Код документа: RU162061U1
Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности, к коробкам переключения передач транспортного средства, преимущественно снегохода, и может быть использована для передачи крутящего момента от двигателя к ведомому валу коробки переключения передач и далее на гусеничную или колесную группы транспортного средства.
Известна коробка переключения передач, предназначенная для передачи крутящего момента от вала трансмиссии к ведущему валу гусеницы снегохода. Коробка содержит корпус с размещенным в нем ведущим валом, связанным с валом трансмиссии, промежуточной осью, ведомым валом, связанным с ведущим валом гусеницы. Коробка содержит также приводные звездочки, натяжители и ограничители, приводную и зубчатую цепи. Переключение передач осуществляется поворотом оси, на которой установлена вилка, при помощи рычага, закрепленного на этой оси. (Снегоход "Рысь", Руководство по эксплуатации 119.00.000.000 РЭ, ОАО "УМПО", 2003 г., с. 30-31).
Также известна коробка переключения передач снегохода (Руководство по эксплуатации снегохода «Буран», рис. 10. http://russneg.ru/documentation/ruc_buran/3/#_4_) содержащая корпус, в котором расположены параллельно ведущий вал, вал заднего хода и ведомый вал, цепная передача, механизм натяжения цепи, приводная цепь, шестерня и зубчатое колесо, расположенное на валу заднего хода.
Механизм переключения коробки состоит из оси, вилки переключения, содержащей подпружиненный шарик, входящий при переключении в одну из трех канавок оси, и поводка вилки. На оси поводка сверху установлен рычаг, закрепленный гайкой.
Недостатком этих коробок является ненадежность их работы из-за частого разрыва цепи и износа натяжителей цепи, возникающих вследствие нарушения параллельности валов в процессе работы снегохода.
Кроме того, к недостаткам этих коробок относится быстрый износ механизмов переключения передач.
Наиболее близкой к предлагаемой коробке переключения передач по технической сущности является коробка переключения передач транспортного средства, содержащая корпус, в котором параллельно установлены ведущий вал с расположенной на нем ведущей шестерней повышенной передачи с торцовыми кулачками. Кроме того, на этом валу расположены муфта переключения передач с торцовыми кулачками, установленная с возможностью перемещения вдоль него и взаимодействия с кулачками ведущей шестерни повышенной передачи, и шестерня пониженной передачи. Обе шестерни имеют возможность окружного перемещения относительно вала и установлены на игольчатых подшипниках. Коробка содержит вал заднего хода с шестерней передачи заднего хода и второй муфтой переключения, промежуточный вал с ведомыми шестернями повышенной, пониженной передач и передачи заднего хода, зафиксированных в осевом направлении, а также ведомый вал. Коробка содержит механизмы управления муфтами. Механизмы переключения передач включения заднего хода состоят из оси и вилки переключения передач с подпружиненным шариком, входящим при переключении в одну из канавок оси. Передача вращения от ведущего вала к валу заднего хода осуществляется с помощью двух дополнительных шестерен, установленных на этих валах (Руководство по эксплуатации снегохода «Тайга», рис. 14, http://russneg.ru/documentation/ruc_tayga/)
К недостаткам такой коробки относится большое количество деталей, входящих в ее состав, т.к. она содержит две кулачковые муфты, три игольчатых подшипника, на которых установлены шестерни повышенной и пониженной передач, и передачи заднего хода, два механизма переключения: передач и заднего хода наличие еще двух дополнительных шестерен. Это усложняет конструкцию коробки и увеличивает ее себестоимость.
Кроме того, механизмы переключения передач и заднего хода не позволяют осуществлять плавное переключение передач и подвержены быстрому износу.
Техническим результатом, на достижение которого направлена полезная модель, является уменьшение количества деталей, входящих в состав коробки передач за счет использования в ее составе только одной муфты переключения и придания ей дополнительно функции шестерни для пониженной передачи и передачи заднего хода, исключения дополнительных шестерен, а также использования только одного игольчатого подшипника, и одного механизма переключения, что упрощает конструкцию и снижает себестоимость изготовления.
Также техническим результатом является возможность осуществления плавного переключения передач и повышение долговечности механизма переключения.
Технический результат достигается тем, что коробка переключения передач транспортного средства содержит корпус, в котором параллельно установлены ведущий вал с расположенной на нем шестерней повышенной передачи с торцовыми кулачками, имеющей возможность окружного перемещения относительно вала, вал заднего хода с шестерней передачи заднего хода, промежуточный вал с шестернями повышенной, пониженной передач и передачи заднего хода, зафиксированных в осевом направлении, а также ведомый вал. Коробка снабжена муфтой переключения передач с торцовыми кулачками, установленной на ведущем валу с возможностью перемещения вдоль него и взаимодействия с кулачками шестерни повышенной передачи, и механизмом ее управления
Новым в полезной модели является то, что механизм управления муфтой выполнен в виде поворотного вала с криволинейным пазом, в котором с возможностью перемещения по нему установлена поворотная вилка, базирующаяся на неподвижной оси, параллельной поворотному валу. Муфта снабжена зубчатым венцом, который имеет возможность взаимодействия с ведомой шестерней пониженной передачи и через шестерню, расположенную на валу заднего хода, с ведомой шестерней передачи заднего хода, причем муфта имеет с валом шлицевое соединение, а шестерня на валу заднего хода расположена неподвижно.
Ведомые шестерни повышенной, пониженной и передачи заднего хода имеют со своими валами шлицевое соединение.
Ведущая шестерня повышенной передачи установлена на ведущем валу на игольчатом подшипнике.
На прилагаемом чертеже изображена заявляемая коробка передач.
Коробка переключения передач снегохода содержит корпус 1, в котором расположены параллельные ведущий вал 2, вал заднего хода 3, промежуточный 4 и ведомый 5 валы.
Коробка также содержит шестерню 6 повышенной передачи, расположенную на ведущем валу 2, шестерню 7, расположенную на промежуточном валу 4, шестерню 8 пониженной передачи, также расположенную на промежуточном валу 4, шестерню 9, расположенную на валу заднего хода 3 и шестерню 10 передачи заднего хода, расположенную на промежуточном валу 4.
Муфта 11 переключения передач расположена на ведущем валу 2 и снабжена торцовыми кулачками 12, и зубчатым венцом 13. Торцовые кулачки 12 имеют возможность взаимодействия с ответными кулачками 14, выполненными на шестерне 6 повышенной передачи, которая установлена на ведущем валу 2 на игольчатом подшипнике 15.
Зубчатый венец 13 муфты 11 имеет возможность при осевом перемещении взаимодействовать с венцом шестерни 8 пониженной передачи, а также с венцом шестерни 9, которая, в свою очередь передает крутящий момент на шестерню 10, то есть происходит изменение направления вращения.
Механизм управления муфтой 11 выполнен в виде поворотного вала 16 с криволинейным пазом 17, в котором установлена вилка 18, базирующаяся на оси 19, параллельной оси поворотного вала 16. Вилка 18 имеет возможность одновременного перемещения по оси 19 и криволинейному пазу 17 поворотного вала 16.
Шестерни 7, 8, 10 повышенной, пониженной и передачи заднего хода имеют с промежуточным валом 4 шлицевые соединения 20. Муфта 11 на ведущем валу 2 установлена на шлицах 21. Шестерни 8, 9, 10 и муфта 11 имеют прямые зубья, остальные шестерни выполнены косозубыми.
Коробка также содержит паразитные шестерни 22 и 23.
Коробка работает следующим образом.
При включении повышенной передачи механизм управления муфтой 11 перемещает ее вдоль ведущего вала 2 и вводит в зацепление кулачки 12 муфты с кулачками 14 шестерни 6 повышенной передачи. Вращение от ведущего вала 2 через шестерню 6 повышенной передачи, шестерню 7 и паразитные шестерни 22, 23 передается на ведомый вал 5, связанный с валом гусеницы снегохода.
При включении пониженной передачи механизм управления муфтой 11 перемещает ее вдоль ведущего вала 2, зубчатый венец 13 муфты 11 входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни 8 пониженной передачи, которая вращает промежуточный вал 4 и соответственно шестерню 7. Далее вращение через паразитные шестерни 22, 23 передается на ведомый вал 5.
При включении заднего хода зубчатый венец 13 муфты 11 входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни 9 на валу заднего хода 3, которая находится в зацеплении с шестерней 10 на промежуточном валу 4. Далее также через паразитные шестерни 22, 23 вращение передается на ведомый вал 5.
Такая коробка передач содержит меньшее количество шестерен и только одну муфту, которая, при этом снабжена зубчатым венцом и выполняет функцию шестерни пониженной передачи и передачи заднего хода.
Коробка также содержит только один игольчатый подшипник.
Использованный в этой коробке механизм управления муфтой позволяет осуществлять последовательное плавное переключение передач.
Такая коробка переключения передач может быть использована в любом транспортном средстве.
1. Коробка переключения передач транспортного средства, содержащая корпус, в котором параллельно установлены ведущий вал с расположенной на нем шестерней повышенной передачи с торцовыми кулачками, имеющей возможность окружного перемещения относительно вала, вал заднего хода с шестерней передачи заднего хода, промежуточный вал с шестернями повышенной, пониженной передач и передачи заднего хода, зафиксированных в осевом направлении, а также ведомый вал, при этом коробка снабжена муфтой переключения передач с торцовыми кулачками, установленной на ведущем валу с возможностью перемещения вдоль него и взаимодействия с кулачками шестерни повышенной передачи, и механизмом ее управления, отличающаяся тем, что механизм управления муфтой выполнен в виде поворотного вала с криволинейным пазом, в котором с возможностью перемещения по нему установлена поворотная вилка, базирующаяся на неподвижной оси, параллельной поворотному валу, муфта снабжена зубчатым венцом, который имеет возможность взаимодействия с шестерней пониженной передачи и через шестерню, расположенную на валу заднего хода, с шестерней передачи заднего хода, причем муфта имеет с валом шлицевое соединение, а шестерня на валу заднего хода расположена неподвижно.2. Коробка переключения передач транспортного средства по п. 1, отличающаяся тем, что шестерни повышенной, пониженной и передач заднего хода, а также муфта переключения имеют со своими валами шлицевое соединение.3. Коробка переключения передач транспортного средства по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что шестерня повышенной передачи установлена на ведущем валу на игольчатом подшипнике.