1
Изобретение может быть использовано-в арматуростроении.
Известен . предохранительный клапан, в корпусе которого размещен дифференциальный
поршень с выполненным в его теле каналом, осуществляющим перепуск рабочей
среды с входа в надпоршневую полость
1.
Недостатком известного клапана является его ограниченное использование, поскольку
в нем отсутствует постоянное соединение над- и подпоршневой полостей с рабочей
средой, находящейся под давлением.
Целью изобретения является расширение
функциональных возможностей клапана.
Поставленная цель достигается тем, что
в поршне выполнены капиллярные каналы И образована полость, в которой расположен
подвижный затвор, осуществляющий перекрытие одного из капилляров при перепуске
среды, а в корпусе со стороны надпоршневой полости выполнен канал, соединенный с управляющим давлением.
На чертеже показан предлагаемый клапан .. .
Управляемый предохранительный клапан состоит из корпуса 1 с проходным отверстием
а, в котором расположен с возможностью перемещения дифференциальный
поршень 2, меньший диаметр которого входит в кольцевую полость А клапана и торцовая
поверхность которого примыкает к седлу 3 первого канала 4 высокого давления
, к которому через кольцевую промежуточную полость А присоединен второй канал
5 высокого давления. Между торцовой стенкой большего диаметра поршня 2 и
крышкой б клапана расположена пружина 7.
Со стороны надпоршневой полости Б в
крышке 6 выполнен управляющий канал 8. Надпоршневая полость Б соединена с первым
каналом 4 высокого давления под поршнем 2 посредством первого капиллярного
канала 9 и со вторым каналом 5 высокого давления под поршнем 2 посредством второго
капиллярного канала 10.
Капиллярный канал 9 выполнен на торцовой
поверхности меньшего диаметра поршня 2 и примыкает к выполненной в поршне
2 полости 11, которая примыкает к каналу 12, входящему надпоршневую полость
Б. Капиллярный канал 10 проходит в задней цилиндрической части меньшего диаметра
поршня 2 и входит в полость -11 в части, противоположной капиллярному каналу 9. В полости II расположен с возможностью перемещения пбдвнжный затвор 13,
образованный, например, малым поршнем, шариком или другим подв Миьгм телом .
Подвижныйзатвор 43 соединяет канал 12, входящий в надпоршневую полость Б, или
с капиллярным каналом 9 или с капиллярным каналом 10 и препятствует взаимному
переключению капиллярпого . канала 9 с капиллярным каналом 10.
При включении управляемого предохранительного клапана в линию гидросистемы
одна линия от распределителя 14 к гидромотору 15 присоединяется посредством напорных
трубопроводов 16 и 17 соответственно к первому каналу 4 высокого давлёния и
второму каналу 5 высокого давления. Другая линия гидросистемы ведет от гидромотора
15 через напорный трубопровод 18 непосредственно к распределителю 14.
К управляющему каналу 8 присоединен трубопроводом 19 управляемый предохранительный
клапан 20 с подпружиненным аксиально подвижным элементом 21, с которым соединена, например, педаль 22.
Клапан работает следующим образом. При перемещении распределителя согласно
выбранному направлению вращения гидромотора 15, например в левое крайнее по-
ложение, рабочая жидкость протекает из насоса 23 через напорный трубопровод 24
и через распределитель 14 к напорному трубопроводу 18 и гидромотору 15, откуда без
сопротивления протекает через напорный трубопровод 16 в первый канал 4 высокого
давления управляемого предохранительного клапана. Жидкость, преодолевая противодействие
пружины 7, поднимает порщень 2 над седлом 3 и проходит через кольцевую
промежуточную полость в клапан во второй канал 5 вьгсокого давления, откуда она черезнапорный
трубопровод 17 и через распределитель 14 проходит в сливной трубопровод
25. Течение ЖйдкЬёти без сопротивления становится возможньш благодаря тому
, что часть жидкости в первом канале 4 высокого давления одновременно протекает
по первому капиллярному каналу 9 через полость 11, благодаря чему подвижный затвор
13 перемещаетсяза среднюю часть полости 11. Благодаря этому становится возмОЖнЫМ
течёние Жйдкости Через канал 12 в надпорщневзю полость Б. Из последней
жвдкость без давления проходит через управляющий канал 8, трубопровод 19 и управляемый
прёДохранитёльнь1й клапан 20 ксливному трубопроводу 26. При обратном вращении гидромотора 15
ЖИДКОСТЬ -проз бдИт Ътраспределителя 14 через напорный трубопровод 17 и без сопротивления
через второй напорньш канал 5 - в кольцевую промежуточную полость А илапана
. Смещение порщня 2 относительно седла 3 производится благодаря воздействию жидкости на кольцевую ступенчатую поверхность порщня 2, в результате чего порщень
2 приподнимается и жидкость проходитчерез кЬльцевую промежуточную полость
А клапана вокруг седла 3 в первый канал 4 высокого давления и оттуда через
напорный трубопровод 16 - к гидромотору 15. Часть н идкости из второго канала 5 высокого
давления одновременно проходит через капиллярный канал 10, полость 11 и канал
12 в полость Б. Капиллярный канал 9 в этом случае закрыт подвижным затвором
13.Из надпоршневой полости Б жидкость течет без давления через управляющий канал
8, трубопровод 19 и через управляемый предохранительный клапан 20 в слнвной трубопровод 26.
При перемещении распределителя 14 в среднее положение подвод жидкости из наcoca
23 к гидромотору 15 прекращается и жидкость проходит на слив. Напорный трубопровод
18 соединен с напорными трубопроводами 16 и 17 через распределитель
14.Гидромотор 15 вращ;ается только под действием кинетической энергии, например,
вращающейся верхней части, к которой присоединен гидромотор 15, и работает как насос
. Жидкость проходит далее через клапан и через распределитель, где обе ветви
гидросистемы переключены. Жидкость, проходящая от гидромотора 15 через напорный
трубопровод 16 в первый канал 4 высокого давления или при обратном направлении
вращения гидромотора 15 из напорного трубопровода 16 во второй канал 5 высокого
давления, тормозится благодаря возникающему избыточному давлению в надпорщневой
полости Б. При возрастании давления в надпорщневой полости Б вследствие подвода
жидкости от канала 12 из капиллярного канала 9 или при обратном направлении
вращения гидромотора 15 - из второго капиллярного канала 10 и благодаря соотношению
площадей над и под поршнем порщень 2 прижимается к седлу 3 и поток
через клапан прерывается. Благодаря этому также тормозится гидромотор 15. Формула изобретения
Управляемый предохранительный клапан, в корпусе которого размещен дифференциальный
порщень с выполненным в его теле каналом, осуществляющим . перепуск рабочей
среды с входа в надпоршневук) полость, отличающийся тем, что, с целью рас-,
ирения функциональных возможностей, в порщне выполнены капиллярные каналы и
бразована полость, в которой расположен одвижный затвор, осуществляющий перекрытие
одного из капилляров при перепуске редь, а в корпусе со стОроны надпорщнеой
полости выполнен канал, соединенный с управляющим давлением.
Источники информации, принятые во внимание при эксиертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 32276, кл. F 16К 31/383, 1932.