Способ бочкообразного закругления торцев зубьев прямозубых зубчатых колес,переключаемых осевым перемещением - SU952483A1

Код документа: SU952483A1

Чертежи

Описание

Изобретение относится к металлообработке , в частности к производству зубчатых колес, переключаемых осевым перемещением.

Известен способ бочкообразного закругления торцов зубьев колес пальцевой фасонной фрезой, ось которой при обработке параллельна торцу обрабатываемого колеса. Согласно этому способу пальцевая фреза при взаимном вращении с заготовкой совершает периодаческуюподачу на врезание . Профиль фрезы образуют радиусом окружности, дуга которой cooTBeTCT.ir вует эвольвенте профиля зуба обрабатываемого колеса ijСущественным недостатком этого способа при обработке зубчатых колес, выполненных со смещением исходного контура, является необхо1щмость применения индивидуального инструменте для обработки колес с определенной величиной коэффициента смещения, так как профили таких колес значительно изменяются в зависимости от величины коэффидиента смещения исходного :контура-.

Цель изобретения - повышение экономичности способа образования бочкообразного закругления на торцах

зубьев переключаемых зубчатых колес за счет уменьшения номенклатуры инструмента , применяемого при обработке зубчатых колес, выполненных со смещением исходного контура.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу бочкообразного закругления торцов зубьев, профиль фрезы образуют радиусом, равным ра10 диусу окружности, дуга которой соответствует эвольвенте профиля зуба идентичного колеса,выполненного без смещения исходного контура, при этом фрезу устанавливают под углом к тор .15 цу обрабатываемого колеса, определяемым зависимостью

р 7,2. х,

где |Ь - угол между осью фрезы и тор20 цом обрабатываемого колеса,

град,

X - коэффициент смещения исходного контура обрабатываемого колеса.

25 Способ позволяет использовать один

и тот же инструмент для обработки бочкообразных торцов зубьев колес с любым коэффициентом смещения в пределах одного модуля, так как установка инструмента под определенным расчетным углом позволяет компенсировать различи в профилях зубьев колес. Профиль зубьев эвольвентных зубча тых колес с разными величинами-смеще ния, но одного модуля/ образован раз ными участками одной и той же эвольвенты , т.е. разверткой одной и той же основной окружности колеса, но ра положена эта эвольвента под разными углами наклона к оси зуба колеса. По этому, если профиль зуба закругляняце пальцевой фрезы соответствует эвольв те профиля зуба колеса без смещения при расположении оси фрезы параллель торцу колеса, то устанавливая фрезу наклонно,к торцу обрабатываемого кол са достигается совпадение профиля фрезы с профилем зуба обрабатываемого колеса, выполненного со смещением исходного контура. Зависимость для определения величины угла наклона пальцевой фрезы по лучена, исходя из разницы между толщинами зубьев колес, выполненных со смещением и без смещения исходного контура, методом наименьших квадратов (МНК).. При положительном значеНИИ коэффициента смещения толщина у вершина зуба такого колеса меньше, чем у колеса со смещением. Поэтому фрезу следует наклонить в сторону ве шины зуба обрабатываемого колеса. Пр отрицательном значении коэффициента смещения - наоборот. Фрезу, следует наклонить в противоположную сторону На фиг. 1 показано схематическое изображение совмещенных в одной точке левых профилей зубьев колес: без смещения 1 , с отрицательным и положительным П( значениями коэффициента смещения, на фиг. 2 - схема установки фрезы при обработке зубча того колеса с отрицательным коэффициентом смещения f( , на фиг. 3 то же, с положительным значением ко эффициента смещения III. Обработку торца- зуба 1 колеса 2 со смещением осуществляют пальцевой фрезой 3 при взаимном вращении и пе риодической подаче фрезы. Профиль фрезы 3 образован радиусом R, равным радиусу окружности, дуга которой соответствует эвольвен те профиля зубаколеса, выполненног без смещения исходного контура. Поэтому профиль фрезы 3 совпадает с эвольвентной прЪфиля зуба колеса выполненнбго без смещения (фиг. 1). Фреза 3 с таким профилем при обработке колес, выполненных со смещением исходного контура, устанавливается под углом р к их торцу, причем при положительном значении коэффициента смещения фрезу наклоняют в сторону вершины зуба обрабатываемого колеса 2 (фиг. 3), при отрицательном значении коэффициента смещения - в проти юположную сторону (фиг. 2). Применение способа бочкообразного закругления торцов зубчатых колес позволяет повысить экономичность зубообработки за счет уменьшения номенклатуры применяемого инструмента. Формула изобретения Способ бочкообразного закругления торцов зубьев прямозубых зубчатых колес , переключаемых осевым перемещением , пальцевой фрезой, профиль которой образован радиусом окружности, при взаимном вращении и периодической подаче на врезание, отличающийся тем, что, с целью уменьшения номенклатуры применяемого инструмента при обработке зубчатых колес, выполненных со смещением исходного контура, профиль фрезы образуют радиусом , равным радиусу окружности, дуга которой.соответствует эвольвенте профиля зуба идентичного колеса, выполненного без смещения исходного контура, приэтом фрезу устанавливают под углом к торцу обрабатываемого колеса, определяемым зависимостью р 7,2-х . где (i - Угол между осью фрезы, и торцом обрабатываемого колеса , град, X - коэффициент смещения исходяоро контура обрабатываемого колеса. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Бурштейн И.Е. Высокопроизводительные методы закругления. М., Машгиз , 1963, с. 16.

Фнг.

Фиг.3

Реферат

Формула

Патенты аналоги

Авторы

Заявители

СПК: B23F19/105

Публикация: 1982-08-23

Дата подачи заявки: 1981-01-04

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам