Код документа: RU2605955C1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах-автоматах многих отраслей промышленности.
Известен шарнирно-рычажный механизм с передаточным отношением, равным двум, содержащий стойку, ведущий и ведомый кривошипы, шарнирно связанные со стойкой, шатуны, шарнирно связанные с ведущим и ведомым кривошипами (Авт. свид. СССР №815365, М. кл. F16H 21/12, Опубл. 23.03.1981, Бюлл. №11). Недостатком этого механизма является то, что он позволяет передавать вращение только с передаточным отношением, равным двум.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является шарнирно-рычажный механизм по Авт. свид. СССР №947535, М. кл. F16H 21/12, Опубл. 30.07.1982, Бюлл. №28.
Механизм содержит стойку, ведущий и ведомый кривошипы, шарнирно связанные со стойкой, шатуны, шарнирно связанные с ведущим и ведомым кривошипами, промежуточное звено, шарнирно связанное с шатунами.
Длина промежуточного звена механизма равна сумме или разности длин ведомого и ведущего кривошипов, а угол скрещивания осей его шарниров равен сумме или разности углов скрещивания осей шарниров ведущего кривошипа с шатуном ведущего кривошипа и ведомого кривошипа со стойкой, длина шатуна ведомого кривошипа равна сумме или разности длины шатуна ведущего кривошипа и длины стойки.
Угол скрещивания осей шарниров ведомого кривошипа и шатуна ведомого кривошипа равен сумме или разности 90° угла скрещивания осей шарниров промежуточного звена и шатуна ведущего кривошипа, отношение длины ведущего кривошипа к синусу угла скрещивания осей шарниров ведущего кривошипа и шатуна ведущего кривошипа равно отношению длины шатуна ведущего кривошипа к синусу угла скрещивания осей шарниров шатуна ведущего кривошипа и промежуточного звена, равно отношению длины ведомого кривошипа к синусу угла скрещивания осей шарниров ведомого кривошипа со стойкой, равно длине стойки, т.е.
Недостаток этого механизма заключается в следующем. Во-первых, механизм является мультипликатором, т.е. устройством для увеличения частоты вращения ведомого кривошипа механизма. Так, в этом механизме при одном обороте ведущего кривошипа ведомый кривошип делает три оборота.
Во-вторых, связь между параметрами звеньев механизма достаточно сложная, что затрудняет проектирование механизма и его изготовление.
Цель изобретения - обеспечение редуцирования механизма с передаточным отношением, равным трем, упрощение конструкции и связи между параметрами звеньев механизма.
На фиг. 1 схематически изображена схема механизма, на фиг. 2 - фото модели механизма при разных положениях звеньев.
Отличительными признаками предложенного механизма в сравнении с прототипом являются:
- в предложенном механизме осуществляется редуцирование передачи, в прототипе механизм является мультипликатором, т.е. в предложенном - при трех оборотах ведущего кривошипа ведомый делает один оборот, в прототипе - при одном обороте ведущего кривошипа ведомый делает три оборота;
- в прототипе промежуточное звено имеет угол скрещивания осей шарниров, равный сумме или разности углов скрещивания осей шарниров ведущего кривошипа с шатуном ведущего кривошипа и ведомого кривошипа со стойкой, а длина его равна сумме или разности длин ведомого и ведущего кривошипов. В предложенном механизме промежуточное звено имеет угол скрещивания осей шарниров, равный сумме угла скрещивания осей шарниров ведущего кривошипа и угла скрещивания осей шарниров шатуна ведущего кривошипа, а длина его равна сумме длины ведущего кривошипа и длины шатуна ведущего кривошипа;
- в прототипе длина шатуна ведомого кривошипа равна сумме или разности длин шатуна ведущего кривошипа и длины стойки, в предложенном механизме длина шатуна ведомого кривошипа равна произведению длины стойки на синус угла скрещивания осей шарниров шатуна ведомого кривошипа, т.е.
- угол скрещивания осей шарниров ведомого кривошипа и шатуна ведомого кривошипа равен сумме или разности 90° угла скрещивания осей шарниров промежуточного звена и шатуна ведущего кривошипа, в предложенном механизме синус угла скрещивания осей шарниров ведомого кривошипа равен отношению длины его кривошипа к длине стойки, т.е.
- в прототипе взаимосвязь между параметрами звеньев определяется выражением
- в предложенном механизме углы скрещивания осей шарниров ведущего кривошипа, шатуна ведущего кривошипа, шатуна ведомого кривошипа и ведомого кривошипа связаны неравенством α3<α5<α4<α2, в прототипе этого условия между углами нет.
Указанная цель достигается тем, что в механизме, содержащем стойку, ведущий и ведомый кривошипы, шарнирно связанные со стойкой и с двумя шатунами, которые шарнирно связаны с промежуточным звеном, промежуточное звено имеет угол скрещивания осей шарниров, равный сумме угла скрещивания осей шарниров ведущего кривошипа и угла скрещивания осей шарниров шатуна ведущего кривошипа, а длина его равна сумме длины ведущего кривошипа и длины шатуна ведущего кривошипа; длина шатуна ведомого кривошипа равна произведению длины стойки на синус угла скрещивания осей шарниров шатуна ведомого кривошипа, т.е.
Шарнирно-рычажный механизм (фиг. 1 и фиг. 2) содержит стойку 1, ведущий 2 и ведомый 3 кривошипы, шарнирно связанные со стойкой 1, шатуны 4 и 5, шарнирно связанные соответственно с ведущим 2 и ведомым 3 кривошипами, промежуточное звено 6, шарнирно связанное с шатунами 4 и 5.
Все соединения звеньев выполнены на вращательных шарнирах, оформляемых на моделях подшипниками скольжения (как на фиг. 2), или на подшипниках качения в производственных машинах - автоматах и устройствах. Длины звеньев в механизме определяются кратчайшими расстояниями между геометрическими осями их шарниров. Углы скрещивания отсчитываются против часовой стрелки от оси шарнира, обращенного к наблюдателю. (Скрещивающиеся геометрические оси шарниров - это оси, которые не параллельны и нигде не пересекаются.)
Промежуточное звено 6 имеет угол скрещивания α6 осей шарниров, равный сумме угла скрещивания α2 осей шарниров ведущего кривошипа 2 и угла скрещивания α4 осей шарниров шатуна 4 ведущего кривошипа, т.е. α6=α2+α4, а длина
углы скрещивания осей шарниров α2 ведущего кривошипа 2, шатуна 4 ведущего кривошипа 2 - α4, шатуна 5 ведомого кривошипа 3 - α5 и ведомого кривошипа 3 - α3 связаны неравенством α3<α5<α4<α2. Угол α2 может принимать значения в пределах 170…150°. Угол скрещивания осей шарниров стойки 1 равен 90°, расстояние между ними равно
Механизм работает следующим образом.
При вращении кривошипа 2 движение передается ведомому кривошипу 3 через шатуны 4, 5 и промежуточное звено 6. При этом за три оборота ведущего кривошипа 2 ведомый кривошип 3 делает один оборот. Скорость ведомого кривошипа является переменной, поэтому передаточное отношение, равное трем, нужно считать усредненным. Предлагаемый механизм позволяет передавать вращение между кривошипами, у которых угол скрещивания осей шарниров со стойкой равен 90°.
Пример конструктивного воплощения механизма.
Конструирование механизма начинается с назначения длины стойки 1. Принимается длина
Принимается значение угла α2 скрещивания осей шарниров ведущего кривошипа 2 из рекомендуемого предела 170…150°, принимается угол α2=165°, и определяется кратчайшее расстояние
Назначается угол α4 скрещивания осей шарниров шатуна 4 ведущего кривошипа 2, учитывая неравенство α3<α5<α4<α2, угол принимается равным 150°. Определяется длина
Из условия неравенства α3<α5<α4<α2 назначается угол α5, равный 142°, и определяется длина
Из условия неравенства α3<α5<α4<α2 назначается угол αз скрещивания осей шарниров ведомого кривошипа 3, равный 135°, и определяется длина
Определяется угол α6 скрещивания осей шарниров промежуточного звена 6 через сумму углов α6=α2+α4=165°+150°=315° и длина этого звена
Модель механизма (фиг. 2) показала работоспособность и достоверность технического решения.
Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к шарнирно-рычажным механизмам. Шарнирно-рычажный механизм содержит стойку, ведущий и ведомый кривошипы, два шатуна и промежуточное звено, которые соединены вращательными шарнирами. Звенья механизма имеют угловые и линейные параметры, удовлетворяющие равенству l/sinα=l/sinα=l/sinα=l/sinα=l и неравенству α<α<α<α, а также α=α+α,l=l+ l. Здесь обозначены длины: l - стойки, l- ведущего кривошипа, l- ведомого кривошипа, l- шатуна ведущего кривошипа, l- шатуна ведомого кривошипа, l- промежуточного звена; углы скрещивания: α- ведущего кривошипа, α- ведомого кривошипа, α- шатуна ведущего кривошипа, α- шатуна ведомого кривошипа, α- промежуточного звена. Достигается упрощение конструкции. 2 ил.