Изобретение относится к зубчатым передачам , применяемым в машиностроении и приборостроении
. Известно зубчатое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены маелоудерживаюшие
канавки равномерной глубины 1. Недостатком известного колеса является
невозможность перетекания жидкой смазки по поверхности зубьев, что приводит к сниж
нию долговечности зубчатого колеса. Цель изобретения - повышение долговечности .
Поставленная цель достигается тем, что в зубчатом колесе, на рабочих поверхностях
зубьев которого выполнены маслоудерживающие канавки равномерной глубины, отношени
площади канавок к номинальной площади ра чих поверхностей зубьев выбрано в пределах
30-33%, угол наклона канавок относительно вектораскольжения 0-47°, а отношение глубины
канавок к величине модуля колеса (4,7-0,33)-10На чертеже показано одно из зубьев колеса . На рабочей поверхности I зуба нанесены
маслоудерживающие канавки 2, отношение площади которых к площади поверхности 1
выбрано в пределах 30-33%, угол f наклона канавок относительно вектора скольжения
VCK 0-47°, а отнощенне глубины канавок к величине модуля колеса (4,7-0,33)-10 .
При работе зубчатого колеса в передаче масло, удерживаемое в канавках, способствует
действию гидродинамических микроэффектов равномерно по всей поверхности контакта.
С увеличением толщины масляной пленки между контактирующими поверхностями зубчатых
колес уменьшаются потери на трение и теплонапряженность в зоне контакта, что способствует
увеличению срока службы зубчатой передачи. Кроме зтого, канавки служат ловущками
инородных частиц, попадающих в зону контакта (продукты износа, абразивные частицы и т.п.).
При работе зубчатых колес с консистентной смазкой канавки выполняют функцию резервуара, из которого смазывающие вещест ва вытягиваются в зону контакта колеса.
Применение предлагаемых зубчатых колес позволяет повыснть срок их службы, а также
может быть эффективным при применении антнфрикщгонных покрытий, присадок, м нитной смазки.
Формула изобретения Зубчатое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены маслоудерживающие
канавки равномерной глубины, отличающееся тем, что, с целью повышешш
долговечности, отношение площади канавок к номинальной площади рабочих поверхностей
зубьев выбрано в пределах 30-33%, угол наклона канавок относительно вектора
скольжения 0-47, а отношение глубины канавок к величине модуля колеса (4,70 ,33). 10Источники
информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 528410,
кл. F 16 Н 57/04, 1973 (прототип).