Код документа: RU2776432C2
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к коробке передач для сельскохозяйственной рабочей машины, в частности трактора, зерноуборочного комбайна или кормоуборочного комбайна, согласно пункту 1 формулы изобретения.
Уровень техники
Сельскохозяйственные рабочие машины, в частности тракторы или самоходные уборочные машины, например, зерноуборочный комбайн или кормоуборочный комбайн, известны из уровня техники. Они обычно содержат несколько рабочих органов и/или навесных орудий для проведения или оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ. Различные рабочие органы и/или навесные орудия приводятся в действие или управляются гидравлически. Рабочие органы с гидравлическим приводом могут представлять собой, в частности, рулевой механизм сельскохозяйственной рабочей машины или подъемный механизм, как, например, задний подъемник для навесного орудия. Потребители с гидравлическим приводом обеспечиваются необходимой гидравлической энергией при помощи по меньшей мере одного гидронасоса, обычно - при помощи отдельных гидронасосов для каждого потребителя, которые приводятся в действие при помощи соответствующего механизма отбора мощности. При этом указанный механизм отбора мощности является частью приводного механизма рабочей машины, ответвляясь от основной коробки передач или представляя собой самостоятельный привод. При этом сельскохозяйственные рабочие машины обычно содержат ряд механизмов отбора мощности для того, чтобы в достаточной мере обеспечивать рабочие органы с гидравлическим приводом жидкостью, находящейся под гидравлическим давлением.
Необходимые для этого гидронасосы обычно совместно приводятся в действие при помощи коробки передач, которая служит раздаточной коробкой насосов в виде разветвителя мощности. При этом коробка передач содержит в качестве передаточных элементов входящие в зубчатое зацепление шестерни, которые соединены, например, с первичным валом и/или с вторичным валом в качестве механизма отбора мощности. Смазка коробки передач осуществляется при помощи жидкости, например, масла, которое циркулирует в коробке передач. При этом шестерни по меньшей мере частично погружены в масло, в результате чего возникают потери от погружения, а также происходит нагревание масла и, таким образом, всей коробки передач. Чтобы предотвратить чрезмерные потери от погружения, например, как известно из DE 10359109 А1, в коробке передач между соседними участками коробки передач устанавливают разделитель, при помощи которого два участка коробки передач можно отделять друг от друга, благодаря чему смазка может сохраняться на том участке коробки передач, который в данный момент находится в состоянии покоя или имеет небольшую скорость вращения. Недостаток такой конструкции заключается в том, что на участке коробки передач, особенно при колебаниях масла, все-таки возникают колеблющиеся потери от погружения и, таким образом, происходит нежелательное нагревание, которое, например, при высоких требованиях к рабочим характеристикам может приводить к превышению предельно допустимой температуры элементов коробки передач.
Раскрытие сущности изобретения
Задачей настоящего изобретения является такая коробка передач для сельскохозяйственной рабочей машины, которая обеспечивает возможность надежной и эффективной работы.
Согласно изобретению, эта задача решена отличительными признаками пункта 1 формулы изобретения. Предпочтительные варианты осуществления изобретения представлены в зависимых пунктах формулы изобретения.
Коробка передач для сельскохозяйственной рабочей машины, в частности трактора, зерноуборочного комбайна или кормоуборочного комбайна, содержит ведущую шестерню и по меньшей мере одну первую ведомую шестерню, каждая из которых установлена с возможностью вращения вокруг оси вращения и выполнена с возможностью соединения без возможности относительного вращения с первичным валом или с вторичным валом в качестве механизма отбора мощности, при этом указанные шестерни расположены во внутренней камере, образованной картером коробки передач, который с внутренней стороны имеет внутреннюю структуру и во время работы по меньшей мере частично заполнен жидкостью. Согласно изобретению картер коробки передач с внутренней стороны содержит по меньшей мере одну выемку, которая расположена, в частности, сбоку, рядом с шестерней, и которая для образования жидкостного резервуара по меньшей мере частично закрыта разделителем, при этом указанный жидкостный резервуар при помощи по меньшей мере одного проницаемого для жидкости отверстия соединен с внутренней камерой картера коробки передач.
Указанная внутренняя камера картера коробки передач содержит только один участок, на котором расположены шестерни. С внутренней стороны картер коробки передач имеет внутреннюю структуру и по меньшей мере одну выемку, которая по меньшей мере частично закрыта только одним разделителем для образования жидкостного резервуара. При этом указанная выемка может быть образована внутренней структурой картера коробки передач. При помощи разделителя, расположенного на выемке, в частности, с внутренней стороны, соответствующей шестерне, вместе с выемкой образуется жидкостный резервуар. Жидкость, которая используется в качестве смазочного материала для коробки передач, не может непосредственно располагаться в этом жидкостном резервуаре. Благодаря боковому расположению жидкостного резервуара рядом с шестерней, и, например, расположению разделителя, по существу, перпендикулярно оси вращения шестерни, может осуществляться экранирование и/или герметизация одной или нескольких шестерен от нежелательного высокого уровня жидкости, в результате чего потери от погружения и нагрев могут быть уменьшены. Боковое расположение по меньшей мере одного жидкостного резервуара особенно предпочтительно в наклонных положениях, поскольку это позволяет избежать появления жидкости на вторичных валах и/или на гидронасосах, что приводило бы к нежелательной потере жидкости. Кроме того, достоинство одного или нескольких жидкостных резервуаров заключается в том, что при колебании масла, в частности, при повышении уровня масла, можно обеспечивать стабильную и, по существу, постоянную подачу масла в коробку передач, благодаря чему можно также поддерживать стабильное тепловое равновесие. Благодаря внутренней структуре и образованию одного или нескольких жидкостных резервуаров, можно также увеличивать площадь коробки передач, необходимую для охлаждения жидкости, и, таким образом, улучшать охлаждение жидкости в коробке передач. Это позволяет, в частности, в наклонных положениях, обеспечивать надежное и эффективное смазывание маслом коробки передач.
В одном предпочтительном варианте осуществления изобретения коробка передач содержит промежуточную шестерню, находящуюся в зубчатом зацеплении с ведущей шестерней и по меньшей мере одной первой ведомой шестерней, при этом окружность вершин зубьев промежуточной шестерни в нижней области расположена глубже, чем окружности вершин зубьев других шестерен. В результате этого при нормальной ориентации коробки передач жидкость собирается под промежуточной шестерней или протекает туда под действием силы тяжести, так что во время работы по меньшей мере нижняя часть промежуточной шестерни погружается в жидкость, при этом указанная жидкость в результате вращения промежуточной шестерни распределяется во внутренней камере картера коробки передач для смазывания и/или охлаждения других шестерен.
В другом предпочтительном варианте осуществления изобретения разделитель выполнен в виде пластины и/или как единое целое с картером коробки передач. При этом указанный разделитель в виде пластины может быть выполнен из металла и/или пластмассы. Разделитель в виде пластины может быть установлен с возможностью съема на картере коробки передач для того, чтобы по меньшей мере частично закрывать выемку. Достоинство разделителя в виде пластины заключается в том, что его можно экономично и простыми средствами приспособить к пространственному расположению коробки передач. Так, например, разделитель для боковой выемки может быть выполнен в виде кругового сегмента, устанавливаемого на соответствующей выемке, которая может быть расположена вокруг оси вращения шестерни и сбоку от нее. Разделитель, выполненный как единое целое с картером коробки передач, может изготавливаться вместе с ним, например, из того же литейного сплава, что и картер коробки передач. Достоинством такой конструкции является возможность поставки разделителя вместе с картером коробки передач без дополнительного монтажа.
Разделитель предпочтительно установлен с донной стороны от шестерни, вследствие чего по меньшей мере под одной шестерней образован донный жидкостный резервуар, который содержит по меньшей мере одно отверстие, обращенное к шестерне и проницаемое для жидкости. Выемка, расположенная с донной стороны шестерни, может быть, например, полностью закрыта разделителем, выполненным как единое целое с картером коробки передач. При этом проницаемое для жидкости отверстие может быть выполнено в виде просверленного отверстия в нижней части разделителя вблизи шестерни, в результате чего жидкость, выходящая через это отверстие к шестерне, может непосредственно захватываться этой шестерней. При этом указанная шестерня может представлять собой, в частности, промежуточную шестерню, при помощи которой, например, осуществляется смазывание коробки передач. Благодаря расположению жидкостного резервуара под шестернями, может быть создана область успокоения жидкости, в которой могут осаждаться загрязнения.
Особенно предпочтительно донный жидкостный резервуар соединен проницаемым для жидкости образом по меньшей мере с еще одним жидкостным резервуаром, в частности расположенным сбоку, рядом с шестерней. При этом расположенные сбоку от шестерней жидкостные резервуары находятся по меньшей мере частично выше донного жидкостного резервуара, поэтому жидкость проходит в направлении донного жидкостного резервуара. При этом указанные боковые жидкостные резервуары в качестве стока жидкости могут содержать только это соединение с донным жидкостным резервуаром. Вследствие этого по меньшей мере часть жидкости может быть подведена из внутренней камеры к шестерне, в частности, к промежуточной шестерне, по определенному пути через донный жидкостный резервуар и его отверстие со стороны шестерни для повторного распределения во внутренней камере. Достоинством этого является надежное распределение жидкости во внутренней камере, особенно в наклонных положениях.
В одном предпочтительном варианте осуществления по меньшей мере у одной шестерни нижний зазор по меньшей мере вдоль части охватывающего контура шестерни является, по существу, постоянным. При этом указанный зазор представляет собой расстояние между окружностью вершин зубьев шестерни и днищем картера коробки передач, который расположен в радиальном направлении вблизи шестерни. Указанная шестерня может при этом представлять собой промежуточную шестерню. Таким образом, днище по меньшей мере вдоль части периметра шестерни повторяет ее контур, что может улучшать перемещение жидкости вращающейся шестерней. К тому же зазор может быть относительно узким, например, меньшим или равным ширине зубьев шестерни.
В другом предпочтительном варианте осуществления изобретения внутренняя структура по меньшей мере в области оси вращения шестерни выполнена кольцеобразной, и такая кольцеобразная структура, в частности на верхней стороне, содержит по меньшей мере одно проницаемое для жидкости отверстие для подведения жидкости к оси вращения. Внутренняя структура картера коробки передач может быть выполнена ребристой и/или кольцеобразной. Кольцеобразная внутренняя структура может иметь ось вращения и может быть выполнена в виде гнезда для посадки подшипника шестерни. Через отверстие, проницаемое для жидкости и расположенное на верхней стороне кольцеобразной внутренней структуры или гнезда подшипника, жидкость может направляться из внутренней камеры к шестерне, в частности, от внутренней стороны шестерни к валу.
Предпочтительно также, чтобы внутренняя структура, в частности, в области над проницаемым для жидкости отверстием была выполнена воронкообразной. При этом проницаемое для жидкости отверстие может быть расположено в кольцеобразной внутренней структуре или в гнезде подшипника. Воронкообразная внутренняя структура может быть образована ребрами, поэтому количество жидкости, подводимой к отверстию, может быть увеличено. Достоинством такой конструкции может быть улучшение смазывания шестерни и, соответственно, соединенного с ней без возможности относительного вращения вала, например, вторичного вала.
В следующем предпочтительном варианте осуществления изобретения внутренняя структура содержит по меньшей мере один направляющий элемент, который, по существу, отводит жидкость от внутренней стороны картера коробки передач. Направляющий элемент может быть с внутренней стороны соединен с картером коробки передач с возможностью отсоединения и выполнен, например, из металла и/или пластмассы. Возможен также вариант осуществления направляющего элемента, выполненного как единое целое с картером коробки передач. Направляющий элемент представляет собой, по существу, U-образный профиль в форме дуги, который отводит жидкость от внутренней стороны картера коробки передач, например, к оси вращения шестерни и внутрь нее, так что указанная жидкость может служить для смазывания шестерни или вала, соединенного с ней без возможности относительного вращения, и, таким образом, механизма отбора мощности.
В одном предпочтительном варианте осуществления изобретения по меньшей мере одна шестерня содержит на внутренней стороне кольцеобразный колпак для удержания жидкости. При этом указанный колпак расположен на внутренней стороне шестерни и проходит вокруг ее оси вращения. Со стороны картера коробки передач колпак образует проходящий по окружности борт, направленный радиально внутрь к оси вращения. Этот колпак, благодаря борту, может удерживать в шестерне по меньшей мере часть жидкости, подаваемой при помощи направляющего элемента в шестерню, для обеспечения минимального смазывания. При этом направляющий элемент может проходить через колпак, в частности через борт колпака, внутрь шестерни, чтобы обеспечить надежную подачу жидкости в шестерню.
Коробка передач предпочтительно выполнена в виде раздаточной коробки насосов. Эта раздаточная коробка может быть сконфигурирована с возможностью одновременного приведения в действие по меньшей мере двух механизмов отбора мощности, например, двух гидронасосов, при этом привод осуществляется через первичный вал.
Изобретение относится также к сельскохозяйственной рабочей машине, в частности к трактору или к самоходной уборочной машине, оснащенной по меньшей мере одной вышеописанной коробкой передач.
Краткое описание чертежей
Ниже приведено более подробное описание изобретения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых показаны:
фиг. 1 - вид в аксонометрии коробки передач для сельскохозяйственной рабочей машины согласно изобретению с открытым картером;
фиг. 2 - детализированный вид в разрезе коробки передач с фиг. 1 по оси А-А;
фиг. 3 - детализированный вид в аксонометрии жидкостного резервуара, расположенного под шестернями;
фиг. 4 - вид в разрезе по оси В-В жидкостного резервуара с фиг. 3;
фиг. 5 - детализированный вид в аксонометрии внутренней структуры картера коробки передач с направляющим элементом; и
фиг. 6 - вид в разрезе по оси С-С коробки передач с фиг. 5.
Осуществление изобретения
На фиг. 1 показана коробка 10 передач для сельскохозяйственной рабочей машины, в частности, для трактора или самоходной уборочной машины. Конструкция трактора или самоходной уборочной машины не описывается подробно, поскольку она предполагается известной специалистам в данной области техники. Коробка 10 передач содержит картер 12 коробки передач, в котором расположена ведущая шестерня 14, установленная с возможностью вращения вокруг оси 24 вращения и приводимая во вращение первичным валом 22, например, при помощи приводного механизма (не показан) с приводным двигателем. Ведущая шестерня 14 служит в качестве привода для первой ведомой шестерни 16 и второй ведомой шестерни 18, которые также установлены в картере 12 коробки передач с возможностью вращения вокруг оси 25 вращения и оси 27 вращения, соответственно. Ведомые шестерни 16, 18 могут быть соединены с вторичным валом (не показан), при этом механизмы отбора мощности для привода могут обеспечиваться, например, при помощи гидронасосов, посредством которых могут приводиться в действие рабочие агрегаты сельскохозяйственной рабочей машины с гидравлическим приводом.
Привод первой и второй ведомой шестерни 16, 18 осуществляется при помощи промежуточной шестерни 20. При этом промежуточная шестерня 20 при помощи радиально наружных зубьев 26 входит в зубчатое зацепление с соответствующими зубьями 26 ведущей шестерни 14. В представленном варианте осуществления промежуточная шестерня 20 находится также в зубчатом зацеплении с первой ведомой шестерней 16, так что вращение ведущей шестерни 14 через промежуточную шестерню 20 передается на первую ведомую шестерню 16. Первая ведомая шестерня 16 находится в зубчатом зацеплении, как с промежуточной шестерней 20, так и со второй ведомой шестерней 18, поэтому вращение первой ведомой шестерни 16 передается также на вторую ведомую шестерню 18. Таким образом, привод второй ведомой шестерни 18 осуществляется от ведущей шестерни 14 через промежуточную шестерню 20 и первую ведомую шестерню 16. При этом шестерни 14, 16, 18, 20, которые имеют различные диаметры, расположены, в картере, по существу, в одном горизонтальном ряду вблизи друг друга и, в частности, в одной плоскости. Для смазывания и охлаждения коробки 10 передач во внутренней камере 30, образованной внутри картера 12 коробки передач, находится жидкость 46, которая под действием вращения шестерней 14, 16, 18, 20 распределяется во внутренней камере, при этом чрезмерное погружение шестерней 14, 16, 18, 20 может приводить к повышению потерь от погружения и нежелательному нагреванию коробки передач.
В коробке 10 передач согласно изобретению распределение жидкости во внутренней камере 30 коробки 10 передач осуществляется при помощи промежуточной шестерни 20, которая расположена глубже, чем ведущая шестерня 14 и ведомые шестерни 16, 18. При этом окружность вершин зубьев промежуточной шестерни 20 расположена ближе к днищу, чем окружности вершин зубьев других шестерен 14, 16, 18, так что распределение жидкости 46 во внутренней камере 30, так называемое смазывание, происходит, по существу, посредством промежуточной шестерни 20. Распределяемая во внутренней камере 30 жидкость 46 может по меньшей мере частично возвращаться к днищу по внутренним поверхностям картера 12 коробки передач. За счет внутренней структуры 28, образованной внутри картера 12 коробки передач, может быть увеличена его поверхность и улучшен теплоотвод. Для приема возвращенной жидкости 46 картер 12 коробки передач имеет в днище выемку 38, которая отделена от внутренней камеры 30 по меньшей мере в нижней области 32 разделителем 34, в результате чего образуется донный жидкостный резервуар 39. Указанный донный жидкостный резервуар 39 расположен, по существу, под промежуточной шестерней 20.
При этом между промежуточной шестерней 20 и разделителем 34 донного жидкостного резервуара 39 образован небольшой нижний зазор высотой h, благодаря которому может быть улучшено перемещение и распределение жидкости 46 во внутренней камере. Высота h зазора, по существу, меньше или равна ширине b зубьев промежуточной шестерни 20. Нижняя область 32 выполнена таким образом, чтобы разделитель 34 донного жидкостного резервуара 39 по меньшей мере частично повторял контур промежуточной шестерни 20 с постоянным расстоянием и/или высотой h, поэтому образованный зазор по меньшей мере частично имеет постоянное поперечное сечение, что может улучшать перемещение жидкости.
Жидкость 46, которая находится в донном жидкостном резервуаре 39, может проходить через отверстие 36 в разделителе 34 донного жидкостного резервуара 39 в направлении промежуточной шестерни 20 в нижнюю область 32, чтобы оттуда, например, снова распределяться во внутренней камере 30 картера 12 коробки передач. Достоинство донного жидкостного резервуара 39 заключается в том, что находящаяся в нем жидкость может успокаиваться, при этом посторонние примеси и загрязнения могут там осаждаться, а не распределяться снова во внутренней камере 30. Кроме того, благодаря донному жидкостному резервуару 39, можно увеличивать количество жидкости, находящейся в коробке 10 передач, не вызывая при этом повышения температуры коробки передач, например, за счет потерь от погружения. Достоинством этого является увеличение продолжительности использования жидкости, например масла, и возможность удлинения интервалов между проведением необходимого технического обслуживания.
На фиг. 2 представлен вид в разрезе картера 12 коробки передач по оси А-А. При этом указанный разрез проходит через вращаемую вокруг оси 29 вращения промежуточную шестерню 20, которая при помощи подшипников 44 опирается на картер 12 коробки передач. Со стороны днища, т.е. под промежуточной шестерней 20, образован донный жидкостный резервуар 39, который отделен разделителем 34 от промежуточной шестерни 20, при этом жидкость 46 может выходить через отверстие 36 в нижнюю область 32 внутренней камеры. Разделитель 34 донного жидкостного резервуара 39 может быть установлен на картере 12 коробки передач с возможностью съема или выполнен как единое целое с ним. При этом разделитель 34 донного жидкостного резервуара 39 может быть цельным или состоять из нескольких частей и может быть изготовлен, например, из металла и/или пластмассы.
В нижней области 32 с обеих сторон от промежуточной шестерни 20 расположены выемки 38, которые закрыты разделителями 34 в виде пластин от промежуточной шестерни 20, в результате чего образованы боковые жидкостные резервуары 40. При этом пластинчатый разделитель 34 и/или боковые выемки 38 имеют полукруглую или дугообразную форму. Указанные боковые выемки 38 и/или боковые жидкостные резервуары 40 могут проходить вокруг оси 29 вращения промежуточной шестерни 20 и принимать жидкость 46, которая стекает обратно в направлении днища по внутренним поверхностям внутренней камеры 30.
Благодаря боковым жидкостным резервуарам 40, стекающая обратно жидкость 46 может сразу попадать в них и удерживаться на расстоянии от промежуточной шестерни 20 в нижней области 32, поэтому чрезмерное погружение промежуточной шестерни 20 в жидкость исключается, и потери от погружения могут быть уменьшены. Кроме того, за счет дугообразной и/или полукруглой формы боковых выемок 38 и/или разделителя 34, и/или бокового жидкостного резервуара 40 жидкость надежно удерживается даже в наклонном положении картера 12 коробки передач. При этом достоинство боковых разделителей 34 заключается в том, что в наклонном положении жидкость, в частности масло, не может находиться на ведомых шестернях 16, 18 и, например, на связанных с ними гидронасосах. Таким образом, можно исключить потери жидкости, связанные, с так называемыми всасывающими насосами.
Жидкость, которая во время работы разбрасывается шестернями 14, 16, 18, 20 в картере, может стекать по внутренним стенкам картера 12 коробки передач и собираться за разделителями 34 в боковых жидкостных резервуарах 40. Донный жидкостный резервуар 39 может быть соединен, в частности со стороны притока жидкости, по меньшей мере только с одним из боковых жидкостных резервуаров 40 с возможностью протекания жидкости для того, чтобы собранная жидкость могла перемещаться из бокового жидкостного резервуара 40 в донный жидкостный резервуар 39. Из донного жидкостного резервуара 39 (фиг. 3) жидкость по меньшей мере через одно отверстие 36 может поступать в нижнюю область 32 к промежуточной шестерне 20, чтобы оттуда снова распределяться во внутренней камере 30. Благодаря соединению по меньшей мере одного бокового жидкостного резервуара 40 и донного жидкостного резервуара 39, а также подаче жидкости со стороны днища во внутреннюю камеру 30, может быть уменьшено влияние колебаний уровня жидкости на коробку 10 передач. Таким образом, можно уменьшить влияние уровня заполнения жидкостью на потери от погружения и на повышение температуры. Донный жидкостный резервуар 40 имеет достаточно большой объем, так что возвращаемая в него жидкость может успокаиваться перед выходом через отверстие 36, в результате чего загрязнения, присутствующие в жидкости, могут осаждаться и не участвуют в циркуляции жидкости, которая происходит во внутренней камере 30 коробки 10 передач. В картере 12 коробки передач на нижней стороне донного жидкостного резервуара 40 расположено сливное отверстие 48, которое закрывается съемной резьбовой пробкой 50 и служит для удаления жидкости и/или осевших загрязнений из картера 12 коробки передач.
На фиг. 4 представлен вид картера 12 коробки передач в разрезе по оси В-В. При этом указанный разрез проходит через боковые жидкостные резервуары 39, расположенные с обеих сторон от промежуточной шестерни 20, и находящийся под ней донный жидкостный резервуар 39. При этом в боковых жидкостных резервуарах 40 уровень заполнения жидкостью 46, которая, например, после распределения во внутренней камере 30 может стекать обратно по внутренним стенкам в боковые жидкостные резервуары 40, является более высоким, чем на нижней стороне промежуточной шестерни 20 в нижней области 32, в результате чего могут быть снижены потери от погружения. Жидкость 46 через проницаемые для нее соединения (не показаны) поступает в донный жидкостный резервуар 39, откуда она может проходить через отверстие 36 (не показано) в нижнюю область 32 на промежуточной шестерне 32, чтобы оттуда распределяться при помощи промежуточной шестерни 20 в картере 12 коробки передач. При этом картер 12 коробки передач содержит крышку 42 картера, прикрепленную к нему с возможностью съема при помощи крепежных средств 52. Крышка 42 картера имеет определенную внутреннюю структуру 28 и выемку 38, которые частично образуют боковые жидкостные резервуары 40 и донный жидкостный резервуар 39. Разделитель 34 донного жидкостного резервуара 39 по меньшей мере частично выполнен в крышке 42 картера.
На фиг. 5 представлена часть картера 12 коробки передач, в которой содержится вторая ведомая шестерня (не показана). Внутренняя структура 28 картера 12 коробки передач образована ребрами 56 и кольцеобразным гнездом 54 подшипника. Гнездо 54 подшипника служит для установки подшипника (не показан), в частности, подшипника второй ведомой шестерни (не показан). Ребра 56, в частности, над гнездом 54 подшипника, и/или над (не показанным) боковым жидкостным резервуаром, расположены в виде воронки и соединяются с отверстием 36. Отверстие 36 расположено на верхней стороне гнезда 54 подшипника и позволяет жидкости, которая направляется в него с внутренней стенки по воронкообразно расположенным ребрам 56, проходить в гнездо 54 подшипника.
Ведомые шестерни 16, 18, в частности, вторая ведомая шестерня 18, показанная на фиг. 6 в разрезе по оси С-С, содержат полости, расположенные концентрично вокруг оси 27 вращения, по которым жидкость, например, через соответственно выполненные вторичные валы (не показаны) может поступать для смазывания механизма отбора мощности. При этом жидкость направляется направляющим элементом 58, расположенным внутри в гнезде 54 подшипника на картере 12 коробки передач, в ведомую шестерню 16, 18. Направляющий элемент 58 одним концом соединен с возможностью съема с картером 12 коробки передач, а на другом конце имеет профиль с изгибом, отходящим от внутренней стороны картера 12 коробки передач, для направления жидкости.
От внутренней стенки картера 12 коробки передач жидкость через (не показанное) отверстие может проходить непосредственно через внутреннюю структуру 28 или кольцо 54 подшипника к направляющему элементу 58. Через желобообразное отверстие 36, расположенное снаружи на верхней стороне гнезда 54 подшипника, жидкость может проходить от внутренней стенки картера 12 коробки передач к шестерням 16, 18 и оттуда, например, через подшипник 44 к направляющему элементу 58. Затем жидкость по меньшей мере частично из гнезда 54 подшипника при помощи направляющего элемента 58 направляется в ведомую шестерню 16, 18.
Для того чтобы жидкость оставалась в ведомой шестерне 16, 18, в ее полости со стороны направляющего элемента предусмотрен колпак 60, который проходит по краю в круговом направлении, выступает в виде борта радиально внутрь и удерживает жидкость в ведомой шестерне 16, 18. Вторая ведомая шестерня 18 установлена в картере 12 коробки передач с возможностью вращения при помощи подшипников 44, расположенных в гнездах 54 подшипников. При этом одно гнездо 54 подшипника выполнено в крышке 42 картера. Со стороны крышки картера на ведомых шестернях 16, 18 нет направляющих элементов, поскольку здесь через картер 12 коробки передач и крышку 42 картера проходят вторичные валы (не показаны).
Перечень ссылочных обозначений
10 Коробка передач
12 Картер коробки передач
14 Ведущая шестерня
16 Первая ведомая шестерня
18 Вторая ведомая шестерня
20 Промежуточная шестерня
22 Первичный вал
24 Ось вращения
25 Ось вращения
26 Зубья
27 Ось вращения
28 Внутренняя структура
29 Ось вращения
30 Внутренняя камера
32 Нижняя область
34 Разделитель
36 Отверстие
38 Выемка
39 Донный жидкостный резервуар
40 Боковой жидкостный резервуар
42 Крышка картера
44 Подшипник
46 Жидкость
48 Сливное отверстие
50 Резьбовая пробка
52 Крепежные средства
54 Гнездо подшипника
56 Ребро
58 Направляющий элемент 60 Колпак
b Ширина зубьев
h Высота
Изобретение относится к коробке (10) передач для сельскохозяйственной рабочей машины, в частности трактора, зерноуборочного комбайна или кормоуборочного комбайна. Коробка (10) передач содержит ведущую шестерню (14) и по меньшей мере одну первую ведомую шестерню (16), каждая из которых установлена с возможностью вращения вокруг оси (24) вращения и выполнена с возможностью соединения без возможности относительного вращения с первичным валом (22) или с вторичным валом в качестве механизма отбора мощности. Шестерни (14, 16, 16, 20) расположены во внутренней камере (30), образованной картером (12) коробки передач, которая с внутренней стороны имеет внутреннюю структуру (28) и во время работы по меньшей мере частично заполнена жидкостью (46). Картер (12) коробки передач с внутренней стороны содержит по меньшей мере одну выемку (38), которая расположена, в частности, сбоку, вблизи шестерни (14, 16, 18, 20), и которая для образования жидкостного резервуара (39, 40) по меньшей мере частично закрыта разделителем (34). Жидкостный резервуар (39, 40) при помощи по меньшей мере одного проницаемого для жидкости отверстия (36) соединен с внутренней камерой (30) картера (12) коробки передач. Достигается повышение надежности и эффективности работы коробки передач. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 6 ил.
Коробка передач для транспортного средства
Редуктор с устройством для смазки