Код документа: SU1295088A2
Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в передачах, устанавливаемых в малодоступных местах при передаче вращения между параллельными и перекрещивающимися осями, и является усовершенствованием устройства по авт.св. № 1222940.
Цель изобретения - повьшение долговечности путем устранения преждевременного износа поверхностей зубьев.
На фиг. 1 изображена косозубая передача; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - вид Б на фиг. 2, на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 1.
Косозубая передача размещена в корпусе, состоящем из основания 1 и крышки 2, которые соеднйяются между собой при помощи фланцев 3, симметричных по двум взаимно перпендикулярным осям. Между косозубыми колесами 4 и 5 размещены шарики 6, которые вне колес замыкаются в трубчатом канале 7 возврата, имеющем торцы 8, выполненные эквидистантными поверхноти колеса и примыкающие к направляющим 9 (фиг. 4). Трубчатьй канал 7 возврата прикреплен к крьшже 2 при помощи крепежа 10 так, что средняя его часть расположена выше торцов 8.
На поверхности трубчатого канала 7 возврата имеется отверстие 11 с попереч 1ым размером, соответствующим диаметру изношенного шарика, а про- дольньй размер отверстия в 1,5-2 раз больше поперечного. Вьщ1е отверстия к каналу 7 прикреплен магазин 12, за- полненньй запасными шариками 13. В магазине 12 размещена пружина 14 для вталкивания запасных шариков 13 в канал возврата при замещении-ими изношенных шариков. Магазин 12 соединен резьбой с колпачковой крьш1кой 15, что позволяет регулировать величину подпружинивания шариков. Магазин наклонен в сторону ближайшего торца, воспринимающего шарики, выходящие из зацепления. Передача может быть снабжена устройством для удаления изношенных шариков из полости редуктора наружу (не показано).
Передача работает следзтащим образом .
При вращении вала с зубчатым колесом 5 вращающий момент передается посредством шариков 6, которые при
5
0
5
0
5
0
5
0
5
этом перемещаются вдоль направляющих 9 (фиг. А), надавливая на рабочую поверхность впадины между зубьями колеса 4, и вращают последнее. При выходе шарика 6 из зацепления он давит на другие шарики, расположенные в канале 7 возврата, и последний шарик, находящийся в канале возврата , входит в зацепление следующей пары зубьев.
По мере износа шариков 6 увеличивается суммарньй зазор между шариками , находящимися в верхней части канала возврата. Кроме этого, из-за неравномерного уменьшения диаметра используемых в зацеплении шариков и неравномерного износа их поверхности, например, из-за передаваемой эксплуатационной нагрузки шаг между зубьями колес не соответствует шагу, измеренному по центрам шариков, находящихся в зацеплении, и имеется разброс по каждой паре измеряемых шагов между зубьями. Все это вызьшает колебание мгновенного передаточного отношения, увеличивающееся по мере исчерпания ресурса передачи.
Однако благодаря наличию пружины 14 в магазине 12 зазор между шариками в верхней части канала 7 возврата остается постоянно замещеиньм благодаря запасным шарикам 13, которые имею т номинальньй размер нового шарика , а величина допуска на размер выбрана с учетом компенсации износов поверхностей зубьев колес 4 и 5.
При износе шариков более допустимого они покидают (фиг. 2) канал 7 возврата через отверстие 11 под действием сил (фиг. 3), возникающих между ними, благодаря выходу шарика из зацепления и наличия нагрузки со стороны запасных шариков 13 особенно , если они подпружинены пружиной 14.
Кроме того, потенциальная энергия пружины 14 и сжатых шариков в части канала 7 после магазина содействует входу шариков 6 в зацепление.
Наклон магазина 12 в нереверсивной , малореверсивной передаче также содействует более благоприятному взаимодействию шариков при замещении изношенных шариков запасными.
Формула изобретения
Косозубая передача по авт.св. № 1222940, отличающ а я с я тем, что, с целью повышения долговечности путем устранения преждевременного износа поверхностей зубьев, передача снабжена эаполнен- )1ым запасными шариками и расположенным под углом к каналу возврата магазином , соединенным с последним, и пружиной, размещенной в магазине и взаимодействующей с шариками, а канал возврата имеет прорези, поперечные размеры которых соответствуют диаметру допустимого износа ша рйков ,
Изобретение относится к машиностроению , является усовершенствованием известного устройства, описанного в авт.св. № 1222940, используется в передачах, устанавливаемых в малодоступных местах при передаче вращения между осями. Целью изобретения является повышение долговечности путем устранения преждевременного : износа поверхностей зубьев. Для этого передача снабжена магазином 12, заполненньм запасными шариками 13. Последние подпружинены пружиной 14. Магазин 13 соединен с каналом 7 возврата и установлен по отношению к ., нему с наклоном. При износе шариков в процессе работы передачи увеличи вается суммарный зазор между ними. Однако благодаря наличию пружины 14 в магазине 12 зазор между шариками в верхней части канала 7 возврата остается постоянным. Зазор сохраняет- ся за счет запасных шарИков 13, которые имеют номинальный размер нового шарика. 4 ил. S (Л Ьд со СП о сх 00 14) Ае/