Код документа: RU2601654C2
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и может быть использовано как для стабилизации подвижности зубов, возникшей вследствие заболеваний пародонта, так и для замещения дефектов зубных рядов.
Из уровня техники известен способ, при котором формируют канал в вестибуло-оральном направлении на уровне контактных пунктов между двумя соседними зубами, при этом входное и выходное отверстие канала расширены и имеют обратноконусную форму с углом 30-70° (по отношению к продольной оси канала. Наносят на препарированные поверхности зубов бонд и композиционный материал. Устанавливают в канал устройство для шинирования, представляющее собой винт и гайку, при этом головка винта и гайка имеют конусность таким образом, чтобы их поверхности плотно прилегали к конусным поверхностям шинируемых зубов. Производят световое отверждение. Способ позволяет увеличить надежность шинирования (Патент RU №2404722 от 06.08.2008).
Известен способ шинирования зубов, заключающийся в выполнении прорези по середине окклюзивной поверхности шинируемых зубов, пазов в каждом стабилизируемом зубе с последующей установкой проволочной балки с запирающим элементом, отличающийся тем, что пазы, выполняемые в каждом стабилизируемом зубе, выполняют под углом 45° симметрично по обе стороны от продольной прорези до сопряжения с последней, при этом в пазы каждого зуба устанавливают запирающие элементы, выполненные в виде стержня (Патент RU №2150913).
Известен вид шины, при котором снимают оттиск с обработанных зубов и антагонистов и отливают модель. Моделируют на полученной модели модель шины из фотокомпозита. Изготавливают по модели шину из заготовки диоксида циркония. Обжигают заготовку из диоксида циркония для ее агломерирования в печи в течение 13 часов. Формируют шину при помощи турбинного наконечника и алмазного бора с водяным охлаждением с условием расстояния от края шины, обращенного к шейке зуба, до маргинального края десны не менее 3 мм, до режущего края зубов - 1-2 мм, при этом толщина шины должна быть не меньше 0,3 мм. Обрабатывают внутреннюю поверхность шины пескоструйным аппаратом с использованием оксида алюминия. Фиксируют шину композитом двойного отверждения. Способ позволяет создать прочную и долговечную конструкцию с высокой степенью адгезии (Патент RU №2394524 от 24.03.2009).
Известен способ шинирования зубов. Проводят гигиену полости рта. Поверхность зубов полируют резинками. На поверхность зубов наносят фторсодержащий препарат. Получают силиконовый регистрат для сопоставления зубных рядов. Получают цифровой оттиск зубных рядов пациента и прикусного регистрата. Сопоставляют их в моделировочной программе. Моделируют на компьютере формы будущей шины на лингвальной поверхности шинируемых зубов, отступая от края маргинальной десны на расстояние на менее 1 мм в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. После нанесения контура задают ее толщину - 0.2 мм. Передают полученные данные на фрезерный станок, где происходит фрезерование зубной шины из полиуретанового блока. После полирования и примерки в полости рта конструкцию фиксируют на композитный цемент двойного отверждения. Способ позволяет шинировать подвижные зубы с высокой точностью прилегания за счет компьютерного моделирования будущей шины и фрезерования по полученной цифровой модели (Патент РФ 2464952). Данный способ выбран за прототип.
Недостатками указанного способа является отсутствие возможности возмещения с ее помощью дефекта зубного ряда, который может образоваться, во время лечения или на всем протяжении использования шины.
В случае отсутствия одного или ряда зубов и необходимости шинирования возможно использование адгезивных конструкций мостовидных протезов. Задачей изобретения является длительная и надежная иммобилизация зубов, подвижных вследствие болезней пародонта, с возможностью замещения дефектов зубных рядов.
Технический результат заключается в изготовлении адгезивной стоматологической шины с включенными в ее состав искусственными фасетками зубов, в случае необходимости, с высокой точностью прилегания, идентичной клинической ситуации, используемой для иммобилизации подвижных зубов вследствие развития болезней пародонта. А также возможностью добавления дополнительных фасеток зубов, в случае последующего удаления естественных зубов на разных сроках лечения, без присутствия пациента.
Технический результат изобретения достигается за счет того, что способ шинирования зубов с возможностью замещения дефектов зубных рядов заключается в проведении профессиональной гигиены полости рта пациента с заболеваниями пародонта, получении оптического оттиска клинической ситуации полости рта пациента, распознавании данного оттиска в компьютерной программе CAD\CAM системы, моделировании на полученном изображении зубной шины, которая располагается на лингвальной или небной поверхностях всех имеющихся зубов, перекрывая на 1 мм клинические экваторы зубов, таким образом, что нижняя ее граница проходит отступя 1,5 мм от маргинального края десны и имеет в своем составе исскуственные фасетки зубов, в случае отсутствия естественных зубов искусственные фасетки соединены с шиной монолитно и плотно прилегают к клиническим экваторам зубов ограничивающих дефект посредством точечного контакта, после чего смоделированная на компьютере зубная шина фрезеруется из монолитного блока из оксида циркония, шлифуется, полируется и фиксируется в полости рта пациента на стоматологический цемент двойного отверждения, в случае последующей потери зубов, на сохраненной компьютерной модели, без повторного приема пациента, удаленные зубы замещаются искусственными фасетками и измененная конструкция фрезеруется, шлифуется, полируется и фиксируется в полости рта на стоматологический цемент двойного отверждения.
Предлагаемая конструкция фрезерованной зубной шины позволят стабилизировать подвижные зубы при болезнях пародонта, а также возместить дефекты зубных рядов. При этом смоделированная на компьютере шина остается в памяти запоминающего устройства и может использоваться для фрезерования на всех этапах лечения. Если в процессе лечения удаляются естественные зубы, компьютерная модель шины может дополняться в зависимости от клинической картины полости рта.
Конструкция фрезерованной зубной шины поясняется чертежом, где на фиг. 1.
1. Естественные зубы
2. Фрезерованная зубная шина
3. Искусственные фасетки шины.
Предлагаемая фрезерованная зубная шина изготавливается следующим образом:
1. Проведение профессиональной гигиены полости рта пациента с заболеваниями пародонта.
2. Получение оптического оттиска клинической ситуации полости рта пациента.
3. Моделирование на компьютере формы будущей шины на лингвальной и небной поверхностях шинируемых естественных зубов (1), перекрывая на 1,5 мм клинические экваторы зубов, таким образом, что нижняя ее граница проходит отступя 1 мм от маргинального края десны и имеет в своем составе исскуственные фасетки зубов(3).
4. Передача данных на фрезерный блок.
5. Фрезерование зубной шины (2).
6. Полирование полученной зубной шины (2).
7. Фиксация шины (2) в полости рта на композитный цемент двойного отверждения.
8. В случае последующей потери зубов, на сохраненной компьютерной модели, без повторного приема пациента, удаленные зубы замещаются искусственными фасетками (3).
9. Фрезерование измененной конструкции зубной шины.
10. Полирование полученной зубной шины (2).
11.Фиксация шины (2) в полости рта на композитный цемент двойного отверждения.
Изобретение относится к медицине, а именно, к ортопедической стоматологии, и предназначено для использования при стабилизации подвижности зубов и для замещения дефектов зубных рядов. Проводят профессиональную гигиену полости рта пациента. Получают оптический оттиск клинической ситуации полости рта. Распознают данный оттиск в компьютерной программе CAD\CAM системы. Моделируют на полученном изображении зубную шину, которая располагается на лингвальной или небной поверхностях всех имеющихся зубов, перекрывая на 1 мм клинические экваторы зубов, таким образом, что нижняя ее граница проходит отступя 1,5 мм от маргинального края десны и имеет в своем составе искусственные фасетки зубов. В случае отсутствия естественных зубов искусственные фасетки соединены с шиной монолитно и плотно прилегают к клиническим экваторам зубов, ограничивающих дефект посредством точечного контакта. Затем смоделированную шину фрезеруют из монолитного блока из оксида циркония, шлифуют, полируют и фиксируют в полости рта пациента на стоматологический цемент двойного отверждения. В случае последующей потери зубов на сохраненной компьютерной модели без повторного приема пациента удаленные зубы замещаются искусственными фасетками и измененная конструкция фрезеруется, шлифуется, полируется и фиксируется в полости рта на стоматологический цемент двойного отверждения. Способ позволяет изготовить адгезивную стоматологическую шину с включенными в ее состав искусственными фасетками зубов с высокой точностью прилегания, идентичной клинической ситуации. 1 ил.