Код документа: SU750189A1
Изобретение относится к области машиностроения , а именно к планетарным коробкам передач, и может быть использовано преимущественно на тракторах про мышленного назначения. Известна планетарная коробка передач, содержащая корпус, вецущий и ведомый валы, два планетарных ряда, два тормоза и две муфты 17. К недостаткам ее относится возмож ность получения лишь одной передачи заднего хода из четырех. Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является планетарная коробка передач, содержащая корпус входной и выходной валы, два планетарны ряда, имеющих каждый солне шую шестерню , эпицикл, ,взаимодейств тощие с ними сателлиты и водило, два тормоза и две сцепные муфты C2J. В этой коробке передач эпицикл первой ступени соединен с водилом второй ступени, которое соединено с выходным валом, солнечные шестерни обоих рядов , соединены между собой и через одну из сцепных муфт - с входным валом, водило П грвой ступени связано с одним из тормозов и через вторую сцепную муфту соединено с входным валом, а эпицикл BTopoii ступени связан со вторым тормозом . Недостатком этой передачи также являе1х:я возможность получения из чет тырех передач лишь одной передачи заднего хода. Цель изобретения - получение двух передач передагего и двух заднего хода с одинаковыми вбличинами передаточных отношений при движении вперед и назад. Это достигается тем, что водила обоих рядов соедгшены NiOKay собой, входной вал соединен с сапнечной шестерней вто рого ряда и через одну из сцепных муфт - с эпициклом первого ряда, который связан с одним из тормозов, а выходной вал со единен с эпициклом второго рядп и через вторую сцепную муфту - с сол гечной шеоерней первого ряда, которая связана со
фрым тормозом.
На чертеже изображена кщ1ематичес
ая схема щганетарной коробки перецачт.
Планетарная коробка передач содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, первый планетарный ряд, включа1ющий солне шую шестерню 4, эпицикл 5, в,заимоцействующие с ними сателлиты 6 и водило 7. второй планетарный ряд, включающий солнечную шестерню 8, эпи цикл 9, взаимодействующие с., .ними са- теплиты 10 и водило 11 два тормоаа 12 и 13 и две сцепные муфты 14 и 15. Водила 7 и 11 соединены между собой, входной вал 2 соединен с солнечной шестерней 8 и через сцепную муфту 14 с эпициклом 5, который связан с тормозом 12, выходной вал 3 соединен с эпициклом 9 и через сцепную муфту 15 - с солнечной шестерней 4, которая связана с тормозом 13.
Коробка передач работает следующим образом.
При включении соответствующих тормозов и сцепных му(-т звенья коробки передач соединяются в определенную cxejму и осуществляется определенное передаточное отношение. Включение первой передачи переднего хода производит1зя тормозом 13 и сцепной муфтой 14, Крутящий момент параллельно передается через первый и второй планетарный ряд. Для получения второй передачи переднего хода включаются сцепные муфты 14
И 15, при этом первый и второй планетарный ряды блокируются и сюуществляется передаточное отношение, равное еолнице. Первая передача заднего хода осуществляется включением тормозов 12 и 13. Крутящий момент передается только через второй планетарный ряд. В этом случае второй планетарный ряд работает как обычная непланетарная передача с внешним и внутренним зацеплением.
Включение второй переца П заднего хода производится тормозом 12 и сцепной муфтой 15. Крутящий момент передается параллельно через второй и первый планетарный ряд.
В таблице 1 показана последовательность включения тормозов и сцепных муфт и формулы передаточных отношений по передачам переднего и заднего хода, а также величины передаточных отношений при К Kg 2, где К и К - внут ренние передаточные отношения при остановленном водиле и ведущем солнечном колесе соответственно первого и второго планетарного ряда.
К.
(9 И Z,(-.- числа зубьев эпицикличесгде Z кого и солнечного колеса
1 -го планетарного ряда, 5 1,2.
Параметр К в формулах передаточных отношений следует брать положительным, так как знак минус учтен при преобразо .вании.
Таблица 1