Код документа: RU2002124600A
1. Устройство для передачи крутящего момента, содержащее, по меньшей мере, один первый, по меньшей мере, один второй и, по меньшей мере, один третий вал, и, по меньшей мере, одно передаточное устройство, выполненное с возможностью переключения в различные положения и которое имеет несколько передаточных ступеней, часть которых переключают между первым и третьим валом, и часть которых переключают между вторым и третьим валом; при этом передаточное число, по меньшей мере, одной передаточной ступени, которую переключают между первым и вторым валом, и передаточное число, по меньшей мере, одной передаточной ступени, которую переключают между вторым и третьим валом - одинаково.
2. Устройство для передачи крутящего момента, содержащее, по меньшей мере, один первый, по меньшей мере, один второй и, по меньшей мере, один третий вал, и, по меньшей мере, одно передаточное устройство, выполненное с возможностью переключения в различные положения и которое имеет несколько передаточных ступеней, часть которых переключают между первым и третьим валом, и часть которых переключают между вторым и третьим валом; при этом несколько передаточных ступеней выполнены так, что при заданных условиях в этих соответствующих передаточных ступенях обуславливается одинаковое первое направление вращения третьего вала, и при этом при необходимости другая передаточная ступень выполнена так, что при этих заданных условиях в этой передаточной ступени обуславливается второе направление вращения третьего вала, противоположное первому направлению вращения, при этом передаточные ступени, которые обуславливают первое направление вращения третьего вала и отличаются друг от друга своим передаточным числом или соответствующими им общими передаточными числами соответствующих ветвей коробки передач, нумеруются в соответствии с увеличивающимся передаточным числом или с увеличивающимся общим передаточным числом последовательными натуральными числами, начиная с единицы (передачи), и при этом между первым валом и третьим валом и/или между вторым валом и третьим валом предусмотрена возможность переключения, по меньшей мере, одной обозначенной четным числом и одной обозначенной нечетным числом передаточной ступени.
3. Устройство по любому из п.1 или 2, отличающееся тем, что во время процессов переключения между различными положениями переключения передаточного устройства и/или процессов переключения между различными передаточными ступенями устройство для передачи крутящего момента передает крутящий момент.
4. Устройство для передачи крутящего момента, содержащее несколько валов, из которых, по меньшей мере, один вал является четвертым валом, в частности, входным валом, и, по меньшей мере, один вал является третьим валом, в частности, выходным валом, и, по меньшей мере, одно передаточное устройство, которое при заданных условиях расположено, по меньшей мере, частично в передаточном участке между, по меньшей мере, одним четвертым валом и, по меньшей мере, одним третьим валом и которое выполнено с возможностью переключения в различные положения, и с помощью которого переключают несколько различных передаточных ступеней между этим, по меньшей мере, одним четвертым валом и этим, по меньшей мере, одним третьим валом, при этом во время процесса переключения между различными положениями переключения передаточного устройства между, по меньшей мере, одним четвертым валом и, по меньшей мере, одним третьим валом передается крутящий момент, и при этом передаточное устройство выполнено с возможностью переключения в, по меньшей мере, два разных положения, в которых передаточное число между, по меньшей мере, одним четвертым валом и, по меньшей мере, одним третьим валом - одинаково.
5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что, по меньшей мере, один из валов предпочтительно является первым валом, и, по меньшей мере, один из валов является вторым валом, и, по меньшей мере, один из валов является третьим валом, и передаточное устройство выполнено с возможностью переключения в различные положения, в которых имеются, по меньшей мере, частично, различные передаточные ступени, при этом часть этих передаточных ступеней выполнены с возможностью переключения между первым валом и третьим валом, и при этом часть этих передаточных ступеней выполнена с возможностью переключения между вторым и третьим валом.
6. Устройство для передачи крутящего момента, содержащее, по меньшей мере, один первый и, по меньшей мере, один второй, а также, по меньшей мере, один третий вал, и, по меньшей мере, одно передаточное устройство, которое выполнено с возможностью переключения в различные положения и которое имеет несколько различных передаточных ступеней, часть которых переключают между первым валом и третьим валом, и часть которых переключают между вторым валом и третьим валом, при этом несколько передаточных ступеней выполнены так, что при заданных условиях в этих соответствующих передаточных ступенях обуславливается одинаковое первое направление вращения третьего вала, и при этом при необходимости другая передаточная ступень выполнена так, что при этих заданных условиях в этой передаточной ступени обуславливается второе направление вращения третьего вала, противоположное первому направлению вращения; при этом передаточные ступени, которые обуславливают первое направление вращения третьего вала и отличаются друг от друга своим передаточным числом или соответствующими им общими передаточными числами соответствующих ветвей коробки передач, нумеруются в соответствии с увеличивающимся передаточным числом или с увеличивающимся общим передаточным числом последовательными натуральными числами, начиная с единицы (передачи), и при этом из, по меньшей мере, одной заданной передаточной ступени, которая обозначена натуральным числом i, можно переключать как на передаточную ступень, обозначенную числом i+1, так и в передаточную ступень, обозначенную числом i+2, и/или можно переключать как на передаточную ступень, обозначенную числом i-1, так и на передаточную ступень, обозначенную числом i-2, и при этом во время этих процессов переключения устройство для передачи крутящего момента передает крутящий момент.
7. Устройство по любому из пп.2-6, отличающееся тем, что, по меньшей мере, для одной передаточной ступени, которая выполнена с возможностью переключения между первым валом и третьим валом, также предусмотрена возможность переключения между вторым и третьим валом.
8. Устройство по любому из пп.1-7, отличающееся тем, что при заданных условиях, по меньшей мере, одна передаточная ступень, выполненная с возможностью переключения между первым валом и третьим валом, и, по меньшей мере, одна передаточная ступень, выполненная с возможностью переключения между вторым валом и третьим валом, обуславливают одинаковое направление вращения третьего вала.
9. Устройство по любому из пп.1-8, отличающееся тем, что имеет, по меньшей мере, одно устройство сцепления.
10. Устройство по п.9, отличающееся тем, что имеет, по меньшей мере, одно первое и, по меньшей мере, одно второе устройство сцепления.
11. Устройство по любому из пп.9 и 10, отличающееся тем, что имеет, по меньшей мере, одно третье устройство сцепления.
12. Устройство по любому из пп.1-11, отличающееся тем, что вокруг оси первого вала и/или второго вала и/или третьего вала и/или четвертого вала расположено, по меньшей мере, одно колесо, такое как зубчатое колесо, и устройство для передачи крутящего момента может с помощью, по меньшей мере, части указанных колес передавать крутящий момент.
13. Устройство по любому из пп.9-12, отличающееся тем, что имеет несколько третьих устройств сцепления.
14. Устройство по любому из пп.9-13, отличающееся тем, что, по меньшей мере, одно колесо установлено с возможностью вращения на первом или втором или третьем валу и образует соединение с этим соответствующим валом без возможности вращения, относительно вала, посредством третьего устройства сцепления.
15. Устройство по любому из пп.9-14, отличающееся тем, что третье устройство сцепления образует соединение нескольких колес, установленных с возможностью вращения на первом валу или несколько колес, установленных с возможностью вращения на втором валу, с этим соответствующим валом без возможности вращения, относительно вала, а также разъединяет это соединение, при этом это третье устройство сцепления выполнено, в частности, так, что оно одновременно соединяет с этим валом максимально одно колесо без возможности вращения относительно вала.
16. Устройство по любому из пп.9-15, отличающееся тем, что, по меньшей мере, одно из третьих устройств сцепления содержит кулачковую муфту.
17. Устройство по любому из пп.9-16, отличающееся тем, что, по меньшей мере, одно из третьих устройств сцепления содержит синхронизатор.
18. Устройство по любому из пп.9-17, отличающееся тем, что передаточное устройство выполнено с возможностью переключения n передаточных ступеней и предусмотрено (n-m) третьих устройств сцепления, где n и m является натуральными числами и при этом m=(n+1)/2, когда n является нечетным числом, и при этом m=(n+2)/2, когда n является четным числом.
19. Устройство по любому из пп.9-18, отличающееся тем, что, по меньшей мере, часть третьих устройств сцепления переключается в различные положения переключения, по меньшей мере, одним третьим исполнительным устройством.
20. Устройство по п.19, отличающееся тем, что, по меньшей мере, часть исполнительных устройств имеет, по меньшей мере, одно третье приводное устройство.
21. Устройство по п.20, отличающееся тем, что между, по меньшей мере, одним третьим приводным устройством и третьим устройством сцепления нагружаемым указанным третьим приводным устройством предусмотрена, по меньшей мере, одна передаточная ступень.
22. Устройство по любому из пп.9-21, отличающееся тем, что, по меньшей мере, один участок передачи сигналов между третьим приводным устройством и нагружаемым этим приводным устройством третьим устройством сцепления является, по меньшей мере, частично идентичным с участком передачи сигналов между другим третьим приводным устройством и другим третьим устройством сцепления, нагружаемым указанным другим приводным устройством, при этом эти третьи устройства сцепления, которым соответствует общий участок передачи сигналов к их соответствующим приводным устройствам, принадлежат, в частности, к тому же валу.
23. Устройство по любому из пп.9-22, отличающееся тем, что, по меньшей мере, один участок передачи сигналов между третьим приводным устройством и нагружаемым этим приводным устройством третьим устройством сцепления, по меньшей мере, частично, в частности, полностью отличается от участка передачи сигналов между другим третьим приводным устройством и другим третьим устройством сцепления, нагружаемым указанным другим приводным устройством, при этом эти третьи устройства сцепления, которым соответствуют, по меньшей мере, частично, различные участки передачи сигналов к их соответствующим приводным устройствам, принадлежат, в частности, к тому же валу.
24. Устройство по любому из пп.9-23, отличающееся тем, что, по меньшей мере, одно третье устройство сцепления, которое установлено на первом валу, переключается, соответственно, приводится в действие независимо, по меньшей мере, от одного другого третьего устройства сцепления, которое установлено на втором валу.
25. Устройство по любому из пп.9-24, отличающееся тем, что содержит только одно приводное устройство, которое выполнено с возможностью нагружения всех относящихся к первому валу третьих устройств сцепления, и только одно приводное устройство, которое выполнено с возможностью нагружения всех относящихся ко второму валу третьих устройств сцепления.
26. Устройство по любому из пп.9-25, отличающееся тем, что для каждого третьего устройства сцепления предусмотрено соответствующее третье приводное устройство.
27. Устройство по любому из пп.1-26, отличающееся тем, что третье исполнительное устройство содержит, по меньшей мере, один валик переключения, при этом предусмотрен, в частности, только один валик переключения для приведения в действие третьих устройств сцепления первого вала и только один валик переключения для приведения в действие третьих устройств сцепления второго вала.
28. Устройство по любому из пп.1-27, отличающееся тем, что, по меньшей мере, на одно колесо третьего вала передают крутящий момент с помощью одного колеса первого вала и с помощью одного колеса второго вала.
29. Устройство по любому из пп.1-28, отличающееся тем, что, по меньшей мере, на одно колесо третьего вала передают крутящий момент одновременно с помощью одного колеса первого вала и с помощью одного колеса второго вала.
30. Устройство по любому из пп.1-29, отличающееся тем, что, по меньшей мере, на одно колесо третьего вала передают крутящий момент с помощью одного колеса первого вала во время первого временного окна и с помощью одного колеса второго вала одного второго, отличного от первого, временного окна.
31. Устройство по любому из пп.9-30, отличающееся тем, что первое и/или второе устройство сцепления выполнено в виде фрикционного сцепления.
32. Устройство по любому из пп.9-31, отличающееся тем, что первое и второе устройство сцепления содержат общий картер сцепления.
33. Устройство по любому из пп.9-32, отличающееся тем, что первое устройство сцепления, по меньшей мере, в одном первом положении переключения передает крутящий момент между одним пятым валом и одним шестым валом и, по меньшей мере, в одном втором положении переключения не передает крутящий момент между этим пятым и этим шестым валом, при этом пятый вал является, в частности, коленвалом автомобиля, и шестой вал является, в частности, первым, или вторым, или четвертым валом.
34. Устройство по любому из пп.9-33, отличающееся тем, что, по меньшей мере, часть второго устройства сцепления расположена при заданных условиях с возможностью вращения относительно первого устройства сцепления, при этом второе устройство сцепления расположено с возможностью вращения, в частности, на шестом валу.
35. Устройство по любому из пп.9-34, отличающееся тем, что второе устройство сцепления, по меньшей мере, в одном первом положении переключения этого второго устройства сцепления передает крутящий момент между одним седьмым валом и одним восьмым валом и, по меньшей мере, в одном втором положении переключения этого второго устройства сцепления не передает крутящий момент между этим седьмым и этим восьмым валом, при этом седьмой вал является, в частности, пятым валом и/или коленвалом автомобиля и восьмой вал является, в частности, первым или вторым или четвертым валом.
36. Устройство по любому из пп.9-35, отличающееся тем, что первое и/или второе устройство сцепления расположено по потоку крутящего момента между коленвалом автомобиля с устройством для передачи крутящего момента и первым валом или вторым валом.
37. Устройство по любому из пп.9-36, отличающееся тем, что первое и/или второе устройство сцепления расположено по потоку крутящего момента между первым валом или вторым валом и ведущим мостом автомобиля с устройством для передачи крутящего момента.
38. Устройство по любому из пп.9-37, отличающееся тем, что содержит первое исполнительное устройство, которое приводит в действие, соответственно, переключает первое устройство сцепления, и второе исполнительное устройство, которое приводит в действие, соответственно, переключает второе устройство сцепления.
39. Устройство по п.38, отличающееся тем, что первое исполнительное устройство содержит первое приводное устройство, и второе исполнительное устройство содержит второе приводное устройство.
40. Устройство по п.39, отличающееся тем, что между первым приводным устройством и нагружаемым им первым устройством сцепления и/или между вторым приводным устройством и вторым устройством сцепления, нагружаемым этим вторым приводным устройством, предусмотрена, по меньшей мере, одна передаточная ступень.
41. Устройство по любому из пп.9-40, отличающееся тем, что первое устройство сцепления переключается, соответственно, приводится в действие независимо от второго устройства сцепления.
42. Устройство по любому из пп.9-41, отличающееся тем, что первое устройство сцепления и второе устройство сцепления при заданных условиях передают одновременно крутящий момент.
43. Устройство по любому из пп.9-42, отличающееся тем, что крутящий момент, который передает первое устройство сцепления, и/или крутящий момент, который передает второе устройство сцепления, при заданных условиях ограничивается соответствующим заданным предельным крутящим моментом, который при необходимости изменяется.
44. Устройство по любому из пп.9-43, отличающееся тем, что оно при заданных условиях выполняет перекрывающееся переключение, при этом во время перекрывающегося переключения первое или второе устройство сцепления выполняет процесс дальнейшего включения, а другое из этих устройств сцепления выполняет процесс дальнейшего выключения, при этом, по меньшей мере, временно оба устройства сцепления, по меньшей мере, частично включены, так что часть крутящего момента, вводимого в устройство для передачи крутящего момента, передается через первое устройство сцепления, а другая часть крутящего момента, вводимого в устройство для передачи крутящего момента, передается через второе устройство сцепления и при этом во время этого процесса включения и выключения устройство для передачи крутящего момента передает крутящий момент.
45. Устройство по п.44, отличающееся тем, что указанное устройство непосредственно перед перекрывающимся переключением передает крутящий момент через первое устройство сцепления и первый вал и непосредственно после перекрывающегося переключения передает крутящий момент через второе устройство сцепления и второй вал, причем во время перекрывающегося переключения первое устройство сцепления по существу выполняет процесс дальнейшего выключения, а второе устройство сцепления по существу выполняет процесс дальнейшего включения.
46. Устройство по любому из пп.1-45, отличающееся тем, что при заданных условиях одновременно переключается одна передаточная ступень между первым и третьим валом и одна передаточная ступень между вторым и третьим валом, при этом передаточные числа этих передаточных ступеней по существу идентичны.
47. Устройство по п.46, отличающееся тем, что первое и второе устройство сцепления при заданных условиях по существу включены, когда передаточное число, включенное между первым и вторым валом, соответствует передаточному числу, включенному между вторым и третьим валом.
48. Устройство по любому из пп.1-47, отличающееся тем, что между коленвалом автомобиля с устройством для передачи крутящего момента и первым валом и/или вторым валом содержится, по меньшей мере, одна передаточная ступень.
49. Устройство по любому из пп.1-48, отличающееся тем, что во время, по меньшей мере, одного, в частности, во время всех процессов переключения между различными положениями передаточного устройства передается крутящий момент между устройством привода автомобиля, таким как двигатель внутреннего сгорания, и, по меньшей мере, одним ведущим мостом автомобиля.
50. Устройство по любому из пп.1-49, отличающееся тем, что в различных положениях переключения передаточного устройства поток крутящего момента передается через разные зубчатые колеса.
51. Устройство по любому из пп.1-50, отличающееся тем, что третий вал и/или четвертый вал является входным валом, таким как входной вал устройства для передачи крутящего момента, или выходным валом, таким как выходной вал устройства для передачи крутящего момента.
52. Устройство по любому из пп.1-51, отличающееся тем, что содержит четвертое устройство сцепления.
53. Устройство управления для управления устройством для передачи крутящего момента, по меньшей мере, по любому из пп.1-52.
54. Способ эксплуатации устройства для передачи крутящего момента, по меньшей мере, по любому из пп.1-53.