Коробка передач для трансмиссии транспортного средства - SU1112162A1

Код документа: SU1112162A1

Описание

Изобретение относится к траке- портному машиностроению, а к коробкам передач, примеияеммч преимущественно в трансмиссиях самоходных наземных транспортных средств, преимущественно гусеничных , как тягачи, транспортеры, трак торы и т.д. Предлагаемая коробка передач может также использоваться в транспортньгх средствах колесного типа. Известна коробка передач трансмиссии транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, два дифференциальных механизма планетарного типа, управляемые два тормоза и две фрикционные муфты. Одно звено первого дифференциального механизма (эпицикл) связано с входным валом. Выходной вал связан с вторым звеном (водилом) этого диф ференциального механизма и с одни из звеньев второго (эпициклом). Второе звено (солнечная шестерня) второго дифференциального механизма кинематически связано через одну фрикционную муфту с третьим звеном (солнечной шестерней) первого дифференциального механизма и через др гую фрикционную муфту с входным валом. На этой связи установлен тор моз. Второй тормоз связан с третьим звеном (водилом) второго дифференциального механизма. Коробка передач дает возможность получить пять режимов путем включения различньСС сочетаний двух фрикционных элементо управления (муфт и тормозов) из име ющихся четырех LIT. Однако в указанной коробке передач не может быть получен большой диапазон передач потому, что это вы зовет, во-первых, Увеличение разрывов между передачами,во -вторых,ухуд шение конструктивных параметров диф ференциальных механизмов планетарг о типа (под конструктивным параметром понимается отношение числа зубьев болыпего центрального колеса к числ зубьев меньшего). Изпестна также коробка передач для трансмиссии транспортного средства , содержащая входной и выходной валы и два дифференциальньсх механиз ма планетарного типа, причем одно звено первого механизма связано с входным валом, одно звено второго с выходным валом коробки передач, два других звена обоих дифференци22 альных механизмов кинематически связаны меджу собой, при этом одна из связей выполнена постоянной, а другая - разъединяемой благодаря первой управляемой фрикционной муфте, два управляемых тормоза и вторую фрикционную муфту С21. Недостатком известной коробки передач является ее небольшой диапазон при рациональных конструктивных параметрах дифференциальных механизмов . Это делает невозможным ее применение в трансмиссиях мнотоцелевых транспортных машин. В таких машинах необходимо наличие первой передачи с большим передаточным числом для выполнения работ на специальных режимах . При этом общий диапазон должен быть достаточно большим. Вместе с тем следует обеспечить нормальную работу в рабочем диапазоне движения , т.е. разрывы между передачами (исключая разрыв нежд.у первой и второй передачами) должен быть достаточно малым. Увеличение передаточного числа первой передачи в известной коробке возможно только за счет увеличения конструктивного параметра первого дифференциального механизма и уменьшения конструктивного параметра второго. При этом конструктивный параметр второго дифференциального механизма становится недопустимо мал. Кроме того,нарушается равномерность разбивки передач в рабочем диапазоне. Недостатком известной коробки передач является также невозможность получения режима остановки выходного вала. Наличие такого режима позволило бы улучшить функциональнь е характеристики машины, а именно производить торможение за счет коробки передач, разгрузив остановочные тормоза. Нелы.; изобретения является повьпиение эффективности путем расширения диапазона передач. Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач трансмиссии транспортного средства, содержаи (ей входной и выгодной валы и два дифференциал1 ных механизма планетарного типа, причем одно звено первого механизма связано с входным валом, одно звено второго - с выходным валами коробки передач, а два другкх звена обоих

3

дифференциальных механизмов кинематически связаны между собой при этом одна из связей выполнена постоянной , а другая - разъединяемой благодаря первой управляемой фрикционной муфте, два управляемых тормоза и вторую фрикционную муфту , второй дифференциальный механизм снабжен дополнительным звеном , связанным с одним из упомянутых тормозов, другой тормоз установлен на разъединяемой кинематической связи звеньев дифференциальных механизмов} а вторая фрнкционная муфта установлена между двумя звеньями первого дифференциального механизма.

На чертеже представлена кинематическая схема коробки передач транспортной машины с ориентировочным соблюдением взаимного расположения ее составных частей.

Коробка передач транспортной машины содержит входной 1 и выходной 2 валы, установленные в картере 3, а также два дифференцнальньк механизма планетарного типа. Одно звено (солнечная шестерня) 4 первого дифференциального механизма соедине ,но с входным валом 1, а одно звено (водило) 5 второго дифференциального механизма - с выходным валом 2. Два других звена, водило 6 и эпицикл 7 первого дифференциального механизма кинематически через редукторы 8 и 9 связаны с двумя звеньями (солнечной шестерней).10 и эпициклом 11 второго дифференциального механизма. При этом первая из указанных связей выполнена постоянной, а другая - разъединяемой за счет управляемой фрикционной муфты 12, Перечисленные звенья дифференциальных механизмов взаимйдействуют между собой через сателлиты 13 у первого механизма и сателлиты 14 у второго. Оси сателлитов закреплены соответственно на водилах 5 и 6, Коробка передач содержи также два управляемых тормоза 13 и 16 и управляемую фрикционную муфту 17, Тормоз 16 связан с одной из шестерен редуктора 9, а фрикционная муфта 17 соединяет два звена 7 и 4 первого дифференциального механизма Отличительной особенностью предлага емой коробки передач является налич у пторого дифференциального механиз дополнительного звена (солнечной ше1624

терни) 18, связанного с тормозом 15 При этом данное звено вза1тмодействует с другими звеньями данного дифференциального механизма через сателлит 19, находящийся в зацеплении с сателлитом 14 и с осью вращения, закрепленной на водиле 5,

Коробка передач работает следурдщн образом.

Для получения первой передачи включают фрикционный тормоз 16 и муфту 12, При этом останавливак тся эпициклы 7 и 11 обоих дифференциальных механизмов, Крутящий момент и вращение передаются с входного вала 1 на солнечную шестерню 4 первого дифферециальь ого механизма, затем через сателлит 13 на водило 6 и далее через редуктор 8 на солнечную шестерню 10 второго дифференциального механизма, через сателлит 14 на водило 5 и с него на выходной вал 2.

На -второй передаче вкл очают тормоз 15 и фрикционную муфту 12, Крутящий , момент и вращение передаются с входного нала 1 на солнечн ю шестерню 4 первого дифференциального механизма, через сателлит 13 на эпицикл 7 и водило 6, далее через редукторы 8 и 9 на солнечн то шестерню 10 и эпицикл 11 HiToporo дифференциального механизма и затем через сателлиты 14 и 19 на водило 5 и с него на выходной пал 2,

Для пол чения третьей передачи включают тормоз 16 и фрикционную муфту 17, Крутящий момент и вращение передаются с входного вала 1 на солнечную шестерню 4 первого дифференциального механизма, через фрикционную муфту 17 на эпицикл 7, далее через сателлит 13 на водило 6 и через редуктор 8 на солнечную шестерню 10 второго дифференциального механизма. Затем крутящий момент через сателлит 14 и водило 5 передается на выходной вал 2,

На четвертой передаче вместо тормоза 16 включают тормоз 15, Крутящий момент и вращение передаются По той же кинематической цепочке, что и на третьей передаче, до солнечной шестерни 10, затем момент и вращение передаются через сателлиты 14 и 19 на водило 5 и далее на выходной в а;: 2,

На пятой передаче включают обе фрикционныемуфты 12 и 17, Крутящий момент и вращение передаются от входного вала 1 на солнечную шгстери-о 4 первого дифференциального механизма и на фрикционную муфту 17. через сателлит 13 и ЭПИЦР КЛ 7 крутящий момент и вращение перед..аются двумя потоками через фрнкциокн ло муфту 12 и водило 6, через редукторы 8 и 9 на Солнечную шестерню 10 г.;: эпицикл 11 второго дифференциального механизма. Суммируясь, оба потока через сателлит 14 передаются на водило 5 и с него на выходной вал .„

На режиме остановки выходного ва-ла включают оба тормоза 15 и 1б„ Tlpii этом затормаживаются шестерни постоянного зацепления редуктора 9, эпицикл 1 1 5 связанный с выходной liiee- терней редуктора; и солнечная шестерня 18 второго дифференциального механизма , связанная с тормозом :i5. Таким образом, останавливаются псг звенья второго дифференциальноз-о мгханизма в том числе и водило 5, связанное с выходным валом 2,

По отношению к известной предлагаемая коробка передач позволяет получить диапазон передаточньк чисел раиный десяти при достаточно малых разрывах между передачами в рабочем диапазоне (вторая - пятая передачи) при оторванной первой. Это дает возможность применять ее в машинах раз-ноцелевого назначения, включая тягачи и инженерные машины, так как первая передача обеспечивает достаточно большие тяговые усилия не ведущих колесах и малую скорость.. В известной коробке передач в силу увеличения разрывов меуу.у одними и уменьпгения между другими передачами,

2S

т.е. изменения равномерности разбивки передач, уменьшения рабочего диапазона и ухудшения параметров дифференциальных ь.еханизмов, обпщй диапазон не может быть больше 4,5.

Таким образом, предлагаемая коробка передача имея одинаковое с известкой число зе/ментоЕ управления (два

фрикхлионных тормоза и две фрикционных муфмъ;) и дифференциальных механиз гoв 1два) ,; с беслечивает расширение дккаазоьа в 2., л раза:

-Наличие режима, остановки выходного

вала псззолит улх чшить функциональные характеристики к аи.м ль:,, а имекао Пдюизиодкть торможение, разгрузив DCTeHObiO4Hhje тормоза.

Базовая вально-планетарная двухстепенная коробка передач имеет два диффаренциальньо: механизма, четыре передачи переднего хода с диапазоном равнЕЛ- пяти и равномерную разбивку передач. Для включения передачи

вклочается один из четырех элементов управления Обший диагеазон коробки передач мал для применения ее как унмфК1Ш1.10Банной на машинах разного делевого назначения. Отсутствует

релчим ос::а овк« выходно о нала. Предлагаемая коробка передач гчри одинаковых iиCJv:ix элементов уг-п.шления (четыре) к дисЬферендиальнь-к рядов (два) п;чеет пять геоедач вместо четырех и ;:а апазон в два раза больший, чем Е базовом обьекте. Кроме того, liMeeTCFi режим остановки вьосодного звена, -гто нельзя получить в двухстЕ:пен;П )Г;г коробках передач, включая

и сазовую.

Реферат

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая входной и выходной валы и два дифференциальных механизма планетарного типа, причем одно звено первого механизма связано с входным валом, одно звено второго - с выходным валом коробки передач, а два других звена обоих дифференциальных механизмов кинематически связаны межд.у собой, при этом одна из связей выполнена постоянной, а другая разъединяемой благодаря первой управляемой фрикционной муфте, два управляемых тормоза и вторую фрикционн то муфту, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем расширения диапазона передач, второй дифференциальный механизм снабжен дополнительны-- звеном, связаннь м с одним из тормозов, другой тормоз установлен на разъединяемой кинематической связи з}зеньев дифференциальных механизмов , а вторая фрикционная муфта установлена между двумя звеньями первого дифференциального меха ни зь а.

Авторы

Заявители

СПК: F16H2200/0047 F16H2200/2007 F16H2200/2025 F16H2200/2041 F16H3/663

Публикация: 1984-09-07

Дата подачи заявки: 1983-05-10

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам