1
Изобретение относится к металлообработке и может применяться при
шлифовании сопряженных пар конически колес с круговыми зубьями.
Известен способ шлифования сопряженной пары конических колес с круговыми
зубьями в условиях обката с периодическим делением двумя инструментами , одним из которых, выполненным
с развернутыми один относительно дру гого рабочими поверхностями, производят
обработку поверхностей, расположенных по обе стороны впадины колеса а другим, выполненным с обращенными
одна к Д13угой рабочими поверхностями , производят обработку боковых поверхностей, расположенных по обе
стороны зуба шестерни, l ,
1звестный способ используется
для шлифования пар колес, которые не имеют возможности смещения один
относительно другого и должны монтироваться с предельной точностью.
Известен инструмент для шлифования одной из пар сопряженных зубчаты колес (шестерни) с круговыми зубьями
, рабочие поверхности которого обращены одна к другой l .
;. Известный инструмент не используется для шлифования одного из колес зубчатой пары.
Цель изобретения - .ровышение точности при профильном шлифовании.
Цель достигается тем, что согласно способу шлифования сопряженно пары конических колес с круговыми
зубьями в условиях обката с периодическим делением двумя инструментами,
одним из которых, -выполненным с развернуты 1и одна относительно другой
рабочими поверхностями, производят обработку поверхностей, расположенных по обе стороны впадины колеса,
а другим, выполненным с обращенными одна к другой рабочими поверхностями , производят обработку боковых
поверхностей, расположенных по обе
стороны зуба шестерни, инструментам
сообщают возвратно-поступательное движение по несовпадающим траекториям .
Траектория представляет собой ИЛИ окружность или два дугообразных участка с различной кривизной,или
два дугообразных участка, связанных между собой прямолинейными участками
направленными перпендикулярно боковой поверхности зуб или два дугообразных
участка с различными центрами .,
|Способ осуществляется с помощь
инструмента для шлифования шестерни сопряженной пары конических колес
с круговыми зубьями, рабочие поверхности которых обращены одна к другой
и представляют собой коническое внутреннее кольцо.
На фиг.1 показана.схема зацепле ния сопряженной пары конических колес
со схемой зацепления двух кругов на фиг.2 - схема обработки колеса
шлифовальным кругом, на фиг.З - схема обработки колеса с указанием траектории
дополнительного движения круга; на фиг.4 - траектория дополнительного
движения круга в виде окружности , на фиг.5 - то же, в виде двух дугообразных участков с различной
кривизной; аа фиг.б - то же, в виде двух дугообразных участков,связанных между собой прямолинейными
участками, направленными перпендикулярно боковой поверхности зуба, на
фиг.7 - два дугообразных участка с различными центрами. .
Шлифование сопряженной пары конических колес с круговыми зубья.ми шестерни 1 и колеса 2 производят в
условиях обк.ата с периодическим делением .
Углы три вершине делительного
конуса колеса и шестерни обозначены через §1 и $2 . Высота зубьев зависит от конусного расстояния R.
Шлифование пары производят двумя инструментами в виде шлифовальных
кругов. Инструментом в виде шлифовального круга 3 .производят обработк поверхностей, расположенных по обе
стороны впадины 4 колеса 2. Инструментом в виде шлифовального круга 5
производят об аботку боковых поверхностей , расположенных по обе стороны зуба б шестерни 1.
Инструмент в виде шлифовальногр круга 3 имеет шлифовальные боковые поверхности А и & , развернутые одна
относительно другой, образующие коническое наружное кольцо. В процессе обработки колеса 2 инструменту
в виде шлифовального круга 3 с профилем боковой поверхности А, В в виде конического наружного кольц
сообщают вращение по стрелке Б . Это движение является движением резания.
При этом колесу 2 сообщают колеблющееся вращательное движение - движение обкатки - в направлении стрелки
F. Инструменту в виде шлифовального круга 3 наряду с движением резания
сообйдают согласованное с движением по стрелке F колеса 2 движение обкат
ки по стрелке G. При этом инструмент в виде круга 3 будет находиться в циклическом движении вокруг точки
пересечения Р оси 00 колеса 2 со ере дней линией аа высоты зуба. Производят
шлифование боковых поверхностей впадины 4 колеса 2, причем нижняя бо
ковая поверхность обрабатывается наружной олифовальной боковой поверхностью
А , а верхняя боковая поверхность - внутренней ишифовальной боковой поверхностью Б. При этом обработка
одной боковой поверхности И или К осуществляется снаружи вовнут реннюю сторону, обработка другой боковой
поверхности производится изнут ри наружу, а именно при обкатке коле . са в одном или другом направлении
движения по стрелке F. Следовательно, при движении резания по стрелке 6 круг 3 имеет циклическое
дополнительное движение по стрелке li с малым эксцентриситетом. Несовпадающие траектории могут
иметь форму круговой траектории в ви де окружности радиуса R|, циклической
траектории в виде двух дугообраз ных участков с различной кривизной R R- с центром 0, траекторию в виде
двух дугообразных участков, связанных между собой прямолинейными
участками in - t , П - ч , направленными перпендикулярно боковой поверхности
зуба, траекторию двух дугообразных участков с различными центрами 0 иО Обработку шестерни 1 производят и
струментом в виде шлифовального круг 5, который шлифует боковые поверхнос
ти, расположенные по обе стороны зу ,ба б шестерни 1 и сопряженные с впад ной 4 колеса 2. Кругу 5 сообщают движе-.|йие в направлении оси по стрелкеМ .
При обработке шестерни 1 кругом 5 относительные движения идентичны движениям
колеса 2 и круга 3 при обработке колеса 2. Инструмент в виде шлифовального
круга 5 имеет шлифов ешьные боковые поверхности D и С, обращенные одна к другой « образующие коническое
знутреннее кольцо. Способ осуществляют следующим образом . .
В плоском колесе 7 Q линиями пересечения впадины между зубьями С - С и Ь-Ь боковые поверхности впсщины
между зубьями создаются шлифовальным кругом с наружным радиусом г; и
внутренним радиусом г , который вращается вокруг оси . Это вращательное
движение в свою очередь является движением резания. Затем шлифовальный
круг совершает циклическое движение вокруг своей оси (круговое движение
). Оба движения осуществляются в направлении стрелки.N . Радиус кривизны вогнутой боковой поверхности
получается из суммы радиуса г , шлифовального круга и радиуса дополнительного
движения. Линия пересечения этой вогнутой формы также являё.тся
круговой дугой. Вогнутая боковая поверхность зуба в этой плоскости имеет
еще приближенную форму круговой дуги, так как оба движения вдоль радиуса г; и радиуса дополнительного
движения наслаиваются один на другой. Кривизна боковой поверхности зуба
приближенно соответствует обратной величине радиуса г; и несколько больше ее.
Если колесо и шестерня изготавливаются с помощью инструментов в виде шлифовальных кругов 3 и 5 и на
оба или только на один инструмент наслаивается дополнительное движение,
то возникает выгодная выпуклость зуба по длине, которая приводит к ограниченной
несущей ширине и тем самым к выгодной способности перемещения
колеса. Колесо и шестерню можно изготовить в одной рабочей операции.Соприкосновение
между шлифовальным кругом и изделием (колесом или шестерней ) не осуществляется больше вдбль .
линии соприкосновения. При дополнительном движении зона соприкосновения перемещается на вогнутой
боковой поверхности от наружного до внутреннего концов зуба и на
выпуклой боковой поверхности от внутреннего до наружного концов зуба.
Таким способом можно варьировать пятно контакта колеса и шестерни.
Предложенный способ позволяет повысить точность изготовления сопряженной пары и создать возможность
варьирования пятна контакта.