Код документа: SU1075953A3
Изобретение относится к зубообработке и может быть использовано в зубофреэерных станках. Известны приводы вращения инструмента в зубофрезерных станках, предназначенных для нарезания конических колес с круговыми зубьями, представляющие собой размещенные на трех валах две пары конических колес, перва из которых выполнена с тупыми углами раскрытия вершин, причем колесо этой пары и шестерня второй смонтированы на валах, расположенных параллельно. оси-инструмента ij . Недостаток известного привода заключается в сложности изготовления и монтажа зубчатых передач, связанно с непроизводительными расходами, так как применяются две разные пары кони ческих колес, кроме того. Для провер ки конических колес под острым углом необходима большая контрольная машина . Конические колеса с острым углом имеют меньшее количество входящих в зацепление зубьев по сравнению с кон ческими- зубьями с тупым углом, благо даря чему обеспечивается худший вход в зацепление двух конических колес и сокращается их срок службы. Цель изрбретения - снижение трудо емкости сборки устройства и повьошени надежности его в работе. Для достижения цели в привод вращ ния инструмента зубофрезерного станк предназначенного для нарезания конических колес с круговыми зубьями, включающий размещенные на трех валах две пары конических колес, перва из которых выполнена с тупыми углами раскрытия вершин, причем колесо этой пары и шестерня второй пары смонтированы на валах, расположенных параллельно оси инструмента, введены пара цилиндрических зубчатых колес, предназначенных для осуществления связи обеих пар конических колес, и четвертый вал, установленный параллельно валу шестерни первой пары ко нических колес и несущий коническое колесо второй пары, которая выполнена с тупыми углами раскрытия вершин. На чертеже представлен привод вра щения инструмента зубофрезерного ста нка для нарезания конических колес с круговыми зубьями. Привод вращения инструмента 1 зубофрезерного станка (не показан) для нарезания конических колес с круговыми зубьями (не показаны) включает две пары конических колес с тупыми углами раскрытия вершин - колесо 2, шестерня 3, размещенные соответственно на валах 4 и 5, и шестерня б, колесо 7, размещенные соответственно на валах 8 и 9. Эти пары конических колес соединены посредством пары цилиндрических колес (позицией не обозначены ), причем одно из цилиндрических колес изготовлено за одно целое с шестерней 3, а второе - за одно целое с колесом 7. Валы 4 и 8 расположены параллельно валу 10, на котором размещен инструмент 1, с возможностью вращения вокруг этого вала . Головка 11, несущая вал 10, установлена в корпусе 12 с возможностью поворота вокруг вала 13 коаксиально расположенного валу 5, .в результате чего вал 10 описывает коническую поверхность А . Вал 13 расположен под углом 15 к валу 10. Положение головки 11 в корпусе 12 зафиксировано винтами 14, головки которых помещены в Т-образном пазу 15. Вершина конической поверхности.А лежит в точке Ь . Эта точка находится в плоскости расположения режущих кромок инструмента 1. Головка 11 установлена с возможностью поворота в бабке 16 .вокруг вала 17, причем опора проходцт через цилиндрическую поверхность С головки 11 и цилиндрическую поверхность Р втулки 18, которая жестко связана с головкой 11. Положение головки 11 в бабке 16 зафиксировано винтами 19, головки которых заходят в Т-образный паз 20 в бабке 16. При вращении головки 11 в бабке 16 вал 13 образует коническую поверхность Б вокруг вала 17, центр которой лежит в точке Ь .Вал 10 %)асположен коаксиально валу 17. Привод торцовой фрезерной головки 1 происходит через валы 4 и 10, кинематически связанные между собой (связь не обозначена) для осуществления движения обкатки. Элементы конических пар шестерни и крлеса(2,3,6 и 7) .имеют одинаковые параметры (модуль, диаметр, шаг,угол входа в зацепление, угол раскрытия вершин). Шестерня б с валом 8 имеют возможность поворота посредством подшипников 21 вокруг вала 17. Вал 9, несущий колесо 7, имеет возможность поворота посредством вала подшипник .ов 22 в головке 11. Вал 5, несущий шестерню 3, имеет возможность поворота посредством подшипников 23 в головке 11. Устройство работает следующим образом . 1. . При повороте корпуса 12 в головке 11 вал 10 перемещается по конической поверхности А и вал 10 с валом 17 образовывает любой угол между нулем и больший, например, угол порядка 0-30°, следовательно инструмент 1 может занимать положение под любым углом не свыше 30° от вала 10. Благодаря повороту головки 11 в бабке 16 инструмент 1 будет дополнительно отклоняться от вала 10, т.е. своего первоначального положения, так как
будет образован дополнительный угол между валом 10 и 17.
При повороте головки 11 в корпусе 12 колесо 2 обкатываете по шестерне 3 до установки требуемого положения . При повороте головкиИв бабке 16 коническое колесо 7 обкатывается по шестерне 6, пока не будет достигнуто и зафиксировано требуемое положение. При повороте головки 11 в бабке 16 коническое колесо 7 обкатывается по шестерне 6, пока ив будет достигнуто и зафиксировано требуемое положение. При указанных поворотах конические пары и
цилиндрическая пара находятся в постоянном зацеплении.
После установки осуществляют процесс фрезерования.
Предложенный привод вращения инструмента в зубофрезерных станках надежен в работе, так как конические пары зубчатых колес с тупыми углами раскрытия вершин имеют большой срок
службы и более надежны в работе.
Кроме того, монт&к конических пар с тупыми углами раск млтия вершин более прос.т, ч&л с ост1Я11ми углами раскрытия вершин.
ПРИВОД ВРАЩЕНИЯ ИНСТРУМЕНТА ЗУБОФРЕЗЁРНОГО СТАНКА, предназначенного для нарезания конических колес с круговыми зубьями, включающий размещенные на трех валах две пары конических колес, первая из которых выполнена с тупыми углами раскрытия вершин, причем колесо этой пары и шестерня второй пары смонтированы на валах, расположенных параллельно оси инструмента, о т л и ч а.ю щ ийс я- тем, что, с целью снижения трудоемкости сборки привода и повышения надежности его в работе, в него введены пара цилиндрических зубчатых колес, посредством которой осуществлена связь обеих пар конических колес, и четвертый вал, установленный параллельно валу шестерни первой пары конических колес и несущий коническое колесо второй пары, которая выполнена с тупыми углами раскрытия вершин, g