых снабжены беговыми дорожками, а промежуточный - ради- альными прорезями для размещения шаровых сателлитов.
Недостатком таких передач является их невысокая долговечность, связанная с крайне неравномерным износом профиля ведущей беговой дорожки.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является шаровая планетарная передача, содержащая корпус, крышку, два центральных диска с беговыми дорожками на своих торцах, промежуточный диск с радиальными сквозными прорезями , в которых размещены шарики - сателлиты.
Недостатком такой передачи, принятой за прототип, является низкая долговечность передачи. Этот недостаток рбусловлен тем, что рабочий профиль ведущего диска, в наибольшей степени подверженный износу, изнашивается крайне неравномерно по своей длине, в то время как отдельные его участки вообще не подвержены износу, а участки с наибольшим углом подьема профиля , передающие наибольшие нагрузки, изнашиваются в наибольшей степени. Для повышения срока службы такой передачи необходима смена ведущего диска, т.е. полная разборка передачи, изготовление нового ведущего диска с новой беговой дорожкой .
Целью изобретения является повышение долговечности торцовой шаровой передачи путем смены изношенных участков ведущей беговой дорожки.
Указанная цель достигается тем, что в торцовой шаровой планетарной передаче, содержащей корпус, крышку, ведущий, веКЛ
С
ч
4 Јь СО 4 VI
домый и связанный с корпусом диски, крайние из KOiOpux имеют беговые дорожки, а промежуточный радиальные сквозные прорези , и размещенные в последних шаровые сателлиты для взаимодействия с беговыми дорожками, согласно изобретению беговая дорожка ведущего диска выполнена на одной или двух торцовых поверхностях отдельного кольца, установленного на ведущем диске с возможностью его поворота на любой угол в окружном направлении и последующей фиксацией.
На фиг.1 изображена кинематическая схема торцовой шаровой планетарной передачи с жесткой связью ведущего диска с ведущим валом; на фиг,2 - аналогичная схема при посадке ведущего диска на подшипник; на фиг.З показан ведущий диск и эпюра износа его беговых дорожек; на фиг.4 и 5 изображены два варианта выполнения профиля кольца с беговой дорожкой.
Торцовая шаровая планетарная передача (фиг.1 и 2) содержит корпус 1, крышку 2, ведущий вал 3, ведомый вал 4, ведущий диск 5, неподвижный диск 6 с многопериод- ной беговой дорожкой, промежуточный диск с радиальными сквозными прорезями - сепаратор 7, шаровые сателлиты 8, установленное в проточке кольцо 9 с ведущей беговой дорожкой. Кроме того передача на фиг.2 содержит эксцентрик 10, жестко связанный с ведущим валом, и посаженный на него подшипник качения 11.
Работает передача следующим образом .
При вращении ведущего вала 3 ведущий диск 5 получает либо вращательное (фиг.1), либо вращательно-колебательное (фиг.2) движение, перемещая при этом шаровые сателлиты 8 в радиальном направлении. Шаровые сателлиты 8 одновременно с этим входят в зацепление с беговой дорожкой неподвижного диска б и, перекатываясь по ней, взаимодействуют с прорезями сепаратора 7, приводя последний, а вместе с ним и ведомый вал во вращение.
При нереверсивной работе передачи (ка.к это бывает в большинстве случаев) из- н шиваются только стороны беговой дорожки (фиг.З), обозначенные утолщенными
линиями, эпюра износа заштрихована. При достижении допускаемого значения износа отпускаются крепежные винты 12 и кольцо. 9 с беговой дорожкой поворачивается на необходимый угол. Таким образом, в работу
вводятся новые участки беговой дорожки без какой-либо смены или доработки деталей зацепления, что увеличивает срок службы кольца 9 с ведущей беговой дорожкой, а следовательно, и всей передачи в целом.
При выполнении кольца с двухсторонней беговой дорожкой (фиг.5), кроме указан- ного выше эффекта, добавляется дополнительный эффект, связанный также с повышением долговечности, но уже за счет
использования двух сторон этого кольца путем его перестановки. Таким образом, выполнение ведущей беговой дорожки (наиболее быстро изнашиваемой при больших скоростях) в отдельном кольце и установка этого кольца на ведущем диске с возможностью его поворота позволяет включить в работу практически всю длину беговой дорожки и за счет этого многократно увеличить долговечность чсей передачи.
Формула изобретения
Торцовая шаровая планетарная передача , содержащая корпус с крышкой, ведущий, ведомый и связанный с корпусом диски, крайние из которых имеют беговые дорожки . а промежуточный - радиальные сквозные прорези, и размещенные в последних шаровые сателлиты для взаимодействия с беговыми дорожками, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности
путем, смены изношенных участков беговой дорожки, беговая дорожка ведущего диска выполнена на одной или двух торцовых поверхностях кольца, установленного на веду щем диске с возможностью его поворота в
окружном направлении и последующей фиксацией.
777/.
3
Использование: в машиностроении. Цель изобретения - повышение долговечности путем смены изношенных участков беговой дорожки. Сущность изобретения; торцовая шаровая планетарная передача содержит диски, крайние из которых имеют беговые дорожки и шаровые сателлиты. Ведущий диск имеет кольцевую проточку, в которую установлено с возможностью поворота кольцо с беговыми дорожками. 5 ил.