Изобретение относится к цепным передачам и может быть применено в качестве привода.
Известна цепная передача, содержащая раму, установленные на ней ведущую, ведомые
и обводные звездочки, расположенные таким образом, что линия осей обводных
звездочек смещена относительно линии осей ведомых звездочек 1. Недостатком данной передачи является
невозможность использования ее в реверсивном режиме работы. Целью изобретения является обеспечение
реверсирования и увеличение срока службы передачи, а также компенсация удлинения цепи.
Поставленная цель достигается тем, что передача снабжена двумя парами параллельных
скалок, жестко закрепленных на противоположных концах рамы, с установленными
на них натяжными устройствами, каждое из которых выполнено в виде каретки, имеющей
направляющие ролики и взаимодействующий с ними подпружиненный в осевом
направлении стержень с закрепленной на нем натяжной звездочкой. Кроме того, с целью обеспечения фиксированного продольного перемещения кареток,
передача снабжена регулировочными винтами , взаимодействующими с каретками.
На фиг. 1 изображена цепная передача, вид спереди; на фиг. 2 - то же, вид сверху;
на фиг. 3 - натяжное устройство, вид спереди; на фиг. 4 - то же, вид сверху; на
фиг. 5 - сечение А-А фиг. 3. Цепная передача содержит привод 1, раму
2, цепь 3, ведущую звездочку 4, ведомые звездочки 5, связанные с роликами 6 рольганга
, обводные звездочки 7 и натяжные устройства 8, выполненные в виде кареток 9,
установленных на скалках 10. Каждая каретка имеет направляющие ролики 11, взаимодействующие
со стержнем 12, находящимся под воздействием пружины 13. На стержне
12 закреплена натяжная звездочка 14. Усилие воздействия натяжной звездочки на
цепь 3 регулируется гайками 15. Фиксированное продольное перемещение
кареток 9 осуществляется посредством регулировочных винтов 16. Цепная передача работает следующим
образом.
Перед включением передачи в работу исходное
положение натяжных звездочек 14 каждого натяжного устройства 8 соответствует
половине их полного рабочего хода, а первоначальное включение привода 1 соответствует
вращению ведущей звездочки 4 по часовой стрелке. С началом вращения ведущей
звездочки 4 появляется натяжение на участке цепи 3 между ведущей звездочкой 4
и правой натяжной звездочкой 14, возникающее вследствие сопротивления на ведомых
звездочках 5 предществующего участка, цепи . Так как усилие сопротивления пружины
13принятоменьщим, чем усилие натяжения цепи 3 приводом 1, стержень 12 с натяжной
звездочкой 14, сжимая пружину 13, будет перемещаться вперед на величину хода стержня
12. При этом участок цепи между натяжной 14 и ведущей 4 звездочками станет
короче на определенную величину, а длина цепи между двумя натяжными звездочками
14обоих натяжных устройств 8 на ту же величину должна удлиниться. Однако вследствие
того, что пружина 13 левого натяжного устройства 8 сжата, и усилия ее достаточно
для преодоления силы трения от веса нижней ветви цепи 3, появляющееся удлинение
выбирается левым натяжнь}м устройством 8. Пружина 13 разжимается, увлекая
за собой стержень 12 с натяжной звездочкой 14 и натягивает нижнюю ветвь цепи 3.
Участок цепи 3 между левой обводной звездочкой 7 и левой натяжной звездочкой 14
удлиняется на ту же величину,-на которую укоротился участок между правой натяжной
звездочкой 14 и ведущей звездочкой 4, а общая длина цепи 3 на участке между
двумя натяжными звездочками 14 натяжных устройств 8 не изменилась.
Таким образом, освобожденная первым натяжным, устройством 8 под действием-ведущей
звездочки 4 часть цепи 3 выбирается левым натяжным устройством 8 под действием
своей пружины 13, а возникающее уд: линение нижней ветви цепи 3 перераспределяется
между двумя натяжными устройствами 8, не образуя при этом провиса или
влияющего на работоспособность передачи ослабления цепи 3. Благодарялокализации
удлинения в нижней части цепи 3 не возникает ослабления в верхней ее части на
участке между двумя натяжными звездочками 14 и не нарущается зацепление ведомых
5 и обводных 7 звездочек с цепью 3.
После остановки привода положение натяжных
звездочек практически остается неизменным . При реверсировании передачи
(вращение ведущей звездочки против часовой стрелки) появляется натяжение в нижней
ветви цепи 3 на участке между ведущей звездочкой 4 и левой натяжной звездочкой
14. Натяжение происходит без рывков, так как перед изменением направления движения
нижняя ветвь цепи 3 уже была натянута левым натяжным устройством 8. При
дальнейщем движении цепи под действием натяжения, создаваемого приводом 1, сжимается
пружина 13 левого натяжного усто ройства 8, удлиняя нижнюю ветвь Цепи 3,
одновременно разжимается пружина 13 правого натяжного устройства 8, выбирая появляющееся удлинение.
В том случае, когда удлинение цепи настолько значительно, что не может быть выбрано
натяжными устройствами, каретки 9 вручную перемещаются на скалках 10 ;
помощью регулировочных винтов 16.
Предлагаемая цепная передача позволяет
ликвидировать провис цепи при реверсе.
Использование ее в качестве привода рольганга
позволяет выполнить его компактным и экономичным.
Формула изобретения
Л. Цепная передача, содержащая раму, установленные на ней ведущую, ведомые и
обводные звездочки, расположенные так, что линия осей обводнЫх звездочек смещена относительно
линии осей ведомых звездочек, отличающаясятем, что, с целью обеспечения
реверсирования и увеличения срока службы передачи,а также компенсации удлинения
цепи, она снабжена двумя парами параллельных скалок, жестко закрепленных
на противоположных концах рамы с установленнь1ми на них натяжными устройствами,
каждое из которых выполнено в виде каретки , имеющей направляющие ролики и взаимодействующий
с ними подпружиненный в
осевом направлении стержень с закрепленной
натяжной звездочкой.
2,Передача по п. 1, отличающаяся тем,
что, с целью обеспечения фиксированного продольного перемещения кареток, передача
снабжена регулировочными винтами, взаимодействующими с каретками
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Спиваковский А. О. и Дьячков В. К.
Транспортирующие мащины. М., «Мащиностроение , 1968, с. 405, рис, 290 г (прототип).