Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве планетарной коробки
передач в различных транспортных средствах. Известна планетарная коробка пе
редач, содержащая входной и выходной валы, две управляемые сцепные муфты, два управляемых тормоза и
два планетарных ряда, включающие ка дый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, в которой
солнечные шестерни обоих рядов соед нены между собой и через одну из сцепных муфт соединены с входным
валом, водило первого ряда связано с одним из тормозов и через другую сцепную муфту соединено с входным
валом, эпицикл второго ряда связан другим тормозом, а водило этого же ряда соединено с эпицикле первох о
ряда и с выходным валом 1. К недостаткам указанной коробки передач относится невозможность получения
числа передаточных отношений более четырех. Наиболее близкой по технической
сущности к предлагаемой является планетарная коробка передач, содержащая входной .и выходной валы, две управляемые сцепные муфты, три управляемых тормоза и три планетарных
ряда, включающие каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл. В этой коробке передач
входной вал соединен с солнечной шестерней первого ряда, водило которого
соединено с эпициклом второго ряда, а также связано с первым тормозом
и первой сцепной муфтой, блокирующей это водило 6 входным валом, эпицикл первого ряда соединен с
эпициклом третьего ряда и связан второй сцепной муфтой с водилом второго
ряда, соединенного с выходным вале, солнечная шестерня второго ряда соединена
с водилсм третьего ряда и с вторым тормозом, а солнечная шестерня третьего ряда связана с третьим
тормозом. Эта коробка передач обеспечивает получение восьми передаточных отношений t23
К недостаткам известной коробки передач отиосится то, что выбор требуемых в ряде случаев передаточных
отношений ограничен кинематическими характеристикс1ми коробки передач.
В частности, не обеспечивается получение семи передаточных отношений
прямого хода.
Цель изобретения - улучшение распределения передаточных отношений.
Поставленная цель достигается тем, что входной вал через первую
сцепную муфту соединен с солнечной шестерней первого ряда, водило этого же ряда соединено с выходным ва
.лом и эпициклом второго ряда, эпицикл первого ряда связан с первым тормозе и соединен с водилом второ
,го ряда и эпициклом третьего ряда, солнечная шестерня которого связана
с втор.ым тормозом, а водило третьего pяJga связано с третьим тормозом, с солнечной шестерней второго ряда
и через вторую сцепную муфту соединено с входным валом.
Планетарная коробка передач дополнительно снабжена третьей управляемой
сцепной муфтой и механизмом свободного хода, которые соединяют соответственно входной вал с водилом
второго и третьего рядов.
Планетарная коробка передач дополнительно
снабжена четвертым управляе мым тормозом и четвертым планетарным рядом, солнечная шестерня и эпицикл
которого соединен соответственно с : солнечной шестерней и водилом первого ряда, эпицикл также связан с
четвертым тормозом, а, водило Соединено
с выходным валом.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема планетарной крробки передач; на фиг. 2 - кинематическая схема
одного из возможных вариантов выполнения планетарной коробки передач с одним дополнительным планетарным
рядом на фиг. 3 - кинемати 1еская схма другого варианта выполнения планетарной
коробки передач с двумя дополнительными планетарными рядами.
Планетарная коробка передач (фиг. содержит входной вал 1, выходной вал 2, три управляемые сцепные муфты
3-5, три управляемых тормоза 6-8 механизм 9 свободного хода, первый
планетарный ряд, включающий солнечну шестерню 10, водило 11 с сателлитами
и эпицикл 12, второй планетарный ряд включающий солнечную шестерню 13, водило
14 с сателлитами и эпицикл 15, третий планетарный ряд, включающий солнечную шестерню 16, водило 17 с
сателлитами и эпицикл 17. Водило ,11 соединено с выходным валом 2 и эпи циклом
15, эпицикл 12 связан с тормозом 8 и соединен с водилом 14 и эпициклом 18, солнечная шестерня 16
связана с тормозом 7, водило 17 связано с тормозом 6, соединено с солнечной
шестерней 16 и через механизм свободного хода 9 связано с входным валом. 1, водило 14, водило
17 и солнечная шестерня 10 через сцепные муфты соответственно 5, 4 и 3 соединены с входным валом 1.
Планетарная,коробка передач работает следующим образом.
При включении двух элементов управления звенья планетарных рядов
соединяются и определенную кинематическую схему, обеспечивающую получение
соответствующего передаточного отношения.
Так, например, при соотношениях
чисел зубьев эпицикла и солнечной шестерни первой ступени К 84/28, а второй и третьей ступеней К К,
78/36, получаемые передаточные отношения и включаемые управляемые элементьа указаны в табл. 1.
Наличие механизма 9 свободного хода в схеме обеспечивает плавность
перехода от прямой передачи к любой ускоряющей передаче при включении сцепной муфты 5.
При необходимости иметь большее количество передаточных отнсяиений
планетарная коробка передач (фиг.1 может иметь дополнительные планетарн
.ые ряды и управляемые элементы. Таблица 1
В варианте, показанном на фиг.2, коробка передач имеет дополнительный тормоз 19, дополнительную управляемую
сцепную муфту 20, соединенную эпициклом 15 с входным валом 1, и дополнительный планетарный ряд,
водило 21 которого соединено с выходным валом 2, эпицикл 22 связан с торВ варианте, показанном на фиг. 3
корсЗбка передач имеет по отношению R варианту,показанному на фиг.2, дополнительный
тормоз 24 и. дополнительный планетарный ряд, водило 25 которого связано с тормозом 24, эпицикл
26 соединен с выходным валом 2, а солнечная шестерня 27 соединена с эпициклом 22.
В этом варианте коробка передач имеет дополнительные, в том числе
весьма низкие, передаточные отнсяиения прямого хода, например,9,25:1 (.при включении 3 и 26) и 13-36:1.
(при включении 4 и 26), а также дополнительные передачи заднего хода.
Предлагаемое выполнение планетарной коробки передач позволяет получать низкие передаточные отношения с
относительно широкими интервалами по отношению друг к другу и в то же
время иметь ряд передаточных отночыений , близких к , с относительно небольшими интервалами межд
мозом 19 и соединен с водилс 11, а солнечная шестерня 23 соединена с
солнечнЬй шестерней 10.
При соотношении чисел зубьев эпи
цикла 22 и солнечной шестерни 23 равном 84/28 и тех же величинах К, К могУт быть получены передаточные
отнсяаения,указанные в табл.2,
собой, имеющими тенденцию сужения
по мере приближения передаточных отношений к единице.
Указанное распределение передаточных отношений повьииает эффективность коробки передач при движении
транспортного средства на скоростях , близких к крейсерской.
Формула изобретения
1. Планетарная коробка передач,
содержащая входной и выходной валы, две управляемые сцепные муфты,три
управляемых тормоза и три планетарных ряда, включающие каждый солнечную
шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, отличаюмаяс я тем, что, с целью улучшения
распределения передаточных отношений ,входной вал через первую сцепную муфту.соединен с солнечной шес
.терней первого ряда, водило этого 5 {же ряда соединено с выходным валсм
и с .эпициклом второго ряда, эпицикл первого ряда связан с первым тормозом
и соединен с водилом второго ряда и эпициклом третьего ряда, солнечная шестерня которого связана с вторым
тормозом, а водило третьего ряда связано с третьим тормозом, с солнечной
шестерней второго ряда и через вторую сцепную муфту соединено с входным валом .
2. Коробка передач по п, 1, отличающаяся тем, что снабжена третьей управляемой сцепной муфтой
и механизмом свободного хода, которые соединяют входной вал соответственно с водилом второго и третьего
рядов.
S 7
6 7
3. Коробка передач по пп, 1 и 2,
отличающаяся тем, что снабжена четвертым управляемым тормозом и четвертым планетарным рядом,
солнечная шестерня и эпицикл которого соединен соответственно с солнечной
шестерней и водилом первого ряда эпицикл также связан с четвертым
тормозом, а водило соединено с выходным валом.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР
44еб90, кл.Р 16 Н 3/44, 1972,
2.Авторское свидетельство СССР
№ 506709, кл.Р 16 Н,3/44, 1973 (ПРОТОТИП).