Код документа: SU953299A1
Изобретение относится к чранспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях .легких транспортных средств, например, мотоциклов .
Известна коробка скоростей, содержащая параллельно расположенные ведущий и ведомый пустотелый с радиёшьными пазами валы, установленные на них зубчатые колеса постоянного зацепления, размещенные в пазах ведомого вала шпонки с фигурными от верстиями ,.подпружиненные в направ/лении включения зубчатых колес, воздействующий на шпонки поворотный кулачковый вал и устройство поворота кулачкового вала. Устройство поворота кулачкового вала выполнено в виде шпонок с фигурными отверстиями, размещенных в пазах ведомого вала,- и подпружиненных в награвлении включения зубчатых колес )
Недостатком данной коробки скоростей является сложность управления коробки скоростей.
Целью изобретения является упрощение управления коробки скоростей.
Указанная цель достигается тем, что устройство поворота кулачкового вала выполнено в виде двух телескопических втулок с продольными пазами , установленных на кулачковом валу , зафиксированных от проворота относительно ведомого вала, пружины, разжиманицей в осевом направлении втулки, собачек, расположвнных в продольных сквозных пазах и подпружиненных во встречнбм нащ авлении, а на наружном конце кулачкового ва10 ла выполнена многозаходная резьба, с которой взаимодействуют собачки.
На фиг.1 изображена коробка скоростей , разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - разрез
15 В-Б на фиг. 1.
Коробка скоростей содержит параллельно расположенный ведущий вал 1 и ведомый пустотелый вал 2 с радигшьными пазами 3; На ведущем валу 1
20 установлены зубчатые колеса 4, постоянно сцепленные с зубчатьми колесами 5, установ.пенными на ведомом валу 2. В пазах 3 ведомого вала 2 размещены шпонки 6 с фигурными от25 верстиями 7, подпружиненные пружинами 8 в направлении включения зубча-. тых колес.
Шпонки б входят в шпоночные пазы 9 в зубчатых колесах 5 ведомого ва30 ла 2. В фигурные отверстия 7 шпонок
б входит кулачковый вал 10, На наружном конце кулачкового вала 10 вьтолнена многоэвходная резьба 11, а в полости вала 2 у.становлены две телескопические втулки 12 и 13 с продольными сквозными пазг1ми для размещения собачек 14 и 15, I расположенных встречно по обе стороны участка с резьбой 11 и связанных со втулками посредством пружинных колец 16 и 17. Втулки 12 и 13 подпру жинены во встречном направлении пружиной 18 и зафиксированы от проворот относительно ведомого вала 2 посредством штифта 19. Вилка 20 служит для перемещения втулки 12. Во втулка 12 и 13 имеются прорези 21 и 22. Втулка 13/ кроме того, имеет фланец 23.
Коробка скоростей .работает следующим o6iia3OM,
Посредством вилки 20 перемещают втулку 12 в направлении кулачкового вала 10 до упора прорези 21 втулки в штифт 19. При этом собачка 14 входит в зацепление с многозаходной резьбой 11 и поворачивает кулачковый вал, причем соотношение величины шага многозаходной резьбы и длины хода втулки обеспечивает поворот кулачкового вала на такой угол, при котором кулачки вала, воздействуя на шпонки б, утапливают часть из них внутрь вала 2 и освобождают соответствующую шпонку, KOTopew под действием пружины 8 входит в шпоночный паз 9 соответствующего зубчатого колеса 5, соединяя его с валом 2 и обеспечивая тем саким требуемую скорость . После прекращения нажатия на вилку 20 втулка 12 под воздействием пружины 18 возвращается в исходное положение. При последующем нажатии на вилку 20 в том же направлении кулачковый вал повернется дальше на тот же угол, обеспечивая включение очередной скорости.
Для переключения скоростей в обратном порядке вилкой 20 перемещают втулку 13, выдвигая ее из полости ведомого вала до упора прорези 22 втулки в штифт 19. При этом в зацепление с многозаходной резьбой 11 .входит собачка 15, размещенная в прорези фланца 23 втулки 13, и поворачивает кулачковый вал 10 в противоположном направлении на тот же угол, обеспечивая тем включение соответствующей скорости. После прекращения нажатия на вилку 20 втулка 13 под воздействием пружины 1В возвращается в исходное положение, а при последующем нажатии все происходит аналогич но.
Коробка скоростей обеспечивает более оптимальную компоновку его узлов и снижает удельную г таллоемкость трансмиссии на 10-12%.
Формула изобретения
Коробка скоростей, содержащая параллельно расположенные ведущий и ведомый пустотелый с радиальными пазами валы, установленные на них зубчатые .колеса постоянного зацепления , размещенные в пазах ведомого вала шпонки с фигу|рными отверстиями подпружиненные в направлении включения зубчатых колес, воздействующий на шпонки поворотный кулачковый вал и устройство его поворота, отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления коробки скоростей , устройство поворота кулачковог вала выполнено в виде двух телескопических втулок с продольными пазами , установленных на кулачковом валу, зафиксированных от проворота относительно ведомого вала, пружины разжимающей в осевом направлении втулки, собачек, расположенных в продольных сквозных пазах и подпружиненных во встречном направлении,, а на наружном конце кулачкового вал выполнена многозаходная резьба, с которой взаимодействуют собачки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР 684231, кл. F 16 Н 3/12, 1970 (прототип)... П /2S